Методика изучения имен существительных
По 1 варианту изучение существительного почти полностью сконцентрировано в 5 классе, за исключением некоторых тем, например склонение существительного множественного числа.
По 2 варианту предусматривается более плавное, равномерное распределение материала по годам обучения и фактически реализуется концентрический принцип обучения.
При изучении ИС (имени существительного), учащиеся, во-первых, знакомятся с определенными понятиями и вводится сам термин «существительное». Кроме того, происходит расширение понятия «предметность», когда под понятие «предмет» относятся слова, которые обозначают события, профессии людей, явления природы, действия, состояния человека.
Учащиеся учатся определять существительное в ряду других слов по значению и по одному из 2 вопросов (кто?что?). Затем учащиеся знакомятся с основными грамматическими признаками: одушевленность/неодушевленность, имя собственное/имя нарицательное, изменение по числам, родам и падежам и 3 склонения.
Одушевленность/неодушевленность.
Учащимся предлагается прочитать текст и выписать ИС в 2 столбика: кто и что. После выполнения, учитель спрашивает, кого обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто?». Учитель определяет для детей, что слова, отвечающие на вопрос «кто?» и обозначающие животных, птиц, людей, являются одушевленными
Собственные/нарицательные
Учитель предлагает учащимся рассмотреть пару картинок: воздушный шарик-собака. Предлагается назвать предмет на 1 картинке (шарик) и сделать подпись под картинкой. Затем под 2 картинкой выставляется подпись: «это собака Шарик». Детей просят сравнить, как пишутся слова «шарик» в двух случаях. Что обозначает «шарик» на 1 и 2 картинке? Зачем мы даем собаке кличку?
Имена людей, клички животных, название городов, рек и т.д. – имена собственные. Они даются, чтобы отличать 1 предмет от другого. Они пишутся с большой буквы. Остальные – имена нарицательные, которые пишутся с маленькой буквы.
Можно провести работу по дифференциации понятий и закреплению соответствующего умения писать имена собственные и нарицательные.
(Л,л) цветок …илия, девочка …илия
(Д,д) …еревня, …убровка
А с платформы говорят, это ….. Ленинград.
А из нашего окна площадь …… видна!
Изменение ИС по числам.
Изучение этой темы подготовлено материалом, с которым ученики знакомятся в младших классах. В 1 столбик выписываются ИС, обозначающие 1 предмет, во 2 столбик – много предметов. После выполнения этой работы, учитель предлагает детям прочитать ИС, обозначающие 1 предмет.
ИС изменяются по числам и над 1 столбиком выставляется карточка «единственное число». Над 2 – «множественное число».
Выставляются карточки с окончаниями ИС в единственном числе (-а, -е, -о, -я) и множественном числе (-ы, -и, -я).
Изменение ИС по родам.
Гнездилов предлагает начинать изучение этой темы с тех слов, где достаточно наглядно совпадает грамматическое значение рода и лексическое значение (принадлежность к м и ж полу).
Женщина/мужчина
Девочка/мальчик
Тетя/дядя
Мама/папа
Учитель на уроке берет у учащихся предметы (карандаш, ручка и, предположим, зеркало).
Доска разделена на несколько частей, карточки на доске повешены обратной стороной. Учитель берет 1 предмет (карандаш) и спрашивает: «чей карандаш?». Уч-ся отвечает «мой». На доске открывается карточка со словом «мой». Какого цвета карандаш? Зеленый. Заменим слово «карандаш» на слово «он». Что получилось? «Он мой». Открывается карточка «он». ИС, к которым можно подставить слова «он мой» называются существительными мужского рода. Выставляется карточка «Мужской род (м.р.)» над существительным.
Такая работа с каждым словом (ручка, зеркало). Для закрепления, детям предлагается определить слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср.р.). Требовать от ребенка определить род вслух.
Изменение ИС по падежам.
Чтобы познакомить уч-ся с изменением ИС по падежам, необходимо показать, что ИС изменяется в зависимости от вопроса, который можно к нему задать. При этом к одушевленным ИС можно задать одни вопросы, а к неодушевленным другие. При изменении ИС по вопросам или падежам изменяется только 1 часть слова – окончание.
Учащимся после прочтения текста (учебник), предлагается выписать ИС по порядку в 2 столбика. В учебнике уже выписано главное слово и вопрос, который следует задать к одному из ИС: «подружились (кто?) шмель и (что?) роза; о дружбе (кого?) шмеля и (чего?) розы». Прежде чем записать слово, проводится устная работа, т.е. дети читают гл. слово, вопрос, и устно, самостоятельно изменяют ИС по вопросам. Затем по вопросам учителя, выделяют окончания. Отвечают на вопрос «почему у сущ-го шмель и сущ-го роза менялось окончание?». «Как мы изменяли сущ-е?» (по вопросам). Изменение по вопросам называют изменением по падежам или склонением по падежам.
Затем учитель предлагает просклонять 2 сущ-х (неодушевленное и одушевленное). В столбик уже даны главные слова с вопросами.
Лиса
Осторожная (кто?) лиса
Испугался (кого?) …. и т.д.
Учитель сообщает, что в русском языке 6 падежей. Должна быть представлена опорная таблица падежей (индивидуальная и классная).
Полное название / краткое название / вспомогательные слова / вопрос
Предлоги не заучиваются.
Далее проводится длительная и тщательная работа по изучению каждого падежа в отдельности. Но прежде чем это делать, мы знакомим детей с алгоритмом определения падежа существительного:
1) найти главное слово (почти не могут, поэтому отрабатываем алгоритм сначала на словосочетаниях)
2) задать вопрос от главного слова к существительному
3) определить падеж с помощью таблицы
При изучении ИП (именительного падежа), мы обращаем внимание детей на то, что в ИП существительное выполняет роль подлежащего. Для этого выполняется разбор предложения по членам. Впервые дети знакомятся с разбором предложения по членам в 4классе и способ разбор не изменяется до 9 класса. Учащиеся только находят подлежащее и сказуемое, а все остальные члены предложения подчеркиваются волнистой линией.
Когда изучается РП и ВП, необходимо проводить специальную работу по дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных в РП и ВП.
В случае совпадения вопросов, уч-ся должны использовать таблицы с вспомогательными словами.
Изучение склонений ИС
Перед изучением темы можно поставить:
Машина ехала по улице и площади.
Предлагается выделить окончания слов «улице» и «площади». Затем определяется падеж 1 и 2 существительного. В разных или в одном падеже стоят ИС? Какие окончания в этих существительных? Почему так? Чтобы ответить на это вопрос, мы начнем тему «склонение ИС».
Доска разделена на 3 части. Вверху каждой части карточки, повернутые обратной стороной. В каждой части таблицы у учителя записано по несколько ИС, которые открываются по мере перехода от одной части к другой.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Машина | Яблоко | Рожь |
Дядя | Зонт | Ночь |
Папа | Море | Дочь |
Земля | Стул | Тень |
М.р. Ж.р. -а, -я | М.р. Ж.р. -о, -е, -0 | Ж.р. -0 |
После ознакомления с понятием склонения, учащиеся знакомятся с таблицей склонений ИС.
Им.п. | (кто?что?) | Сосна | Кедр | Ель |
Род.п. | (кого?чего?) | Сосны | Кедра | Ели |
Дат.п. | (кому?чему?) | Сосне | Кедру | Ели |
Вин.п. | (кого?что?) | Сосну | Кедр | Ель |
Твор.п. | (кем?чем?) | Сосной | Кедром | Елью |
Пред.п. | (о ком?о чем?) | О сосне | О кедре | О ели |
Таблица склонений составляется коллективно. Сразу же после написания сущ-го в том или ином падеже, уч-ся вслух называют окончания, либо перед написанием проговаривают.
Затем под руководством учителя, ученики приступают к анализу языкового материала таблицы. Сравните, одинаковые ли окончания имеют разные существительные в одном падеже. Определите, к какому склонению они относятся. Точно так же с сущ-ми во 2 и 3 столбце.
Далее изучается каждое склонение в отдельности. Сначала 1 склонение единственного числа. Чтобы познакомить уч-ся с каждым из 3 склонений, в том числе с первым, учитель предлагает детям проанализировать готовую таблицу склонений с ударным и безударным окончанием (коза, капля). Поставьте ударение в каждом из сущ-х. Везде ли ударение падает на окончание? Прочитайте сущ-е «коза» в РП. Какое окончание мы слышим в этом слове? Какую букву мы пишем? Теперь прочитайте слово «капля» в РП. Что слышим? Что пишем? Одинаково или нет пишутся сущ-е с ударными окончаниями? А с безударными? Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании сущ-х с безударными окончаниями?
Чтобы подтвердить правило, давайте просклоняем «капля» и «земля», выделяя окончания и ставя ударения.
Сравнить безударные и ударные окончания ИС, сделать вывод, одинаковые они или разные. И еще раз ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в безударном окончании. Либо подставить сущ-е с ударным окончанием в том же падеже, либо запомнить окончания сущ-х во всех падежах. После этого изучаются окончания в каждом падеже в отдельности.
При изучении каждого склонения в отдельности, а затем и в целом, необходимо сформировать у учащихся навык орфографически правильного письма. Необходимо, чтобы уч-ся правильно обозначали на письме безударные падежные окончания сущ-х. Для этого необходимо научить детей действовать по определенному алгоритму:
- определить, ударное или безударное окончание
- поставить в ИП
- определить род
- выделить окончание
- определить склонение
- найти главное слово
- задать вопрос
-определить падеж
- проверить окончание.
Начиная с 6 класса, дети знакомятся со склонением множественного числа. При знакомстве с этой темой, необходимо обратить внимание учащихся на то, что:
- во множ числе существительные в ИП имеют окончания «и» и «ы»
- существительные множественного числа не изменяются по родам.
Алгоритм в данном случае будет короче:
- определить ударное или безударное окончание
- определить главное слово
- поставить вопрос
- определить падеж по вопросам
- проверить окончания (либо подставить сущ с ударным окончанием в этом падеже, либо запомнить)
В 6 классе дети знакомятся с сущ-ми, которые только в единственном или только во множественном числе. Учащимся предлагается выбрать из текста и записать в 2 столбика только единственное или только множественное число.
16 методика изучения темы «Прилагательное»
Понятие формируется в 5 классе. Учащиеся определяют прилагательное по значению и вопросам.
2 вариант программы нацеливает на то, что в 5 классе следует проводить работу, связанную с подбором прилагательных, которые обозначают не только внешние, но и внутренние свойства и качества. Очень много внимания по 2 варианту уделяется подбору прилагательных противоположных и близких по значению, использовать прилагательные для выражения сравнения, использование художественных определений, использование прилагательных в переносном значении. Такие уч-ся упр в различ прил от сущ. В 5 классе учащиеся знакомятся с понятием род прилагательного и согласование прилагательного с существительным.
По 1 варианту у учащихся формируются только понятия о прилагательном, как о части речи. И работа по обогащению, уточнению словарного запаса учеников за счет прилагательных не указывается. В 6 классе поварианту программы учащиеся знакомятся с родом, числом, падежами прилагательных, учатся определять их по роду, числу и падежу существительных и знакомятся с правописанием ударных и безударных окончаний прилагательных единственного числа.
По 2 варианту предусматривается такое же содержание, т.е. род, число, падеж. Однако, добавляется работа по развитию речи. Это распространение предложений с помощью прилагательных, описание предмета с использованием образных средств и использование прилагательных в переносном значении.
По 1 варианту в 7 классе новых знаний не получается.
По 2 варианту в 7 классе из нового дети упражняются в правописании безударных окончаний единственного числа и проверки безударных окончаний с помощью вопросов. В 8 классе - склонение прилагательных во множественном числе, выделение из художественно-литературного текста с/с прилагательного с существительным в прямом и переносном значении, использование прилагательного для описания местности, пейзажа, характера человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с прилагательным на –и, -ьи, -ье, использование прилагательного для описания портретной характеристики человека.
После ознакомления с основными признаками имен прилагательных, род, число, падеж, учащиеся знакомятся со склонением прилагательных в единственном числе, причем, в начале учащиеся изучают склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
И (какой?) старый синий
Р (кого?) старого синего
Д (кому?) старому синему
В (какой?) старый синий
Т (каким?) старым синим
П (о каком?) о старом о синем
И (какая?) старая синяя
Р (какой?) старой синей
Д (какой?) старой синей
В (какую?) старую синюю
Т (какой?) старой синей
П (о какой?) о старой о синей
Прилагательные в Р, Д, Т, П отвечают на 1 тот же вопрос. В связи с этим учащиеся изучают склонение имен прилагательных м. и ср. рода вместе и делают одну таблицу склонения.
Необходимо показать, что падеж прилагательного зависит от падежа существительного, соответственно, падеж прилагат-го можно определить по падежу сущ-го.
После упражнений в склонении прилагательных мужского и среднего рода, в определении падежа прилагательного по падежу существительного, учащиеся переходят к изучению отдельных падежей прилагательных мужского и среднего рода. Сначала изучаются 2 падежа ИП и ВП, имеющие разные вопросы (соответственно, у прилагательных тоже будут разные окончания).
Учащимся даются предложения, в которых либо уже поставлен вопрос, либо учащиеся самостоятельно задают этот вопрос прилагательному от существительного.
В начале это будут существительные мужского рода, например, «На поляне рос (какой?) высокий дуб.»
Схема разбора:
1) Назовите прилагательное
2) От какого слова мы задаем вопрос к прилагательному «высокий»
3) Задайте вопрос от сущ-го «дуб» к прилагательному «высокий»
4) Выделите окончание в прилагательном «высокий»
5) Определите род существительного «дуб»
6) Какие слова подставите к сущ-му «дуб», чтобы определить род?
7) Если существительное мужского рода, то какого рода прилагательное?
8) Определите падеж существительного «дуб»
10) Если к существительному задать вопрос что, то в каком падеже оно стоит?
11) Если существительное в ИП, то в каком падеже прилагательное «высокий»?
Изучая ИП и ВП прилагательного мужского и среднего рода, а также остальные 4 падежа, необходимо показать детям, что ударные и безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода пишутся одинаково.
Чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний, необходимо научить детей действовать по алгоритму.
Прилагательные женского рода в Р,Д,Т,П падежах отвечают на 1 и тот же вопрос «какой», имеют одинаковые окончания –ой –ей. Падеж прилагательного женского рода можно определить только по падежу существительного, к которому оно относится.
ИП | какая | широкая | синяя | лента |
РП | какой | широкой | синей | ленты |
ДП | какой | широкой | синей | ленте |
ВП | какую | широкую | синюю | ленту |
ТП | какой | широкой | синей | лентой |
ПП | какой | о широкой | синей | ленте |
Далее изучаем падежи Р,Д,Т,П вместе.
РП | Какой? | -ой -ей |
ДП | ||
ТП | ||
ПП |
Обязательно показываем детям единообразное написание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода.