Психолого-педагогические основы проблемного и развивающего обучения.
Развивающее обучение-направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 1930-е гг. при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.
Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. В конце 1950-х гг. он разработал новую дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:1)обучение на высоком уровне трудности;2)ведущая роль теоретических знаний;3) высокий темп изучения материала; 4)осознание школьниками процесса учения;5)систематическая работа над развитием всех учащихся.
Концепция содержательного обучения Эльконина и Давыдова. Коллектив Д. Б. Эльконинавыявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста - это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.
Проблемное обучение- обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Функции проблемного обучения: 1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;2)развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;3)воспитание навыков творческого усвоения знаний;4)воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Выделяют несколько типов проблемных ситуаций: 1)проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи;2) проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;3) проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;4)проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера): 1)объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;2) репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;3) практический метод является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;4) частично-поисковый метод является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;5)исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.
26. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Возможности использования информационных технологий в образовательном процессе.
Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.
Теория программированного обучения появилась в начале 60-х гг. XX . в США на основе достижений кибернетики и дала импульс к развитию технологии обучения, разработке теории и практики технически сложных обучающих систем,
В традиционном обучении работа ученика, читающего полный текст учебника, не регламентируется. Отличительная особенность программированного обучения -управление учебными действиями ученика с помощью обучающей программы, которая понимается как упорядоченная последовательность рекомендаций (задач), которые передаются с помощью дидактической машины и выполняются учеником.
Программированное обучение позволяет индивидуализировать темп обучения, активизировать самостоятельную работу учеников, проводить постоянный контроль усвоения материала.
В основе программированного обучения лежат следующие принципы:1)учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты (части, шаги);2)активизация познавательной деятельности учащихся, изучающих программированный фрагмент;3)учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого и т. д.
Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на основании которой они самосовершенствуются.
Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению и широко используется для тестирования, обучения, развития познавательных интересов и способностей.
В основе компьютерного обучения лежит обучающая программа, представленная последовательностью мыслительных действий и операций.
В настоящее время разработано огромное количество компьютерных программ. Они рассчитаны на различные возрастные категории учащихся, призваны активизировать познавательный процесс, развить воображение и умственные способности обучаемых.