Психологич. особ-ти младш.шк.возр-та

7-11 л. Происходит псих. готов-ть к школе. Познав. разв-е реб-ка 6 л -) дошк. -) непроизвол. память;

- момент поступл-я ребенка в школу. Границы млад школ возраста = период обуч-я в нач-ой школе – 6-7 до 11л. Переход к системат обучению -)высокие требов-я к умственной работоспособности детей. Происх. существ. измен-ия в псих разв-и реб-ка: качественно преобраз-ся познават. сфера, формир-ся личность, складыв-ся сложная сист. отнош-ий со сврест-ми и взрослыми. Нач. обуч-я в школе -) к коренному измен-ю социал сит-и развития реб-ка. Ребенок -) «общественным» субъектом. Ведущей -)шк. учебная деят-ть} интенсивное разв-е познават-х проц-ов. Ребенок овладевает своими псих-ми процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Происх. развитие словесно-логического понятийного мышления. Склад-ся новый тип отнош-ий с окруж-ми людьми. Возрастает роль детского сообщества. КРИЗИС 7 лет. Внеш. проявл-я кризиса: заметные проявл-я изменений в поведении ребенка (манерничать, кривляться, демонстративность). Ребенок стан-ся трудновоспит-м, появ-ся св. внутр жизнь, недоступная окруж-им, нач-ет управлять св.повед-ем (размышляет прежде чем действует, оценивает свои поступки). Происх. осознание своего места в системе челов. отнош-ий. Появ-ся неудовлет-ть. ДИЗАДАПТАЦИЯ: -ухуд-ся самочувствие, сон. – голов боли, - реакция отказа, протеста. ПАРАМЕТРЫ ПСИХ ГОТОВНОСТИ К ШК: - мотивацион. готовность (ребенок имеет представ-ия о школе, там интер, социальн мотив, стремлен к получению хор оценок; внеш мотив – мне купят портфель. – развитие произвольности ( умение управлять своим поведением) – развитие интел-ой сферы (д. уметь сравнивать, обобщать, дел выводы) – развитие речевой сферы (появл фонематический слух). Общение -) Задача учителя: помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, связ с изменением внутр сост-я и внеш обстан-ки, мах облегчить возникшие перелом в жизни реб-а. 2 вида трудностей реб-ка: 1)выполнение режима. 2) взаимоотношения. У реб появл пресыщ-е знаниями-) потере интереса к школе и к предметам. Учителю - вкл-ть доп-ые стимулы: 1)моральные (одобрение, похвала, ставить в пример другим), 2) материальные (нельзя злоупотреблять). Моральные и матер-ые должны сочетаться. Учитель д. детально демонстр-ть последоват-ть учеб. действий. Нужно объяснять реб-ку зачем нужен данный материал. Реб-к должен ставить задачу перед собой. Школьн-ку нра-ся те, кто хорошо учится, хорошо себя ведет, выглядит опрятно. Высок авторитет учителя, интерес к его личности. Стремл-ие к наилучшим успехам. Самооценка зависит от внеш. факторов. Высокая активность - необходимо направить в нужное русло.

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная пере­мена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель­ными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанно­сти, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережива­ют период второго округления: у них по сравнению с предыду­щим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завер­шается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С раз­витием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все тка­ни детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го­ловного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в сред­нем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяет­ся взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобла­дает процесс возбуждения — и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сфор­мировать или развивать у школьников, диктуют педагогам стро­гую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день рас­крывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко вы­раженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправ­ленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углуб­ляется, становится более анализирующим, Дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен вос­питанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, во­левых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоцио­нально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит фор­мами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в начале школь­ной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качес­твенно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функ­цией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо­бенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики орга­низации познавательной деятельности можно получить совер­шенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения прояв­ляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословно­го запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник за­поминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память име­ет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Одна­ко ученики начальной школы не умеют распорядиться своей па­мятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учеб­ного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверст­никами (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешко­льного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллек­тивизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимо­помощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет боль­шие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подра­жанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко­моральной личности. Основы нравственного поведения закла­дываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социа­лизации личности огромна.

Начальная школа включает своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личнос­ти ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или стар­шим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой — при этом максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытать двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культу­ру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

30. Психологич. особ-ти развития уч-ся среднего школьного возраста.

Способ-ть к рефлексии, познават интересы, элементар. навыки. Вместо одного учителя – множ-во}множество отнош-й, установок. Измен-ся программа в обучении-)больше ориентир-на на самост-ть. Здесь главное – логическая память, мышление, больше внимания. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ: 1) сформир-сть осн. компонентов учеб. деят-ти + усвоение знаний из нач.школы, 2) наличие новообразований млад школ возраста (саморег-я, контроль, умение общаться с уч-м, с учащ-ся), внутрен план действий., 3) взаимоотнош-я на равных со всеми, 4) способность переживать успех и неудачу ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО: -несоотв-ие программы нач, и средней шк., - недостат-ое усвоение норм поведения в школе, - не сформир коммуникат-е кач-ва: открытость, инициативность, доброж-сть, - индивид-е трудности: 1отстав-е в познават развитии, 2 .преобладают игровые интересы. 3 инфальтивность (опека со стороны взрослых) } нет самост-и, 4 нарушение в общении, связ. с семейным стилем взаимод-я. Подростковый период критический : психич развития, изменяется тело, бурно развив-тся познават сфера + половое созревание. ФАЗЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА: - негативная: измен-ся старая си. Отнош-й с людьми и с самим собой (я- не ребенок)., - кульминационная: раздражительность, конфликтность, - посткритическая: подросток стрем-ся познать себя, осознает св.сходство с окружающими, св. уникальность. ФИЗИОЛОГ-ОЕ РАЗВ-Е: сроки: Д – 11-16, М-13-17/18. у мальчиков особенно резко заметны физиолог измен: неуклюжесть, изменяется почерк, трудно стан-тся реагировать на вопросы учителя, реплики (к стар подрост возр эти проблемы уходят). ПРОТИВОРЕЧИЯ: подростки остаются несамостоятельными экономически, не несут ответ-ти за свою жизнь. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТ-ТЬ: общение со старшеклассниками имеет «+» значение, 1) ч/з общение происх. усвоение норм, правил взаимод-я, 2) самосознание, 3) обмен эмоц-значим информ. Часто общение в группах, чтобя понять – КТО Я, нужно -) к МЫ } найти ср ОНИ. Роль семьи ослабевает. Подростки из неблагоп.семьи подвержены влиянию группы. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ: 1- эгоистичность, жадность, 2- нарушение данного слова, 3- стремление командовать, 4- нарушение кодекса товарищества. Подростки очень эмоцион переживают св отн-я со сверстниками. В старш. подрост возрасте отнош-я: -деловые («дай списать»), - товарищеские (обмен информ), - дружеские (общение с эмоц- лич содер) ВЫБИРАЮТ ДРУЗЕЙ ЗА: успехи в учебе, общит-ть, инициат-ть, богатство воображения, привлекат внешность. Задирание, показное равнодушие к противоположному полу. ~ 7 кл – начало массовых романтич отн-ий. СО ВЗРОСЛЫМИ: открытые формы протеста, агрессивность, молчание. -! Важно изменить стиль общения с подросток, -! Установить отн-я взаимного доверия , уваж-я. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБ ДЕЯТ-ТИ. Сниж. учебная мотив-я, повыш интерес к миру, кот вне школы. Ярко прояв-ся индивид-е способ-ти и склонности. Все это происходит в зависимости от того. Как преподает свои уроки учитель (если учителю скучно, то и уч-ся). Отнош-е к отметке будет зависеть от групп-х норм в классе. Интересы подростков изменчивы. Музыкальные пристрастия своебразны: депрессивная, буйствующая. Свои поступки подросток тщательно продумывает. Высоко ценят самостоятельно заработанные деньги. ПОДРОСТКОВЫЕ ИЛЛЮЗИИ: ощущ-е собств.величия, благородства, иллюзия безграничной любви, иллюз-я полезности воздействия. ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ: -чувство зрелости, новый уровень самосознания, подростковый идеализм.

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Возраст от 11—-12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельно­сти и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуре­бенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для само­го подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на б—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года при­бавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается про­цесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твер­дость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельно­сти и учащению сердцебиения- Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких воз­растает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Нерав­номерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жес­тикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, на­рушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной сис­темы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшает­ся контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоция­ми. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна по­вышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и. глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уро­ки или интересные дела очень увлекают подростков, и они мо­гут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систе­матизированным, последовательным, зрелым. Улучшается спо­собность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в поль­зу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учите­ля или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

-Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изме­нением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуж­дениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксичес­кой структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и соци­альное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нрав­ственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении под­ростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувст­ва подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Осо­бенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспыш­ки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом ката­строф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. На­мерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выби­рать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пи­раты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, ко­торых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой сме­лость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые де­вочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, туне­ядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Иде­ал честного труженика перестал быть привлекательным.

Перестройка воспитательной работы со школьниками средне­го возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и по­ведения современного подростка, уметь поставить себя на его ме­сто в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убе­диться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллекти­ва, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе­ния — все это создает благоприятные условия для самовыра­жения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формирова­нии нравственных и социальных качеств.

Наши рекомендации