Воспитательная система школы как вид педагогической системы.
1. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание как культурно-исторический феномен. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как процесс интериоризации, т.е. перевода социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности. Многофакторность и непрерывность процесса воспитания. Воспитание как педагогический процесс. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Основные закономерности процесса воспитания: закон соответствия воспитания и требований общества; закон единства целей, содержания, методов воспитания; закон единства обучения, воспитания и развития личности; закон воспитания в деятельности; закон активности воспитанника; закон единства воспитания и общения; закон воспитания в коллективе.
Различные классификации принципов процесса воспитания. Принципы воспитания (по Л.П.Крившенко): содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы, собственно педагогические, или методические, технологические принципы, социопсихологические принципы. Содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Собственно педагогические, или методические, технологические принципы: принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Социопсихологические: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности). Принципы воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, гуманизации, дифференциации.
Учение А.С.Макаренко о коллективе. Основные характеристики детского коллектива. Понятие и структура коллектива: формальная (официальная) и неформальная (неофициальная) структура. Поле коллектива: ценности, общественное мнение, традиции. Этапы развития детского коллектива. Классификация А.Н.Лутошкина («песчаная россыпь», «мерцающий маяк», «алый парус»).
Самоуправление в коллективе. Функции самоуправления, их характеристика: адаптационная, интегративная, прогностическая, освоения управленческой культурой.
Основные понятия: воспитание как процесс интериоризации, закономерности процесса воспитания, принципы воспитания (по Л.П.Крившенко), коллектив, самоуправление в коллективе.
Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности.
Содержание воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Ценностные отношения как отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Ценности воспитания как объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное.
Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности (В.А.Сластенин).
Содержание воспитания как совокупность умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического воспитания и подготовка человека к трем главным социальным ролям: гражданин, семьянин, работник (И.П.Подласый).
Содержание воспитания как процесс восхождения ребенка к культуре и к собственной индивидуальности (П.И.Пидкасистый, Б.Т.Лихачев).
Нравственное воспитание и мировоззрение школьников. Нравственное воспитание как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Содержание и средства нравственного воспитания школьников.
Гражданское воспитание молодежи. Понятие гражданского воспитания и его содержание. Средства воспитания. Воспитание патриотизма и правовой культуры.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Экономическое воспитание учащихся. Профессиональная ориентация. Система профориентации. Краткая характеристика основных компонентов этой системы. Профессиональное самоопределение учащихся.
Эстетическое воспитание школьников. Сущность и содержание эстетического воспитания школьников. Средства воспитания. Эстетическая культура личности и ее основные компоненты.
Физическое воспитание молодежи. Задачи и содержание физического воспитания. Физическая культура школьника. Формирование здорового образа жизни школьников. Задачи полового воспитания школьников.
Основные понятия: содержание воспитания как формирование базовой культуры личности (В.А.Сластенин); содержание воспитания как совокупность умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического воспитания и подготовка человека к трем главным социальным ролям: гражданин, семьянин, работник (И.П.Подласый); содержание воспитания как процесс восхождения ребенка к культуре и к собственной индивидуальности (П.И.Пидкасистый, Б.Т.Лихачев).