Педагогическое проектирование и диагностика.
Педагогические процессы.
Задание 3.1
Разработать:
1) Проект профессионального развития и повышения квалификации специалиста посредством задействования методологического инструментария социального психолого-педагогического проектирования профессионального развития специалистов предприятия, отрасли, менеджеров организации.
Следует обратить внимание, что индивидуальное социальное психолого-педагогическое проектирование личности специалиста - сложный, длительный и многогранный процесс, представляющий собой документальное отражение фактов профессиональной деятельности специалиста, менеджера, потенциально пригодного для включения его в резерв руководящих кадров, с момента зачисления его в трудовой штат предприятия, характеристика становление его профессионализма. От успешности осуществления этого процесса зависит эффект хозяйственной системы страны, обеспечиваемый строгим контролем над качеством трудовых ресурсов организационных единиц.
Проектирование затрагивает аспекты психологического сопровождения, профессионального развития и обучения, а также социального прогнозирования. Индивидуальное проектирование формирования и развития специалистов, резерва руководящих кадров, должно осуществляться психологами, работниками служб управления человеческими ресурсами (на предприятиях отрасли под руководством заместителя генерального директора по труду и кадрам) и отделов кадров с применением методов: анализа продуктов жизнедеятельности; наблюдения; тестирования и диагностики; моделирования; рейтингов; экспертных оценок. Проект, по своей сути, может представлять развернутое личное дело работника, содержащее помимо основной кадровой документации материалы управления человеческими ресурсами, материалы психолого-педагогической работы, а также документы планирования карьеры.
Проектирование может включать несколько «блоков».
Первый - документы кадрового характера, связанные с приемом и перемещением работника, сведения о поощрениях, награждениях и наказаниях, материалы, отражающие профессиональное развитие (данные о повышении квалификации, материалы аттестаций); документы об образовании и проч.
Второй блок - документы управления человеческими ресурсами, в т.ч. социально-психологических групп, а именно: материалы «входного» контроля (анкеты, тесты, документы бесед, интервью, анализы деловых и ролевых игр, а также их сценарии), позволяющие оценить профессиональные, индивидуально-психологические, физиологические особенности нового работника, охарактеризовать потенциал специалиста, которым он располагал до прихода в организацию; материалы текущего контроля (материалы тестирования, моделирования и психодиагностики; материалы (опросники, сценарии) и анализы деловых и ролевых игр, тренингов; документы наблюдения и самонаблюдения; материалы образовательных программ; методологические элементы оценки эффективности профессионального развития и обучения; материалы аттестация и т.п.), т.е. материалы, раскрывающие ценностные ориентации работника, позволяющие прогнозировать поведение личности в обозримом будущем, максимально задействовать его личностный потенциал, разработать систему мотивационных мероприятий (учитывая вкусы, предпочтения, установки, особенности менталитета, а также социально-бытовые условия и семейное положение).
Видится логичным все информационно-справочные материалы этого блока представить в виде системы «Индивидуальное личностно-профессиональное развитие» с выделением подсистем:
1.«Входной контроль» (развернутая характеристика личности данного индивида);
2.«Продукт»/продукты» - профессиональные способности (далее «продукт»). Продукт в проектировании личности специалиста - личностные характеристики работника, которыми он должен обладать в соответствии с занимаемой должностью;
3.Технология формирования продукта;
4.Методические аспекты оценки эффективности формирования продукта;
5.Адаптация. Включает материалы по двум направлениям трудовой адаптации, первичной - адаптация молодых кадров и вторичной - адаптация работников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или профессиональную роль.
6.Обучение. Осуществляется выбор действенной технологии профессионального развития, формирования требуемых компетенций, «продукта» (разрабатывается проект образовательной технологии, учебной дисциплины/курса, программы повышения квалификации, необходимых для профессионального обучения и развития данного специалиста);
7.Управление деловой карьерой. Выделяется профессиональная и внутрифирменная карьера (осуществляемая вертикально, горизонтально, центростремительно). Можно классифицировать карьеру на властную (формальный рост работника), квалификационную, статусную (предоставление различных знаков отличия, почетных званий и т.п.), а также монетарную (повышение уровня вознаграждения работника, предоставление индивидуальных льгот и др.);
8. Кадровый резерв. Включаются материалы методического характера по включению специалистов в кадровый резерв исходя из требований организации, организационной структуры, производственного подразделения и его текущего кадрового состава, специальности и должности;
9. Ротация;
10.Установки. Мотивация (включает информацию относительно вкусов, предпочтений, ценностных ориентаций данного специалиста).
Следует учесть, что конечным требованием, предъявляемым к результативности, как профессиональной деятельности, так и учебно-воспитательного процесса, в том числе направленного на повышение профессиональной квалификации, (профессиональное развитие и обучение), выступает понятие «профессионализм», которое составляют (показатели): (1) знания, умения и навыки; (2) потенциал: адаптивность (психологическая и социальная устойчивость; скорость реакции; акцентуарий темперамента); обучаемость - возможность восприятия нового (скорость восприятия информации; степень креативности мышления).
Для выполнения данного задания необходимо выбрать реального специалиста, проект профессионального развития посредством профессионального обучения и формирования требуемой компетенции, будет осуществлен. В разработанном проекте должно быть представлено:
1.Ф.И.О. специалиста, его профессиональные и должностные обязанности;
2.развернутая характеристика личности данного специалиста (для этого целесообразно обратиться к «психологии личности»), раскрыть методический инструментарий диагностики;
3.обосновать целесообразность применения психолого-педагогического проектирования для этого специалиста; дать характеристику текущих профессиональных способностей;
4.определить личностные характеристики работника, которыми он должен обладать в соответствии с реализацией предполагаемого проекта;
5.разработать технологию профессионального развития данного специалиста;
6.определить методический инструментарий диагностики эффективности выбранной технологии (целесообразно опираться на измерения в педагогике и психологии).
В данном задании технология профессионального развития и обучения излагается достаточно сжато, так как задание № 2 «Проект новой учебной дисциплины, программы курса или программы повышения квалификации» как раз и направлено на детальное исследование образовательных программ, направленных на профессиональное обучения и развитие специалистов.
2) Проект новой учебной дисциплины, программы курса, программы повышения квалификации, технологии профессионального обучения и развития, создающийся для реализации проекта профессионального развития и повышения квалификации специалиста, формирования требуемых знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной должности,…звания, профессии, либо для формирования профессиональных, гражданских и личностных качеств специалиста.
Важнейшей составляющей процесса профессионального развития специалиста, менеджера, применения социально-педагогического проектирования его личности, выступает эффективная технология профессионального обучения и развития, а также действенная методика оценки эффективности этой технологии.
Для выполнения данного задания следует опираться на ниже представленную методологию педагогического проектирования.