Лобанов А.А. Хрестоматия ситуаций для анализа общения.
11. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
12. Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир, 2000.
13. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2003.
14. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. – М., 2004.
15. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1998, гл. 1.
16. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.
СЕМИНАР № 6
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
(Разработан к.п.н., доц. Романовой Л.А.)
2 часа
Задачи:- сформировать представления о сущности и основных закономерностях воспитания.
Опорные теоретические понятия:
воспитание
закономерности воспитания
принципы воспитания
приемы воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризовать основные понятия теории воспитания: воспитание, закономерности воспитания, принципы воспитания, приемы воспитания.
2. Раскрыть (в сравнительном порядке) основные закономерности и принципы воспитания, изложенные авторами учебников «Педагогики» В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым и П.И. Пидкасистым. (Подготовьте соответствующие презентации)
Задания
для самостоятельного осмысления и
Обсуждения на семинарских занятиях
Вы ознакомились с принципами воспитания, вы знаете уже о том, что существуют правила, выполнение которых обеспечивает практическую реализацию педагогических принципов.
Предлагаем вам разработать комплекс (свод) правил по осуществлению следующих принципов:
· принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
· принцип опоры на положительное в человеке;
· принцип гуманистической направленности воспитания;
· принцип стимулирования активности личности;
· принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности;
· принцип целостного подхода в воспитании;
· принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействия на формирование в единстве сознания и опыта деятельности;
· принцип сотрудничества, партнерства в воспитании;
· принцип эстетизации детской жизни.
Напоминаем, что по форме и стилю изложения правила должны быть лаконичными, конкретными, корректными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, как следует поступать, чтобы достичь желаемого результата.
· Практические задания
Вы знаете, что процесс формирования личности человека является предметом исследования ряда наук. Каждая из наук формулирует определенные выводы, которые педагогика и педагоги учитывают при разработке теории и реализации практических педагогических задач.
Теперь представьте себе молодого педагога, который родился и вырос в крупном городе, но по окончании института приступил к работе в небольшой сельской школе. Как и следовало ожидать, свою педагогическую деятельность он начал с выполнения аналитической функции и, конечно, не ограничился только изучением своих воспитанников и реальной социально-педагогической ситуации их развития. Он погружается в чтение литературы, в которой пытается почерпнуть сведения о специфике воспитания детей в соответствующих условиях.
Сформулируйте, пожалуйста, для своего коллеги краткие выводы, к которым вы пришли, изучая философию, социологию, экономику, право, этнографию, биологию, медицину, физиологию и, конечно психологию и педагогику. Для каждого из вас – человека энциклопедических знаний – сделать это, вероятно, не составит особого труда… Но не забывайте, что выводы должны быть: краткими и емкими, конкретными, имеющими практическое значение именно в заданной ситуации.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- презентации, выполненные в рамках 2 вопроса;
- практическое задание выполняются микрогруппами по 3-4 студента.
Литература
1. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2005.
2. Педагогика/ Под ред. И.Ф. Харламова. – М., 2003.
3. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000.
4. Воспитание. Воспитательная система школы// Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 1. – М., 1993.
5. Гуманистическая воспитательная система вчера и сегодня // Под ред. Н.Л.Селивановой. – М.,1998.
6. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. – М.,1996.
7. Маленкова М.А. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
9. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2003.
10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.
11. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека/ Педагогика, 1998, №4, С. 3 – 8.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика, 1995, №4, С. 29-36.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
(разработана д.п.н. Е.Н. Селиверстовой)
1. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения
1. Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. – Томск: Пеленг, 1995.
2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика, 1995, № 1.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие //Избр. пед. труды. – М., 1990.
4. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1979.
5. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика, 1996, № 2.
6. От школы монолога – к школе диалога: К освоению идеи диалога в обучении /Под. Общ. ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир, 1996.
7. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2004. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/37489/
8. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Раздел II. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке).
9. Репкин Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. – Томск: Пеленг, 1993.
10. Селивёрстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009. или Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир, 2008.
11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991. С.219-220.
12. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. С. 14-16.
13. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии, 1994, № 2.
14. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
2. Развитие познавательного интереса школьников в процессе обучения
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.. 19083.
2. Морозова Н.Г Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.
3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И.Щукиной. – М.,1984.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
6. Бондаревский В Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985.
7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.
3. Самооценка школьника. Педагогические возможности учебного процесса в развитии самооценки школьника
1. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.
2. Захарова А.В., Андрющенко Т.Ю Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии, 1980, № 4. С. 90-100.
3. Захарова А.В., Мамажанов М.А. Роль самооценки в формировании познавательной активности младших школьников //Новые исследования в психологии. – М., 1983, №1.
4. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности //Формирование учебной деятельности школьников. – М., 1982.
5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск, 1992.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.