Психолого-педагогический анализ одного посещенного урока по любому предмету.
Пояснительная записка
Система подготовки студентов, будущих учителей-олигофренопедагогов, ориентированных на работу в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида, предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области методики обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузе имеет большое значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы олигофренопедагогических знаний иорганизационных умений, что может обеспечить становление профессионально-личностных качеств будущего учителя-олигофренопедагога.
Цельпедагогической практики студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) -подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов и классного руководителя, к реализации системы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Задачами педагогической практики студентов в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида являются:
- расширение и конкретизация теоретических знаний по олигофренопедагогике и смежным дисциплинам;
- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
- использование теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида и практическое овладение с методами и приемами коррекционной работы в младших классах;
- формирование у студентов умений и навыков разработки поурочного планирования;
- воспитание у студентов уважения к профессии-педагога-дефектолога;
- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучение их индивидуальных, возрастных и типологических особенностей;
- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в области изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.
- апробация авторских методик обучения, воспитания и изучения психофизического статуса умственно отсталых детей.
Для осуществления своей профессиональной деятельности учитель-олигофренопедагог должен знать:
· Закон Российской Федерации об образовании. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка;
· нормативную документацию по вопросам образования;
· основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо- физиологические знания;
· олигофренопедагогику;
· методику преподавания учебных дисциплин в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;
· современные достижения в области отечественной и зарубежной специальной (коррекционной) педагогики.
Процесс педагогической практики в школе и школе-интернате имеет свои этапы.
1. Подготовительный. На подготовительном этапе, на базе факультета, проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики, распределяются по школам. Кроме этого, студенты получают консультации к выполнению заданий по практике (составление характеристики ученика или класса, анализ урока или внеклассного мероприятия и др.).
2.Диагностический. Первая неделя педагогической практики - это время, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства со школой, педагогическим коллективом, учащимися; изучения личных дел детей, особенностей их психофизического развития; изучения детского коллектива, особенностей его структуры; посещения и системного анализа студентами уроков, внеклассных мероприятий, коррекционно-практических занятий учителей и воспитателей образовательного учреждения, изучения передового педагогического опыта, начала систематического ведения дневниковых записей.
В течение первой недели (диагностический этап) студенты знакомятся:
- с содержанием и организацией работы руководства школы (с обязанностями директора и его заместителей по учебной, воспитательной, коррекционной работе);
- с органами управления школой: педагогическим советом, методическими объединениями, родительским комитетом, их структурой, задачами и деятельностью;
- со школьной документацией: общешкольным планом коррекционной учебно-воспитательной работы, расписанием уроков, формами школьной отчетности (классные журналы, ученические дневники), правилами поведения учащихся, требованиями к учащимся, их личными делами медицинскими заключениями;
- с учебно-производственной базой учреждения;
- с санитарно - гигиеническим режимом работы школы;
•с формами учебной и воспитательной работы школы.
В ходе диагностического этапа студенты определяют детей для индивидуального изучения и составления психолого-педагогической характеристики. В это время студенты коллективно посещают открытые уроки и внеклассные занятия и мероприятия, консультируются у врача и логопеда школы об особенностях соматического и речевого развития детей данного класса, у психолога - об особенностях их психического развития, у учителей и воспитателей - о специфичности планирования и проведения учебных и воспитательных занятий.
Рабочий день студента в учреждении длитсяне менее 6 часов.
Успешная работа по изучению учащихся является основой планирования учебно-воспитательной работы на период практики. На основе изучения планирования уроков учителей, планов воспитательной работы классного руководителя к концу недели составляется индивидуальный план работы на весь период практики, график проведения уроков и внеклассной воспитательной работы.
В индивидуальный план включаются все направления работы, предусмотренные программой: изучение учащихся и коллектива класса, определение воспитательных задач, проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, с родителями, методическая и научно-исследовательская работа.
Одной из основных задач данного этапа выступает по возможности быстрое включение студентов-практикантов в активную психолого-педагогическую деятельность, придание ей целенаправленного характера.
Методическое обеспечение решения данной задачи включает в себя соблюдение следующих требований к учебно-педагогической деятельности: студентов.
1. Знание современных требований к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках.
3. Умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности.
4. Владение методами диагностики особенностей учебной деятельности школьников.
5. Умение подобрать и применить средства индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
6. Знание и использование в практической деятельности коррекционно-развивающих технологий обучения.
7. Знакомство с формами и методами работы учителя с умственно отсталыми учащимися и их родителями.
8. Умение предупреждать утомляемость детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе планирования и организации учебной деятельности, поддерживать их познавательную активность и оптимальный уровень работоспособности в ходе урока.
9. Использовать методы научного исследования в собственной педагогической практике.
В ходе коллективного посещения уроков и внеклассных, воспитательных мероприятий студенты учатся наблюдать и анализировать педагогический процесс в целом и его отдельные этапы, элементы, обращать внимание на главное, существенное, осваивать формы, методы, средства специальной коррекционно-образовательной деятельности.
Уже в этот период практики студент приступает к осуществлению внеклассной работы: принимает участие в проведении классного часа; организует помощь отстающим ученикам и др. Данный подход достаточно плодотворен, так как успех в дальнейшей учебно-воспитательской деятельности во многом определяется знанием особенностей классного коллектива, отдельных учащихся.
3. Стажёрский. В его содержание входят разработка конспектов пробных уроков, занятий, внеклассных мероприятий и их проведение, подготовка и проведение зачетных уроков и мероприятий с их последующей оценкой по пятибалльной шкале учителем или воспитателем при непосредственном участии методистов кафедр, оформление отчетной документации.
4. Заключительный. Этот этап предусматривает подведение итогов практики на итоговой конференции в институте. За 3 дня до итоговой конференции студенты сдают документацию, на основе анализа которой выставляется оценка. Общая оценка за практику складывается из оценки за качество и своевременность сдачи документации, из оценки за психолого-педагогическую характеристику на ученика и класс и из оценки качества учебной и воспитательной работы, выполненной в период практики. На заключительной конференции студенты выступают с докладами по обобщению опыта работы школы, готовят материалы, иллюстрирующие доклад, проводят выставку наглядных пособий, методических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
В ходе педагогической практики студенты должны овладеть умениями:
- всесторонне изучать личность школьника и особенности коллектива учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и образования;
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих и частных (специфичных) целей обучения и воспитания, с учетом индивидуальных и типологических различий умственно отсталых учащихся, социально-психологических особенностей детского коллектива;
- осуществлять перспективное и текущее планирование коррекционной педагогической деятельности;
- использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (ставить и решать образовательные задачи, обоснованно выбирать и применять организационные формы и методы обучения, использовать различные дидактические средства, устанавливать разнообразные межпредметные и внутрипредметные связи и т.д.
- разрабатывать и проводить уроки разного типа, воспитательные мероприятия, кружковую работу, организовывать тематические утренники и вечера;
- проводить воспитательную работу с учащимися и направлять процесс их самовоспитания;
- целенаправленно и систематически проводить работу по социально-бытовой адаптации учащихся;
- анализировать и обобщать с позиций системного подхода лучший педагогический опыт учителей-дефектологов специального образовательного коррекционного учреждения, организовывать опытно-экспериментальную работу;
- проводить социально-педагогическое и психологическое консультирование родителей детей с нарушением интеллекта.
Вся деятельность студентов-дефектологов в период педпрактики должна быть подчинена формированию перечисленных профессиональных педагогических умений, а уровень овладения ими выступает главный критерием оценки результатов работы каждого студента в образовательном коррекционном учреждении.
Содержание практики
Педагогическая практика студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) проводится в течение 3 недель на 4 курсе (7 семестр) обучения в вузе. Студенты проходят практику в специальных (коррекционных) образовательных школах и школах-интернатах VIII вида (для детей с умственной отсталостью), которые служат базовыми учреждениями для профессиональной подготовки студентов по специальности «олигофренопедагогика». Студенты проходят практику под руководством преподавателей вуза (методистов кафедр факультета) и учителей коррекционных образовательных учреждений.
Содержание и формы учебно-воспитательной работы студентов с классом в период педпрактики должны способствовать осуществлению комплексного подхода к процессу образования детей с умственной отсталостью. С этой целью особое внимание следует уделить решению следующих задач:
1 .Всестороннее психолого-педагогическое и медико-социальное изучение детей с нарушением интеллекта.
2. Осуществление психолого-педагогического анализа урока и внеклассного мероприятия с подробной записью наблюдений за их ходом.
3. Практическое изучение методики проведения уроков разного типа по учебным предметам в I - IV классах.
4. Ознакомление с различными формами внеклассной деятельности по учебным предметам и проведение ее с учащимися.
5. Овладение навыками классного руководства и их практическая реализация в соответствии с планом классного руководителя на данную учебную четверть.
6. Подготовка и проведение родительского собрания, посещение семей воспитанников, дежурство в школе, школе - интернате.
Чтобы решить указанные задачи, необходимо:
ü в первые дни педпрактики совместно с групповым руководителем, учителем-предметником составить индивидуальный календарный план-график работы на весь период практики (отражается в дневнике педпрактики);
ü посетить уроки разного типа (пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков, урок контроля, комбинированный урок), дать в календарном дневнике практики их краткий анализ (приложение № 1, №2);
ü подготовить и провести пробные уроки и 6 зачетных уроков (развитие речи, чтение, русский язык, математика, ручной труд, рисование). Условием допуска студента к самостоятельному уроку является наличие плана-конспекта, завизированного методистом факультета и классным руководителем;
ü присутствовать на уроках, проводимых студентами-стажерами, участвовать в их обсуждении и психолого-педагогическом анализе;
ü изучить содержание внеклассной работы в прикрепленном классе и составить план внеклассной деятельности на период педагогической практики;
ü участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Краткий психолого-педагогический анализ одного из мероприятий должен быть представлен в дневнике практики (приложение 3);
ü присутствовать на внеклассных мероприятиях, проводимых другими студентами, принимать активное участие в их обсуждении;
ü проводить психолого-педагогическое изучение конкретных учеников и класса в целом. По результатам изучения составляется психолого-педагогическая характеристика одного ученика (приложение 4);
ü вести работу с родителями.
Права и обязанности студента-практиканта
В период педагогической практики студент обязан:
- соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка специальной (коррекционной) образовательной школы, школы-интерната;
- в точности выполнять распоряжения директора школы, учителя и классного руководителя, методиста факультета;
- присутствовать на педсоветах и производственных совещаниях, на заседаниях методического объединения учреждения;
- выполнять все предусмотренные виды работ, тщательно готовиться к каждому уроку и проведению различных внеклассных воспитательных занятий и мероприятий.
При этом стажёр должен проявлять организованность, дисциплинированность, вежливость, тактичность, трудолюбие.
Если студент по болезни или другим уважительным причинам не успел выполнить программу практики в отведенные для этого сроки, практика должна быть продлена или перенесена на иные сроки по согласованию с руководством факультета.
Студент имеет право:
- обращаться к руководителям практики от университета, администрации и преподавателям образовательного учреждения по всем-вопросам, возникающим в процессе практики;
- вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;
- участвовать в конференциях и совещаниях;
- пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них учебно-методическими пособиями и другими информационными документами, необходимыми для оформления отчета о педагогической практике.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики.
Отчетная документация
Основными видами отчетной документации, которую должны представить студенты по завершению педагогической практики являются следующие.
1 .План учебно-воспитательной работы на период практики.
2.Дневник педагогической практики, в котором раскрываются основные этапы учебно-воспитательной работы с их краткой характеристикой и анализом.
3.Планы-копспекты уроков по 5 предметам (русский язык, чтение, математика, ручной труд, развитие речи)и видеозаписи 2 уроков.
Список литературы
ОСНОВНАЯ
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М., 2006
2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В., Обухова Е.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006.
Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. – М.: Просвещение, 2002.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004.
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2002.
Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис Пресс, 2006.
Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф.Кумариной. М., 2001.
Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учим младших школьников понимать художественный текст. – М.: Эксмо, 2006.
Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: Вако, 2006.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Б.П.Пузанова. - М. : Акад., 2001.
Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031700 - олигофренопедагогика / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Акад., 2002.
Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ ечевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. -192 с.
Приложение 1.
Дневник педпрактики
студентки___курса группы_____ факультета социальной и коррекционной педагогики ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)___________________________________________
Педагогическая практика проводится в _________________________ школе
(школе-интернате) ___________________ с __________ по ________ 200__г.
(города, поселка, района, села)
На первых страницах записываются:
1)Ф.И.О. директора учреждения,его заместителей, классного руководителя, учителей - предметников, методиста факультета;
2) список учащихся класса;
3) расписание уроков и звонков;
4) индивидуальный (календарный) план - график деятельности на педпрактике.
Далее идут ежедневные записи о работе во время педпрактики: знакомство со школой, изучение библиотечного фонда, наблюдение за классом и отдельными учащимися на уроках, переменах, во время внеклассных занятий, в домашней обстановке; посещение и системный психолого-педагогический анализ уроков и внеклассных занятий, проведенных учителем, практикантами, а также самим студентом; замечания по организации и проведению педпрактики, предложения по её улучшению.
Общий анализ уроков и внеклассных мероприятий, фиксируемых в дневнике можно осуществлять по схеме:
Дата Проведения | Тема, цель и ход урока (внеклассного мероприятия) | Замечания по ходу урока (внеклассного мероприятия) |
Подпись практиканта _______________________
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Примерная схема отчета по педагогической практике
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Факультет социальной и коррекционной педагогики курс
Проходил(а) педпрактику в школе № ________________________ классе _______
__________________________________________________________________
(города, села, района)
с _____________г. по _______________ 200_г.
Классный руководитель (Ф.И.О.) _________________________________________
Методист кафедры - групповой рук-ль (Ф.И.О.) _____________________________
Школоведческий этап практики
1. Результативность изучения личных дел учащихся.
4. Впечатление от учреждения, руководства, школьных служб и т.д.
5. Охарактеризуйте условия, в которых проходила Ваша практика. Удовлетворило ли Вас качество учебно-материальной базы образовательного учреждения, кабинетов, расписание занятий?
Учебная работа в школе
1. Сколько уроков и по каким предметам посетили за время педагогической практики? У каких преподавателей Вы были на уроках или воспитательных мероприятиях с целью изучения передового педагогического опыта? Какие из посещений Вам были наиболее полезны? Какую пользу принесло Вам знакомство с опытом работы учителей школы? Какие ценные методические приемы были Вами заимствованы и использованы при проведении своих уроков?
2. Сколько пробных и зачётных уроков Вы дали? Какие применялись технические средства обучения? Какие наглядные пособия были изготовлены Вами или учащимися под вашим руководством? Какие методы, формы и средства обучения Вы чаще всего применяли на своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся?
3. Какие трудности Вы испытывали при подготовке, проведении и системном психолого-педагогическом анализе уроков, мероприятий? Какая помощь была оказана учителями?
4. Как осуществлялась на ваших уроках связь процесса обучения с воспитанием, классной работы и внеклассной? Каким образом реализовывались межпредметные связи, принцип связи обучения с практикой и жизнью?
5. Какую Вы проводили работу с отстающими учениками на уроке и вне его и каковы её результаты?
6. Какова степень овладения Вами методикой преподавания учебных предметов (качество Ваших знаний по общей и коррекционной педагогике, общей и специальной психологии, специальным методикам; умение использовать их на практике, знание школьных образовательных программ и учебников по предметам; практическое владение методикой изложения нового материала и организации самостоятельной работы учащихся, методами закрепления, проверки и оценки знаний, умений и навыков детей; умение поддерживать дисциплину в классе, использовать приемы активизации деятельности учащихся на уроке и т.д.).
Воспитательная работа в школе
1. Какие конкретные задачи были поставлены Вами по внеклассной работе на время педпрактики и чем они были обусловлены?
2. Сколько внеклассных мероприятий Вы посетили и проанализировали?
3. Какие пробные и зачетные мероприятия были проведены Вами за время практики для решения поставленных задач? Как были организованы намеченные мероприятия? Какова роль и место учащихся в их организации и проведении и достигнутые результаты?
4. Какая работа проведена с родителями учащихся?
5. В какой степени Вы овладели методикой работы классного руководителя (умение планировать деятельность по воспитанию коллектива и отдельных учеников; практическое овладение конкретными формами воспитательной работы с коллективом, методиками управления им; знание общих (типологических) особенностей учеников класса и т.д.)? Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы в классе? В чем чувствуете слабость своей подготовки как воспитателя?
6. Каковы Ваши пожелания по улучшению организации и проведения воспитательной деятельности в период педпрактики?
Научно-исследовательская работа в школе .
1. Охарактеризуйте Вашу научно-исследовательскую деятельность в период педпрактики в школе (тема, полученные результаты);
2. Встретили ли Вы трудности при проведении научно-исследовательской работы? Если да, то, какие? Кто реально оказывал Вам помощь в выполнении этого задания?
Заключение
1. Как Вы оцениваете итоги педагогической практики? Что Вам больше всего удалось, а что - нет? Укажите причины неудач.
2. Ваши выводы по педпрактике и предложения по совершенствованию её содержания и организации в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с умственной отсталостью.
Приложение 7.
Приложение 8
Отзыв
О работе студента _____курса факультета ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
проходившего педагогическую практику в ________классе
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование и адрес школы)
с____________________по___________________________2004 г.
В период педагогической практики практикант посетил ________уроков,
Провел психолого-педагогическое изучение _______класса и ___учеников
данного класса (указать фамилии)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провел воспитательные занятия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завуч по учебно-воспитательной работе _______________________
Директор школы _______________________
Печать
«_______»________________2010 г.
Пояснительная записка
Система подготовки студентов, будущих учителей-олигофренопедагогов, ориентированных на работу в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида, предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области методики обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузе имеет большое значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы олигофренопедагогических знаний иорганизационных умений, что может обеспечить становление профессионально-личностных качеств будущего учителя-олигофренопедагога.
Цельпедагогической практики студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) -подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов и классного руководителя, к реализации системы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Задачами педагогической практики студентов в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида являются:
- расширение и конкретизация теоретических знаний по олигофренопедагогике и смежным дисциплинам;
- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
- использование теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида и практическое овладение с методами и приемами коррекционной работы в младших классах;
- формирование у студентов умений и навыков разработки поурочного планирования;
- воспитание у студентов уважения к профессии-педагога-дефектолога;
- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучение их индивидуальных, возрастных и типологических особенностей;
- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в области изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.
- апробация авторских методик обучения, воспитания и изучения психофизического статуса умственно отсталых детей.
Для осуществления своей профессиональной деятельности учитель-олигофренопедагог должен знать:
· Закон Российской Федерации об образовании. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка;
· нормативную документацию по вопросам образования;
· основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо- физиологические знания;
· олигофренопедагогику;
· методику преподавания учебных дисциплин в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;
· современные достижения в области отечественной и зарубежной специальной (коррекционной) педагогики.
Процесс педагогической практики в школе и школе-интернате имеет свои этапы.
1. Подготовительный. На подготовительном этапе, на базе факультета, проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики, распределяются по школам. Кроме этого, студенты получают консультации к выполнению заданий по практике (составление характеристики ученика или класса, анализ урока или внеклассного мероприятия и др.).
2.Диагностический. Первая неделя педагогической практики - это время, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства со школой, педагогическим коллективом, учащимися; изучения личных дел детей, особенностей их психофизического развития; изучения детского коллектива, особенностей его структуры; посещения и системного анализа студентами уроков, внеклассных мероприятий, коррекционно-практических занятий учителей и воспитателей образовательного учреждения, изучения передового педагогического опыта, начала систематического ведения дневниковых записей.
В течение первой недели (диагностический этап) студенты знакомятся:
- с содержанием и организацией работы руководства школы (с обязанностями директора и его заместителей по учебной, воспитательной, коррекционной работе);
- с органами управления школой: педагогическим советом, методическими объединениями, родительским комитетом, их структурой, задачами и деятельностью;
- со школьной документацией: общешкольным планом коррекционной учебно-воспитательной работы, расписанием уроков, формами школьной отчетности (классные журналы, ученические дневники), правилами поведения учащихся, требованиями к учащимся, их личными делами медицинскими заключениями;
- с учебно-производственной базой учреждения;
- с санитарно - гигиеническим режимом работы школы;
•с формами учебной и воспитательной работы школы.
В ходе диагностического этапа студенты определяют детей для индивидуального изучения и составления психолого-педагогической характеристики. В это время студенты коллективно посещают открытые уроки и внеклассные занятия и мероприятия, консультируются у врача и логопеда школы об особенностях соматического и речевого развития детей данного класса, у психолога - об особенностях их психического развития, у учителей и воспитателей - о специфичности планирования и проведения учебных и воспитательных занятий.
Рабочий день студента в учреждении длитсяне менее 6 часов.
Успешная работа по изучению учащихся является основой планирования учебно-воспитательной работы на период практики. На основе изучения планирования уроков учителей, планов воспитательной работы классного руководителя к концу недели составляется индивидуальный план работы на весь период практики, график проведения уроков и внеклассной воспитательной работы.
В индивидуальный план включаются все направления работы, предусмотренные программой: изучение учащихся и коллектива класса, определение воспитательных задач, проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, с родителями, методическая и научно-исследовательская работа.
Одной из основных задач данного этапа выступает по возможности быстрое включение студентов-практикантов в активную психолого-педагогическую деятельность, придание ей целенаправленного характера.
Методическое обеспечение решения данной задачи включает в себя соблюдение следующих требований к учебно-педагогической деятельности: студентов.
1. Знание современных требований к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках.
3. Умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности.
4. Владение методами диагностики особенностей учебной деятельности школьников.
5. Умение подобрать и применить средства индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
6. Знание и использование в практической деятельности коррекционно-развивающих технологий обучения.
7. Знакомство с формами и методами работы учителя с умственно отсталыми учащимися и их родителями.
8. Умение предупреждать утомляемость детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе планирования и организации учебной деятельности, поддерживать их познавательную активность и оптимальный уровень работоспособности в ходе урока.
9. Использовать методы научного исследования в собственной педагогической практике.
В ходе коллективного посещения уроков и внеклассных, воспитательных мероприятий студенты учатся наблюдать и анализировать педагогический процесс в целом и его отдельные этапы, элементы, обращать внимание на главное, существенное, осваивать формы, методы, средства специальной коррекционно-образовательной деятельности.
Уже в этот период практики студент приступает к осуществлению внеклассной работы: принимает участие в проведении классного часа; организует помощь отстающим ученикам и др. Данный подход достаточно плодотворен, так как успех в дальнейшей учебно-воспитательской деятельности во многом определяется знанием особенностей классного коллектива, отдельных учащихся.
3. Стажёрский. В его содержание входят разработка конспектов пробных уроков, занятий, внеклассных мероприятий и их проведение, подготовка и проведение зачетных уроков и мероприятий с их последующей оценкой по пятибалльной шкале учителем или воспитателем при непосредственном участии методистов кафедр, оформление отчетной документации.
4. Заключительный. Этот этап предусматривает подведение итогов практики на итоговой конференции в институте. За 3 дня до итоговой конференции студенты сдают документацию, на основе анализа которой выставляется оценка. Общая оценка за практику складывается из оценки за качество и своевременность сдачи документации, из оце<