Методика изучения имен существительных

По 1 варианту изучение существительного почти полностью сконцентрировано в 5 классе, за исключением некоторых тем, например склонение существительного множественного числа.

По 2 варианту предусматривается более плавное, равномерное распределение материала по годам обучения и фактически реализуется концентрический принцип обучения.

При изучении ИС (имени существительного), учащиеся, во-первых, знакомятся с определенными понятиями и вводится сам термин «существительное». Кроме того, происходит расширение понятия «предметность», когда под понятие «предмет» относятся слова, которые обозначают события, профессии людей, явления природы, действия, состояния человека.

Учащиеся учатся определять существительное в ряду других слов по значению и по одному из 2 вопросов (кто?что?). Затем учащиеся знакомятся с основными грамматическими признаками: одушевленность/неодушевленность, имя собственное/имя нарицательное, изменение по числам, родам и падежам и 3 склонения.

Одушевленность/неодушевленность.

Учащимся предлагается прочитать текст и выписать ИС в 2 столбика: кто и что. После выполнения, учитель спрашивает, кого обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто?». Учитель определяет для детей, что слова, отвечающие на вопрос «кто?» и обозначающие животных, птиц, людей, являются одушевленными

Собственные/нарицательные

Учитель предлагает учащимся рассмотреть пару картинок: воздушный шарик-собака. Предлагается назвать предмет на 1 картинке (шарик) и сделать подпись под картинкой. Затем под 2 картинкой выставляется подпись: «это собака Шарик». Детей просят сравнить, как пишутся слова «шарик» в двух случаях. Что обозначает «шарик» на 1 и 2 картинке? Зачем мы даем собаке кличку?

Имена людей, клички животных, название городов, рек и т.д. – имена собственные. Они даются, чтобы отличать 1 предмет от другого. Они пишутся с большой буквы. Остальные – имена нарицательные, которые пишутся с маленькой буквы.

Можно провести работу по дифференциации понятий и закреплению соответствующего умения писать имена собственные и нарицательные.

(Л,л) цветок …илия, девочка …илия

(Д,д) …еревня, …убровка

А с платформы говорят, это ….. Ленинград.

А из нашего окна площадь …… видна!

Изменение ИС по числам.

Изучение этой темы подготовлено материалом, с которым ученики знакомятся в младших классах. В 1 столбик выписываются ИС, обозначающие 1 предмет, во 2 столбик – много предметов. После выполнения этой работы, учитель предлагает детям прочитать ИС, обозначающие 1 предмет.

ИС изменяются по числам и над 1 столбиком выставляется карточка «единственное число». Над 2 – «множественное число».

Выставляются карточки с окончаниями ИС в единственном числе (-а, -е, -о, -я) и множественном числе (-ы, -и, -я).

Изменение ИС по родам.

Гнездилов предлагает начинать изучение этой темы с тех слов, где достаточно наглядно совпадает грамматическое значение рода и лексическое значение (принадлежность к м и ж полу).

Женщина/мужчина

Девочка/мальчик

Тетя/дядя

Мама/папа

Учитель на уроке берет у учащихся предметы (карандаш, ручка и, предположим, зеркало).

Доска разделена на несколько частей, карточки на доске повешены обратной стороной. Учитель берет 1 предмет (карандаш) и спрашивает: «чей карандаш?». Уч-ся отвечает «мой». На доске открывается карточка со словом «мой». Какого цвета карандаш? Зеленый. Заменим слово «карандаш» на слово «он». Что получилось? «Он мой». Открывается карточка «он». ИС, к которым можно подставить слова «он мой» называются существительными мужского рода. Выставляется карточка «Мужской род (м.р.)» над существительным.

Такая работа с каждым словом (ручка, зеркало). Для закрепления, детям предлагается определить слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср.р.). Требовать от ребенка определить род вслух.

Изменение ИС по падежам.

Чтобы познакомить уч-ся с изменением ИС по падежам, необходимо показать, что ИС изменяется в зависимости от вопроса, который можно к нему задать. При этом к одушевленным ИС можно задать одни вопросы, а к неодушевленным другие. При изменении ИС по вопросам или падежам изменяется только 1 часть слова – окончание.

Учащимся после прочтения текста (учебник), предлагается выписать ИС по порядку в 2 столбика. В учебнике уже выписано главное слово и вопрос, который следует задать к одному из ИС: «подружились (кто?) шмель и (что?) роза; о дружбе (кого?) шмеля и (чего?) розы». Прежде чем записать слово, проводится устная работа, т.е. дети читают гл. слово, вопрос, и устно, самостоятельно изменяют ИС по вопросам. Затем по вопросам учителя, выделяют окончания. Отвечают на вопрос «почему у сущ-го шмель и сущ-го роза менялось окончание?». «Как мы изменяли сущ-е?» (по вопросам). Изменение по вопросам называют изменением по падежам или склонением по падежам.

Затем учитель предлагает просклонять 2 сущ-х (неодушевленное и одушевленное). В столбик уже даны главные слова с вопросами.

Лиса

Осторожная (кто?) лиса

Испугался (кого?) …. и т.д.

Учитель сообщает, что в русском языке 6 падежей. Должна быть представлена опорная таблица падежей (индивидуальная и классная).

Полное название / краткое название / вспомогательные слова / вопрос

Предлоги не заучиваются.

Далее проводится длительная и тщательная работа по изучению каждого падежа в отдельности. Но прежде чем это делать, мы знакомим детей с алгоритмом определения падежа существительного:

1) найти главное слово (почти не могут, поэтому отрабатываем алгоритм сначала на словосочетаниях)

2) задать вопрос от главного слова к существительному

3) определить падеж с помощью таблицы

При изучении ИП (именительного падежа), мы обращаем внимание детей на то, что в ИП существительное выполняет роль подлежащего. Для этого выполняется разбор предложения по членам. Впервые дети знакомятся с разбором предложения по членам в 4классе и способ разбор не изменяется до 9 класса. Учащиеся только находят подлежащее и сказуемое, а все остальные члены предложения подчеркиваются волнистой линией.

Когда изучается РП и ВП, необходимо проводить специальную работу по дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных в РП и ВП.

В случае совпадения вопросов, уч-ся должны использовать таблицы с вспомогательными словами.

Изучение склонений ИС

Перед изучением темы можно поставить:

Машина ехала по улице и площади.

Предлагается выделить окончания слов «улице» и «площади». Затем определяется падеж 1 и 2 существительного. В разных или в одном падеже стоят ИС? Какие окончания в этих существительных? Почему так? Чтобы ответить на это вопрос, мы начнем тему «склонение ИС».

Доска разделена на 3 части. Вверху каждой части карточки, повернутые обратной стороной. В каждой части таблицы у учителя записано по несколько ИС, которые открываются по мере перехода от одной части к другой.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
Машина Яблоко Рожь
Дядя Зонт Ночь
Папа Море Дочь
Земля Стул Тень
М.р. Ж.р. -а, -я М.р. Ж.р. -о, -е, -0 Ж.р. -0

После ознакомления с понятием склонения, учащиеся знакомятся с таблицей склонений ИС.

Им.п. (кто?что?) Сосна Кедр Ель
Род.п. (кого?чего?) Сосны Кедра Ели
Дат.п. (кому?чему?) Сосне Кедру Ели
Вин.п. (кого?что?) Сосну Кедр Ель
Твор.п. (кем?чем?) Сосной Кедром Елью
Пред.п. (о ком?о чем?) О сосне О кедре О ели

Таблица склонений составляется коллективно. Сразу же после написания сущ-го в том или ином падеже, уч-ся вслух называют окончания, либо перед написанием проговаривают.

Затем под руководством учителя, ученики приступают к анализу языкового материала таблицы. Сравните, одинаковые ли окончания имеют разные существительные в одном падеже. Определите, к какому склонению они относятся. Точно так же с сущ-ми во 2 и 3 столбце.

Далее изучается каждое склонение в отдельности. Сначала 1 склонение единственного числа. Чтобы познакомить уч-ся с каждым из 3 склонений, в том числе с первым, учитель предлагает детям проанализировать готовую таблицу склонений с ударным и безударным окончанием (коза, капля). Поставьте ударение в каждом из сущ-х. Везде ли ударение падает на окончание? Прочитайте сущ-е «коза» в РП. Какое окончание мы слышим в этом слове? Какую букву мы пишем? Теперь прочитайте слово «капля» в РП. Что слышим? Что пишем? Одинаково или нет пишутся сущ-е с ударными окончаниями? А с безударными? Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании сущ-х с безударными окончаниями?

Чтобы подтвердить правило, давайте просклоняем «капля» и «земля», выделяя окончания и ставя ударения.

Сравнить безударные и ударные окончания ИС, сделать вывод, одинаковые они или разные. И еще раз ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в безударном окончании. Либо подставить сущ-е с ударным окончанием в том же падеже, либо запомнить окончания сущ-х во всех падежах. После этого изучаются окончания в каждом падеже в отдельности.

При изучении каждого склонения в отдельности, а затем и в целом, необходимо сформировать у учащихся навык орфографически правильного письма. Необходимо, чтобы уч-ся правильно обозначали на письме безударные падежные окончания сущ-х. Для этого необходимо научить детей действовать по определенному алгоритму:

- определить, ударное или безударное окончание

- поставить в ИП

- определить род

- выделить окончание

- определить склонение

- найти главное слово

- задать вопрос

-определить падеж

- проверить окончание.

Начиная с 6 класса, дети знакомятся со склонением множественного числа. При знакомстве с этой темой, необходимо обратить внимание учащихся на то, что:

- во множ числе существительные в ИП имеют окончания «и» и «ы»

- существительные множественного числа не изменяются по родам.

Алгоритм в данном случае будет короче:

- определить ударное или безударное окончание

- определить главное слово

- поставить вопрос

- определить падеж по вопросам

- проверить окончания (либо подставить сущ с ударным окончанием в этом падеже, либо запомнить)

В 6 классе дети знакомятся с сущ-ми, которые только в единственном или только во множественном числе. Учащимся предлагается выбрать из текста и записать в 2 столбика только единственное или только множественное число.

16 методика изучения темы «Прилагательное»

Понятие формируется в 5 классе. Учащиеся определяют прилагательное по значению и вопросам.

2 вариант программы нацеливает на то, что в 5 классе следует проводить работу, связанную с подбором прилагательных, которые обозначают не только внешние, но и внутренние свойства и качества. Очень много внимания по 2 варианту уделяется подбору прилагательных противоположных и близких по значению, использовать прилагательные для выражения сравнения, использование художественных определений, использование прилагательных в переносном значении. Такие уч-ся упр в различ прил от сущ. В 5 классе учащиеся знакомятся с понятием род прилагательного и согласование прилагательного с существительным.

По 1 варианту у учащихся формируются только понятия о прилагательном, как о части речи. И работа по обогащению, уточнению словарного запаса учеников за счет прилагательных не указывается. В 6 классе поварианту программы учащиеся знакомятся с родом, числом, падежами прилагательных, учатся определять их по роду, числу и падежу существительных и знакомятся с правописанием ударных и безударных окончаний прилагательных единственного числа.

По 2 варианту предусматривается такое же содержание, т.е. род, число, падеж. Однако, добавляется работа по развитию речи. Это распространение предложений с помощью прилагательных, описание предмета с использованием образных средств и использование прилагательных в переносном значении.

По 1 варианту в 7 классе новых знаний не получается.

По 2 варианту в 7 классе из нового дети упражняются в правописании безударных окончаний единственного числа и проверки безударных окончаний с помощью вопросов. В 8 классе - склонение прилагательных во множественном числе, выделение из художественно-литературного текста с/с прилагательного с существительным в прямом и переносном значении, использование прилагательного для описания местности, пейзажа, характера человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с прилагательным на –и, -ьи, -ье, использование прилагательного для описания портретной характеристики человека.

После ознакомления с основными признаками имен прилагательных, род, число, падеж, учащиеся знакомятся со склонением прилагательных в единственном числе, причем, в начале учащиеся изучают склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

И (какой?) старый синий

Р (кого?) старого синего

Д (кому?) старому синему

В (какой?) старый синий

Т (каким?) старым синим

П (о каком?) о старом о синем

И (какая?) старая синяя

Р (какой?) старой синей

Д (какой?) старой синей

В (какую?) старую синюю

Т (какой?) старой синей

П (о какой?) о старой о синей

Прилагательные в Р, Д, Т, П отвечают на 1 тот же вопрос. В связи с этим учащиеся изучают склонение имен прилагательных м. и ср. рода вместе и делают одну таблицу склонения.

Необходимо показать, что падеж прилагательного зависит от падежа существительного, соответственно, падеж прилагат-го можно определить по падежу сущ-го.

После упражнений в склонении прилагательных мужского и среднего рода, в определении падежа прилагательного по падежу существительного, учащиеся переходят к изучению отдельных падежей прилагательных мужского и среднего рода. Сначала изучаются 2 падежа ИП и ВП, имеющие разные вопросы (соответственно, у прилагательных тоже будут разные окончания).

Учащимся даются предложения, в которых либо уже поставлен вопрос, либо учащиеся самостоятельно задают этот вопрос прилагательному от существительного.

В начале это будут существительные мужского рода, например, «На поляне рос (какой?) высокий дуб.»

Схема разбора:

1) Назовите прилагательное

2) От какого слова мы задаем вопрос к прилагательному «высокий»

3) Задайте вопрос от сущ-го «дуб» к прилагательному «высокий»

4) Выделите окончание в прилагательном «высокий»

5) Определите род существительного «дуб»

6) Какие слова подставите к сущ-му «дуб», чтобы определить род?

7) Если существительное мужского рода, то какого рода прилагательное?

8) Определите падеж существительного «дуб»

10) Если к существительному задать вопрос что, то в каком падеже оно стоит?

11) Если существительное в ИП, то в каком падеже прилагательное «высокий»?

Изучая ИП и ВП прилагательного мужского и среднего рода, а также остальные 4 падежа, необходимо показать детям, что ударные и безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода пишутся одинаково.

Чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний, необходимо научить детей действовать по алгоритму.

Прилагательные женского рода в Р,Д,Т,П падежах отвечают на 1 и тот же вопрос «какой», имеют одинаковые окончания –ой –ей. Падеж прилагательного женского рода можно определить только по падежу существительного, к которому оно относится.

ИП какая широкая синяя лента
РП какой широкой синей ленты
ДП какой широкой синей ленте
ВП какую широкую синюю ленту
ТП какой широкой синей лентой
ПП какой о широкой синей ленте

Далее изучаем падежи Р,Д,Т,П вместе.

РП     Какой?   -ой -ей
ДП
ТП
ПП

Обязательно показываем детям единообразное написание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода.


Наши рекомендации