Особ-ти развития психики в младенчестве. Кризис 1 года. Особ-ти развития в раннем детстве. Кризис 3х лет.

0-2 мес. Рождение – это кризис, т.к. реб. Попадает в совершенно нов.усл. своего сущ. Он физ. Отделяется от матери, а биолог. Отделения не происх. Человеч. Дитя сам. Беспомощное при рожд. В этот период реб. Не обладает ни какими способами вз-ия со взр. Единст.что его заботит – это отст. Дискомфорта. Своеобразин дан.пер.закл.в том, что он явл. Соед звеном между внутриутробным и послед. Пер.постнатального разв.(промеж.полож).

Новооб-ие дан.пер.инд.пс.жизнь реб. В эт. Новооб-ии выд.2 мом.:1. Жизнь реб. Явл.отд. от орг-зма, в недрах кот. Она зародилась;

2.жизнь реб.явл. хоть и в примтив.форме пс.жизнью.

Мл-во(2 мес.-1 год) – стаб.пер.,вед.дея-ть –непосред.-эмоц.общ.

Реб. Живет вместе со взр., кот. Удовл. Все его потреб. При макс. Зав-ти от взр. Реб.лишен осн.ср-ва общ. С ним в виде чел.речи. Общ. В этом возр. –бессловесное, часто безмолвное.

Это общение, кот. Направл. Не столько на поним. Др.чел., сколько на выражение эмоций. Это позитив. Или негатив.реакция реб. На изм. Центр.момента мл-кой ситуации, а именно появл. Или удел-ие взр.

В отсут. Взр.реб.оказ.в ситуации беспомощности. В его присутствии д/реб. Открыв.ест.путь д-ия – это д-ие ч/з др.чел. Осн.новооб-ие дан.периода м.б.обознач.с пом.термина: «Пра-мы» - это первонач.сознание пс.общности, кот. Предшеств. Осозн.собст. «Я».

Первонач. У реб. Даж. Нет осозн. Своего физ. «Я». На смену периоду пассивности прих. Период акт-ти: реб. Прояв. Инт. К собств. Дв-ям, звукам, к окр.предмет., т.е. д/реб.открыв.внеш. мир – это 1-ая стадия мл-ва.

2-ая стадия(после 6 мес.) хар-ся появл. Более слож.форм поведения. Знаменательным в жизни реб. Явл. 10-ый мес.(1-ое употребл.слов и орудий). Постепенно пространство реб. Расшир. Появл. Жест., кот.обознач.: «Дай», далее он сопровожд.словом. Возник.ходьба. Ситуация слитности реб. И взр. Разрыв. Изнутри. Появл. Двое. В этом суть кризиса 1-ого года жизни. Теперь реб. Живет не ч/з взрослого, а совместно с ним. Выдел. 3 признака кризиса 1-ого года жизни:1.становл.ходьбы 2.Латент.период(скрыт.) разв.речи. 3.Гиповулические реакции (1-ые нотки протеста по отн. Ко взр.).

форм.Лич. Начин. Со 2-3 года жизни.Это дейст-но так, если иметь в виду внеш.проявл. кач. Одн, этот проц. начин.раньше т.к.: 1.Сущ. летент. Пер. форм. Кач.;

2.Для проявл. Неск.кач. нужны соотв. Усл.

Предм.-игров.деят-ть.Первонач. У реб. Присут. Только билог. Потр-ти( еда, сон), кот. Полностью удовл, если собл. Режим дня. Позднее появл. Сл.пот-ти: 1. Потреб-ть в общении 2. Потр. В дв-ии.

Ран.дет-во (1-3лет) - стабиль.период,вед.дея-ть: предмет-манипулятив. Дан.воз-т явл. Одн. Из ключевых в жизни реб.

Осн. Новообр-ие: 1.прямохожд., кот.расшир.простр-во реб.; 2. Реч.ощущ.(разв.речи) – спос. Усв. Знаний, умен. 3. Предмет.дея-ть( разв.сп-ти реб.), в осн. Его руч.дв-ия.

В эт.пер. у реб. Склад.опред.вз-ия отн. С окр.предмет: люб.предм. либо притягивает, либо отталк.реб., у него нет равнодушного отн. К вещам.

Реб.нах в мире предм. И вещей как бы в силовом поле.Предм. приобр.повелит.хар-р над реб.

Реб.мож. рассужд.только о отм, что видит в дан.момент. Ц. вед.пс.ф-цией явл.восприятие. Специфика предмет.дея-ти закл. В том, что реб.узнает в ней «наст.ф-ции» предм.

К 2-м годам у реб. В осн.сформ. предмет.дея-ть в отн.большинства предм.домаш.обихода. Реб, получив нов.вещь, прежде всего должен выяснить функц. Назнач. К 3-м годам начин.развив. символич. Ф-ция сознания.

Выд. 2 вида д-ий, кот. Оказ.наибольш.вл.на разв.реб.: 1. Соотн.д-ия – д-ие, цель кот. Привести в опред.отн. 2 и более предмета( сбор пирамидки) 2. Орудиийные д-ия – д-ия , в кот 1 предм. Выступ. В кач. Возд-ия на др.(молоток,пила). В ран.дет-ве появл. Игра, кот. Сущ. Отл. От игры более позд.воз-та, в кот. Есть и роль, и воображ.ситуация. В ран.дет-ве им.место «квази-игра»(как бы игра). Реб. Воспроиз-ит д-ие взр., а роль не отыгр. Сначала у реб. Появл. Игры-подраж.

К 3-м год. – сюжетно-ролев. Игры. В нач.пер.вз-ия меж. Детьми нет. Ближе к 2-3 годам дети начин. Игр.вместе. В ран.дет-ве начин.форм.-ся полоролевое поведение.(муж. И жен.)

Раннее дет-во явл. Сензитив.пер. д/разв. Речи. Хотя речь- слож.изобретение чел., реб. Легко ее усваивает. Выд. 3 этапа рзв.речи: 1. Ок. 1 года реб. Произн. Отд.слова и начин. Наз. Вещи св. именами. К эт.времени у него накопился практич. И чувств. Опыт и д/того чтоб нач.говорить, ему дост.связать имеющ у него образы предмет. С тем сочет звуков, кот произн. Взр. При форм.понятий реб. Обр.вним. на наиб.яркие св-ва, а не на функц-ные назнач.

2.В 1,5-2,5 год. И реб.комбин.слова, строит прост. Предл. В эт. Пер.происх.рез.скачок в разв.речи:увелич. Совар.запас. Реб.сам спраш.наз.предм., легоко повт.слово, быстро его запомин. На 2-м году жизни реб. Усв.имена взр., назв. Больш.предм. и частей тела.

3.Ближе к 3-м год. Реб.правиль. примен.падежи,строит многослов. Предл., проявл. Контр. За собств.речью и речью взр., любит слуш. Сказки,стихи и то,что гов.взр. Эт. Момент гов. О том, что реб. Позн. Мир не только с пом. Орг.чувств, нос пом. Речи. Форм. Эгоцентич.речь – речь, обращ. К себе.

Выд. 3 пути разв.речи:

1. Подражание 2. Обр-ие усл.рефлексов (поощр. Взр. За сказ.слова) 3. Постановка и опыт.проверка гипотез(словотворчество)

Форм.лич.в ран.дет-ве связ с разв. Самосознания. Осн.новообр-ем явл. Появл. У реб. Созн,кот. д/др.проявл. в виде собст.»Я». К 3-м год. Реб.осозн. себя в кач.актив.субъекта,самоупр-ся, имеющ св. чувства и желания. Все это проявл. В часто повт. Словах: Я САМ. В 1,5-2 г реб.начин. узнавать себя в зеркале, отклик. На собст. Имя, исп.местоимение –Я. Происх. Выделен.собст.Я из единства сист. «Реб-взр.». Сравнение себя с др. приводит к форм. Самооценки. Ран.дет-во явл. Важ.эт. д/разв.элепатии(сочуствие, сопережив). В эт. Период форм.волев.кач. Мен. Общ. С окр.Выд. 3 момента в эт.общ.: 1.внимание 2. Доброжел-ть 3. Сотрудничество( не прот.помощь взр., а соучастие его в д-ях реб). При общении реб. Со взр. Преоблад. Дел.мотивы общения.

Кризис 3-х лет.

Выд. Сл.осн.призн. 3-х лет (семизвездие): 1. Негавитизм – так.р-ия,

Когда реб. Не хоч. Ч-лдел. Только потому,что его об эт. Поросил взр.,т.е. это ре-ия не на содерж. Д-ия, а на взр.

2.Упрямство – это так.р-ия,когда реб.настаивает на ч-л не потому,что ему эт.оч.хоч., а потому что он попросил это.

3. Стороптивость – направл. Против норм воспит.,она безлична. На все треб. Он гов.: «Ну да, буду я это дел»

4. Своеволие – стрем.реб. к сам-ти, он все хоч.дел сам.

5. Протет-буря – реб.нах-ся в сост.пост.войны с окр.

6. Обесценивание – обнц.взр., игрушки, появл. Перв.рунат.слова

7. Проявл.двойственно - : а)если 1 реб. В семье – деспотизм –род.долж.дел.то,что хоч. Реб.;б) если неск.детей – симптом ревности – дети ревн.друг к другу родителей.

Вторич.приз.: изворотливость,хитрость,фантазир. С целью получювыгоды, тяжело пережив.неудачи. Кризис 3-х лет наиб.остро протек.,если огранич.сам-ть реб. И при неблагополуч.усл. воспит.

Наши рекомендации