Психологич. особ-ти младш.шк.возр-та
7-11 л. Происходит псих. готов-ть к школе. Познав. разв-е реб-ка 6 л -) дошк. -) непроизвол. память;
- момент поступл-я ребенка в школу. Границы млад школ возраста = период обуч-я в нач-ой школе – 6-7 до 11л. Переход к системат обучению -)высокие требов-я к умственной работоспособности детей. Происх. существ. измен-ия в псих разв-и реб-ка: качественно преобраз-ся познават. сфера, формир-ся личность, складыв-ся сложная сист. отнош-ий со сврест-ми и взрослыми. Нач. обуч-я в школе -) к коренному измен-ю социал сит-и развития реб-ка. Ребенок -) «общественным» субъектом. Ведущей -)шк. учебная деят-ть} интенсивное разв-е познават-х проц-ов. Ребенок овладевает своими псих-ми процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Происх. развитие словесно-логического понятийного мышления. Склад-ся новый тип отнош-ий с окруж-ми людьми. Возрастает роль детского сообщества. КРИЗИС 7 лет. Внеш. проявл-я кризиса: заметные проявл-я изменений в поведении ребенка (манерничать, кривляться, демонстративность). Ребенок стан-ся трудновоспит-м, появ-ся св. внутр жизнь, недоступная окруж-им, нач-ет управлять св.повед-ем (размышляет прежде чем действует, оценивает свои поступки). Происх. осознание своего места в системе челов. отнош-ий. Появ-ся неудовлет-ть. ДИЗАДАПТАЦИЯ: -ухуд-ся самочувствие, сон. – голов боли, - реакция отказа, протеста. ПАРАМЕТРЫ ПСИХ ГОТОВНОСТИ К ШК: - мотивацион. готовность (ребенок имеет представ-ия о школе, там интер, социальн мотив, стремлен к получению хор оценок; внеш мотив – мне купят портфель. – развитие произвольности ( умение управлять своим поведением) – развитие интел-ой сферы (д. уметь сравнивать, обобщать, дел выводы) – развитие речевой сферы (появл фонематический слух). Общение -) Задача учителя: помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, связ с изменением внутр сост-я и внеш обстан-ки, мах облегчить возникшие перелом в жизни реб-а. 2 вида трудностей реб-ка: 1)выполнение режима. 2) взаимоотношения. У реб появл пресыщ-е знаниями-) потере интереса к школе и к предметам. Учителю - вкл-ть доп-ые стимулы: 1)моральные (одобрение, похвала, ставить в пример другим), 2) материальные (нельзя злоупотреблять). Моральные и матер-ые должны сочетаться. Учитель д. детально демонстр-ть последоват-ть учеб. действий. Нужно объяснять реб-ку зачем нужен данный материал. Реб-к должен ставить задачу перед собой. Школьн-ку нра-ся те, кто хорошо учится, хорошо себя ведет, выглядит опрятно. Высок авторитет учителя, интерес к его личности. Стремл-ие к наилучшим успехам. Самооценка зависит от внеш. факторов. Высокая активность - необходимо направить в нужное русло.
РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения — и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, Дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в начале школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Начальная школа включает своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой — при этом максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытать двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
30. Психологич. особ-ти развития уч-ся среднего школьного возраста.
Способ-ть к рефлексии, познават интересы, элементар. навыки. Вместо одного учителя – множ-во}множество отнош-й, установок. Измен-ся программа в обучении-)больше ориентир-на на самост-ть. Здесь главное – логическая память, мышление, больше внимания. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ: 1) сформир-сть осн. компонентов учеб. деят-ти + усвоение знаний из нач.школы, 2) наличие новообразований млад школ возраста (саморег-я, контроль, умение общаться с уч-м, с учащ-ся), внутрен план действий., 3) взаимоотнош-я на равных со всеми, 4) способность переживать успех и неудачу ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО: -несоотв-ие программы нач, и средней шк., - недостат-ое усвоение норм поведения в школе, - не сформир коммуникат-е кач-ва: открытость, инициативность, доброж-сть, - индивид-е трудности: 1отстав-е в познават развитии, 2 .преобладают игровые интересы. 3 инфальтивность (опека со стороны взрослых) } нет самост-и, 4 нарушение в общении, связ. с семейным стилем взаимод-я. Подростковый период критический : психич развития, изменяется тело, бурно развив-тся познават сфера + половое созревание. ФАЗЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА: - негативная: измен-ся старая си. Отнош-й с людьми и с самим собой (я- не ребенок)., - кульминационная: раздражительность, конфликтность, - посткритическая: подросток стрем-ся познать себя, осознает св.сходство с окружающими, св. уникальность. ФИЗИОЛОГ-ОЕ РАЗВ-Е: сроки: Д – 11-16, М-13-17/18. у мальчиков особенно резко заметны физиолог измен: неуклюжесть, изменяется почерк, трудно стан-тся реагировать на вопросы учителя, реплики (к стар подрост возр эти проблемы уходят). ПРОТИВОРЕЧИЯ: подростки остаются несамостоятельными экономически, не несут ответ-ти за свою жизнь. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТ-ТЬ: общение со старшеклассниками имеет «+» значение, 1) ч/з общение происх. усвоение норм, правил взаимод-я, 2) самосознание, 3) обмен эмоц-значим информ. Часто общение в группах, чтобя понять – КТО Я, нужно -) к МЫ } найти ср ОНИ. Роль семьи ослабевает. Подростки из неблагоп.семьи подвержены влиянию группы. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ: 1- эгоистичность, жадность, 2- нарушение данного слова, 3- стремление командовать, 4- нарушение кодекса товарищества. Подростки очень эмоцион переживают св отн-я со сверстниками. В старш. подрост возрасте отнош-я: -деловые («дай списать»), - товарищеские (обмен информ), - дружеские (общение с эмоц- лич содер) ВЫБИРАЮТ ДРУЗЕЙ ЗА: успехи в учебе, общит-ть, инициат-ть, богатство воображения, привлекат внешность. Задирание, показное равнодушие к противоположному полу. ~ 7 кл – начало массовых романтич отн-ий. СО ВЗРОСЛЫМИ: открытые формы протеста, агрессивность, молчание. -! Важно изменить стиль общения с подросток, -! Установить отн-я взаимного доверия , уваж-я. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБ ДЕЯТ-ТИ. Сниж. учебная мотив-я, повыш интерес к миру, кот вне школы. Ярко прояв-ся индивид-е способ-ти и склонности. Все это происходит в зависимости от того. Как преподает свои уроки учитель (если учителю скучно, то и уч-ся). Отнош-е к отметке будет зависеть от групп-х норм в классе. Интересы подростков изменчивы. Музыкальные пристрастия своебразны: депрессивная, буйствующая. Свои поступки подросток тщательно продумывает. Высоко ценят самостоятельно заработанные деньги. ПОДРОСТКОВЫЕ ИЛЛЮЗИИ: ощущ-е собств.величия, благородства, иллюзия безграничной любви, иллюз-я полезности воздействия. ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ: -чувство зрелости, новый уровень самосознания, подростковый идеализм.
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Возраст от 11—-12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на б—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения- Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и. глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
-Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Перестройка воспитательной работы со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает благоприятные условия для самовыражения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.