Психолого-педагогический анализ одного посещенного урока по любому предмету.

Пояснительная записка

Система подготовки студентов, будущих учителей-олигофренопедагогов, ориентированных на работу в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида, предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области методики обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузе имеет большое значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы олигофренопедагогических знаний иорганизационных умений, что может обеспечить становление профессионально-личностных качеств будущего учителя-олигофренопедагога.

Цельпедагогической практики студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) -подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов и классного руководителя, к реализации системы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Задачами педагогической практики студентов в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида являются:

- расширение и конкретизация теоретических знаний по олигофренопедагогике и смежным дисциплинам;

- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;

- использование теоретических знаний, полученных студентами при изу­чении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида и практическое овладение с методами и приемами коррекционной работы в младших классах;

- формирование у студентов умений и навыков разработки поурочного планирования;

- воспитание у студентов уважения к профессии-педагога-дефектолога;

- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изуче­ние их индивидуальных, возрастных и типологических особенностей;

- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в об­ласти изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педа­гогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результа­тов своего труда, формирование потребности в самообразовании.

- апробация авторских ме­тодик обучения, воспитания и изучения психофизического статуса умственно отсталых детей.

Для осуществления своей профессиональной деятельности учитель-олигофренопедагог должен знать:

· Закон Российской Федерации об образовании. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка;

· нормативную документацию по вопросам образования;

· основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо- физиологические знания;

· олигофренопедагогику;

· методику преподавания учебных дисциплин в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;

· современные достижения в области отечественной и зарубежной специальной (коррекционной) педагогики.

Процесс педагогической практики в школе и школе-интернате имеет свои этапы.

1. Подготовительный. На подготовительном этапе, на базе факультета, проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с за­дачами и содержанием практики, распределяются по школам. Кроме этого, студенты получают консультации к выполнению заданий по практике (состав­ление характеристики ученика или класса, анализ урока или внеклассного ме­роприятия и др.).

2.Диагностический. Первая неделя педагогической практики - это вре­мя, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства со школой, пе­дагогическим коллективом, учащимися; изучения личных дел детей, особенно­стей их психофизического развития; изучения детского коллектива, особенно­стей его структуры; посещения и системного анализа студентами уроков, вне­классных мероприятий, коррекционно-практических занятий учителей и воспитателей образовательного учреждения, изучения пе­редового педагогического опыта, начала систематического ведения дневнико­вых записей.

В течение первой недели (диагностический этап) студенты знакомятся:

- с содержанием и организацией работы руководства школы (с обязанно­стями директора и его заместителей по учебной, воспитательной, коррекцион­ной работе);

- с органами управления школой: педагогическим советом, методически­ми объединениями, родительским комитетом, их структурой, задачами и дея­тельностью;

- со школьной документацией: общешкольным планом коррекционной учебно-воспитательной работы, расписанием уроков, формами школьной от­четности (классные журналы, ученические дневники), правилами поведения учащихся, требованиями к учащимся, их личными делами медицинскими за­ключениями;

- с учебно-производственной базой учреждения;

- с санитарно - гигиеническим режимом работы школы;

•с формами учебной и воспитательной работы школы.

В ходе диагностического этапа студенты определяют детей для индиви­дуального изучения и составления психолого-педагогической характеристики. В это время студенты коллективно посещают открытые уроки и внеклассные занятия и мероприятия, консультируются у врача и логопеда школы об особенностях соматического и речевого развития детей данного класса, у психолога - об особенностях их психического развития, у учителей и воспитателей - о специфич­ности планирования и проведения учебных и воспитательных занятий.

Рабочий день студента в учреждении длитсяне менее 6 часов.

Успешная работа по изучению учащихся является основой планирования учебно-воспитательной работы на период практики. На основе изучения пла­нирования уроков учителей, планов воспитательной работы классного руково­дителя к концу недели составляется индивидуальный план работы на весь период практики, график проведения уроков и внеклассной воспитатель­ной работы.

В индивидуальный план включаются все направления работы, преду­смотренные программой: изучение учащихся и коллектива класса, определение воспитательных задач, проведение учебно-воспитательной работы с учащими­ся, с родителями, методическая и научно-исследовательская работа.

Одной из основных задач данного этапа выступает по возможности бы­строе включение студентов-практикантов в активную психолого-педагогическую деятельность, придание ей целенаправленного характера.

Методическое обеспечение решения данной задачи включает в себя со­блюдение следующих требований к учебно-педагогической деятельности: сту­дентов.

1. Знание современных требований к уроку в специальной (коррекцион­ной) школе VIII вида;

2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках.

3. Умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности.

4. Владение методами диагностики особенностей учебной деятельности школьников.

5. Умение подобрать и применить средства индивидуальной воспита­тельной работы с учащимися.

6. Знание и использование в практической деятельности коррекционно-развивающих технологий обучения.

7. Знакомство с формами и методами работы учителя с умственно отсталыми учащимися и их родителями.

8. Умение предупреждать утомляемость детей с интеллектуальной недос­таточностью в процессе планирования и организации учебной деятельности, поддерживать их познавательную активность и оптимальный уровень работо­способности в ходе урока.

9. Использовать методы научного исследования в собственной педаго­гической практике.

В ходе коллективного посещения уроков и внеклассных, воспитательных мероприятий студенты учатся наблюдать и анализировать педагогический про­цесс в целом и его отдельные этапы, элементы, обращать внимание на главное, существенное, осваивать формы, методы, средства специальной коррекционно-образовательной деятельности.

Уже в этот период практики студент приступает к осуществлению вне­классной работы: принимает участие в проведении классного часа; организует помощь отстающим ученикам и др. Данный подход достаточно плодотворен, так как успех в дальнейшей учебно-воспитательской деятельности во многом определяется знанием особенностей классного кол­лектива, отдельных учащихся.

3. Стажёрский. В его содержание входят разработка конспектов проб­ных уроков, занятий, внеклассных мероприятий и их проведение, подготовка и проведение зачетных уроков и мероприятий с их по­следующей оценкой по пятибалльной шкале учителем или воспитателем при непосредственном участии методистов кафедр, оформление отчетной документации.

4. Заключительный. Этот этап предусматривает подведение итогов практики на итоговой конференции в институте. За 3 дня до итоговой конференции студенты сдают документацию, на основе анализа которой выставляется оценка. Общая оценка за практику складывается из оценки за качество и своевременность сдачи документации, из оценки за психолого-педагогическую характеристику на ученика и класс и из оценки качества учебной и воспитательной работы, выполненной в период практики. На заключительной конференции студенты выступают с докладами по обобщению опыта работы школы, готовят материалы, иллюстрирующие доклад, проводят выставку наглядных пособий, методических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

В ходе педагогической практики студенты должны овладеть умениями:

- всесторонне изучать личность школьника и особенности коллектива учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и образования;

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих и частных (специфичных) целей обучения и воспитания, с учетом индивидуальных и типологических различий умственно отсталых учащихся, социально-психологических особенностей детского коллектива;

- осуществлять перспективное и текущее планирование коррекционной педагогической деятельности;

- использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы ру­ководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (ставить и ре­шать образовательные задачи, обоснованно выбирать и применять органи­зационные формы и методы обучения, использовать различные дидактиче­ские средства, устанавливать разнообразные межпредметные и внутрипредметные связи и т.д.

- разрабатывать и проводить уроки разного типа, воспитательные мероприятия, кружковую работу, ор­ганизовывать тематические утренники и вечера;

- проводить воспитательную работу с учащимися и направлять про­цесс их самовоспитания;

- целенаправленно и систематически проводить работу по социально-бытовой адаптации учащихся;

- анализировать и обобщать с позиций системного подхода лучший педагогический опыт учителей-дефектологов специального образовательно­го коррекционного учреждения, организовывать опытно-экспериментальную работу;

- проводить социально-педагогическое и психологическое консульти­рование родителей детей с нарушением интеллекта.

Вся деятельность студентов-дефектологов в период педпрактики должна быть подчинена формированию перечисленных профессиональных педагогических умений, а уровень овладения ими выступает главный крите­рием оценки результатов работы каждого студента в образовательном коррекционном учреждении.

Содержание практики

Педагогическая практика студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) проводится в течение 3 недель на 4 курсе (7 семестр) обучения в вузе. Студенты проходят практику в специальных (коррекционных) образовательных школах и школах-интернатах VIII вида (для детей с умственной отсталостью), которые служат базовыми уч­реждениями для профессиональной подготовки студентов по специальности «олигофренопедагогика». Студенты проходят практику под руководством пре­подавателей вуза (методистов кафедр факультета) и учителей коррекционных образовательных учреждений.

Содержание и формы учебно-воспитательной работы студентов с клас­сом в период педпрактики должны способствовать осуществлению комплекс­ного подхода к процессу образования детей с умственной отсталостью. С этой целью особое внимание следует уделить решению следующих задач:

1 .Всестороннее психолого-педагогическое и медико-социальное изуче­ние детей с нарушением интеллекта.

2. Осуществление психолого-педагогического анализа урока и внекласс­ного мероприятия с подробной записью наблюдений за их ходом.

3. Практическое изучение методики проведения уроков разного типа по учебным предметам в I - IV классах.

4. Ознакомление с различными формами внеклассной деятельности по учебным предметам и проведение ее с учащимися.

5. Овладение навыками классного руководства и их практическая реали­зация в соответствии с планом классного руководителя на данную учебную четверть.

6. Подготовка и проведение родительского собрания, посещение семей воспитанников, дежурство в школе, школе - интернате.

Чтобы решить указанные задачи, необходимо:

ü в первые дни педпрактики совместно с групповым руководителем, учи­телем-предметником составить индивидуальный календарный план-график ра­боты на весь период практики (отражается в дневнике педпрактики);

ü посетить уроки разного типа (пропедевтический урок, урок формиро­вания новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, умений и на­выков, урок контроля, комбинированный урок), дать в календарном дневнике практики их краткий анализ (приложение № 1, №2);

ü подготовить и провести пробные уроки и 6 за­четных уроков (развитие речи, чтение, русский язык, математика, ручной труд, рисо­вание). Условием допуска студента к самостоятельному уроку является наличие плана-конспекта, завизированного методистом факультета и классным руково­дителем;

ü присутствовать на уроках, проводимых студентами-стажерами, участ­вовать в их обсуждении и психолого-педагогическом анализе;

ü изучить содержание внеклассной работы в прикреплен­ном классе и составить план внеклассной деятельности на период педагогиче­ской практики;

ü участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Краткий психолого-педагогический анализ одного из мероприятий должен быть представлен в дневнике практики (при­ложение 3);

ü присутствовать на внеклассных мероприятиях, проводимых другими студентами, принимать активное участие в их обсуждении;

ü проводить психолого-педагогическое изучение конкретных учеников и класса в целом. По результатам изучения составляется психолого-педагогическая характеристика одного ученика (приложение 4);

ü вести работу с родителями.

Права и обязанности студента-практиканта

В период педагогической практики студент обязан:

- соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка специальной (коррекционной) образовательной школы, школы-интерната;

- в точности выполнять распоряжения директора школы, учителя и класс­ного руководителя, методиста факультета;

- присутствовать на педсоветах и производственных совещаниях, на засе­даниях методического объединения учреждения;

- выполнять все предусмотренные виды работ, тщательно готовиться к каждому уроку и проведению различных внеклассных воспитательных занятий и мероприятий.

При этом стажёр должен проявлять организованность, дисциплиниро­ванность, вежливость, тактичность, трудолюбие.

Если студент по болезни или другим уважительным причинам не успел выполнить программу практики в отведенные для этого сроки, практика долж­на быть продлена или перенесена на иные сроки по согласованию с руково­дством факультета.

Студент имеет право:

- обращаться к руководителям практики от университета, администрации и преподавателям образовательного учреждения по всем-вопросам, возникаю­щим в процессе практики;

- вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;

- участвовать в конференциях и совещаниях;

- пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них учебно-методическими пособиями и другими информационными документами, необ­ходимыми для оформления отчета о педагогической практике.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, сту­дент может быть отстранен от прохождения практики.

Отчетная документация

Основными видами отчетной документации, которую должны пред­ставить студенты по завершению педагогической практики являются следую­щие.

1 .План учебно-воспитательной работы на период практики.

2.Дневник педагогической практики, в котором раскрываются основ­ные этапы учебно-воспитательной работы с их краткой характеристикой и ана­лизом.

3.Планы-копспекты уроков по 5 предметам (русский язык, чтение, ма­тематика, ручной труд, развитие речи)и видеозаписи 2 уроков.

Список литературы

ОСНОВНАЯ

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида. - М., 2006

2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В., Обухова Е.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006.

Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.

Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. – М.: Просвещение, 2002.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004.

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2002.

Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис Пресс, 2006.

Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф.Кумариной. М., 2001.

Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учим младших школьников понимать художественный текст. – М.: Эксмо, 2006.

Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: Вако, 2006.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Б.П.Пузанова. - М. : Акад., 2001.

Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031700 - олигофренопедагогика / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Акад., 2002.

Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ ечевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. -192 с.

Приложение 1.

Дневник педпрактики

студентки___курса группы_____ факультета социальной и коррекционной педа­гогики ______________________________________________________

(фами­лия, имя, отчество)___________________________________________
Педагогическая практика проводится в _________________________ школе

(школе-интернате) ___________________ с __________ по ________ 200__г.

(города, поселка, района, села)

На первых страницах записываются:

1)Ф.И.О. директора учреждения,его заместителей, классного руководи­теля, учителей - предметников, методиста факультета;

2) список учащихся класса;

3) расписание уроков и звонков;

4) индивидуальный (календарный) план - график деятельности на пед­практике.

Далее идут ежедневные записи о работе во время педпрактики: знакомст­во со школой, изучение библиотечного фонда, наблюдение за классом и от­дельными учащимися на уроках, переменах, во время внеклассных занятий, в домашней обстановке; посещение и системный психолого-педагогический ана­лиз уроков и внеклассных занятий, проведенных учителем, практикантами, а также самим студентом; замечания по организации и проведению педпрактики, предложения по её улучшению.

Общий анализ уроков и внеклассных мероприятий, фиксируемых в днев­нике можно осуществлять по схеме:

Дата Проведения   Тема, цель и ход урока (внеклассного мероприятия)   Замечания по ходу урока (внеклассного мероприятия)  
           

Подпись практиканта _______________________

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Примерная схема отчета по педагогической практике

Ф.И.О. ______________________________________________________________

Факультет социальной и коррекционной педагогики курс

Проходил(а) педпрактику в школе № ________________________ классе _______

__________________________________________________________________

(города, села, района)

с _____________г. по _______________ 200_г.

Классный руководитель (Ф.И.О.) _________________________________________

Методист кафедры - групповой рук-ль (Ф.И.О.) _____________________________

Школоведческий этап практики

1. Результативность изучения личных дел учащихся.

4. Впечатление от учреждения, руководства, школьных служб и т.д.

5. Охарактеризуйте условия, в которых проходила Ваша практика. Удовлетво­рило ли Вас качество учебно-материальной базы образовательного учреж­дения, кабинетов, расписание занятий?

Учебная работа в школе

1. Сколько уроков и по каким предметам посетили за время педагогической практики? У каких преподавателей Вы были на уро­ках или воспитательных мероприятиях с целью изучения передового педагоги­ческого опыта? Какие из посещений Вам были наиболее полезны? Какую поль­зу принесло Вам знакомство с опытом работы учителей школы? Какие ценные методические приемы были Вами заимство­ваны и использованы при проведении своих уроков?

2. Сколько пробных и зачётных уроков Вы дали? Какие применялись техниче­ские средства обучения? Какие наглядные пособия были изготовлены Вами или учащимися под вашим руководством? Какие методы, формы и средства обучения Вы чаще всего применяли на своих уроках для активизации познава­тельной деятельности учащихся?

3. Какие трудности Вы испытывали при подготовке, проведении и системном психолого-педагогическом анализе уроков, мероприятий? Какая помощь была оказана учителями?

4. Как осуществлялась на ваших уроках связь процесса обучения с воспитани­ем, классной работы и внеклассной? Каким образом реализовывались меж­предметные связи, принцип связи обучения с практикой и жизнью?

5. Какую Вы проводили работу с отстающими учениками на уроке и вне его и каковы её результаты?

6. Какова степень овладения Вами методикой преподавания учебных предме­тов (качество Ваших знаний по общей и коррекционной педагогике, общей и специальной психологии, специальным методикам; умение использовать их на практике, знание школьных образовательных программ и учебников по предметам; практическое владение методикой изложения нового материала и орга­низации самостоятельной работы учащихся, методами закрепления, проверки и оценки знаний, умений и навыков детей; умение поддерживать дисциплину в классе, использовать приемы активизации деятельности учащихся на уроке и т.д.).

Воспитательная работа в школе

1. Какие конкретные задачи были поставлены Вами по внеклассной работе на время педпрактики и чем они были обусловлены?

2. Сколько внеклассных мероприятий Вы посетили и проанализировали?

3. Какие пробные и зачетные мероприятия были проведены Вами за время практики для решения поставленных задач? Как были организованы намеченные мероприятия? Какова роль и место учащихся в их организации и проведе­нии и достигнутые результаты?

4. Какая работа проведена с родителями учащихся?

5. В какой степени Вы овладели методикой работы классного руководителя (умение планировать деятельность по воспитанию коллектива и отдельных учеников; практическое овладение конкретными формами воспитательной ра­боты с коллективом, методиками управления им; знание общих (типологиче­ских) особенностей учеников класса и т.д.)? Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы в классе? В чем чувствуете слабость своей подготовки как воспитателя?

6. Каковы Ваши пожелания по улучшению организации и проведения воспита­тельной деятельности в период педпрактики?

Научно-исследовательская работа в школе .

1. Охарактеризуйте Вашу научно-исследовательскую деятельность в период педпрактики в школе (тема, полученные результаты);

2. Встретили ли Вы трудности при проведении научно-исследовательской ра­боты? Если да, то, какие? Кто реально оказывал Вам помощь в выполнении это­го задания?

Заключение

1. Как Вы оцениваете итоги педагогической практики? Что Вам больше всего удалось, а что - нет? Укажите причины неудач.

2. Ваши выводы по педпрактике и предложения по совершенствованию её со­держания и организации в специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении для детей с умственной отсталостью.

Приложение 7.

Приложение 8

Отзыв

О работе студента _____курса факультета ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

проходившего педагогическую практику в ________классе

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование и адрес школы)

с____________________по___________________________2004 г.

В период педагогической практики практикант посетил ________уроков,

Провел психолого-педагогическое изучение _______класса и ___учеников

данного класса (указать фамилии)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провел воспитательные занятия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завуч по учебно-воспитательной работе _______________________

Директор школы _______________________

Печать

«_______»________________2010 г.

Пояснительная записка

Система подготовки студентов, будущих учителей-олигофренопедагогов, ориентированных на работу в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида, предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области методики обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузе имеет большое значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы олигофренопедагогических знаний иорганизационных умений, что может обеспечить становление профессионально-личностных качеств будущего учителя-олигофренопедагога.

Цельпедагогической практики студентов 4 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) -подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов и классного руководителя, к реализации системы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Задачами педагогической практики студентов в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида являются:

- расширение и конкретизация теоретических знаний по олигофренопедагогике и смежным дисциплинам;

- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;

- использование теоретических знаний, полученных студентами при изу­чении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида и практическое овладение с методами и приемами коррекционной работы в младших классах;

- формирование у студентов умений и навыков разработки поурочного планирования;

- воспитание у студентов уважения к профессии-педагога-дефектолога;

- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изуче­ние их индивидуальных, возрастных и типологических особенностей;

- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в об­ласти изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педа­гогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результа­тов своего труда, формирование потребности в самообразовании.

- апробация авторских ме­тодик обучения, воспитания и изучения психофизического статуса умственно отсталых детей.

Для осуществления своей профессиональной деятельности учитель-олигофренопедагог должен знать:

· Закон Российской Федерации об образовании. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка;

· нормативную документацию по вопросам образования;

· основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические, правовые и анатомо- физиологические знания;

· олигофренопедагогику;

· методику преподавания учебных дисциплин в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;

· современные достижения в области отечественной и зарубежной специальной (коррекционной) педагогики.

Процесс педагогической практики в школе и школе-интернате имеет свои этапы.

1. Подготовительный. На подготовительном этапе, на базе факультета, проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с за­дачами и содержанием практики, распределяются по школам. Кроме этого, студенты получают консультации к выполнению заданий по практике (состав­ление характеристики ученика или класса, анализ урока или внеклассного ме­роприятия и др.).

2.Диагностический. Первая неделя педагогической практики - это вре­мя, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства со школой, пе­дагогическим коллективом, учащимися; изучения личных дел детей, особенно­стей их психофизического развития; изучения детского коллектива, особенно­стей его структуры; посещения и системного анализа студентами уроков, вне­классных мероприятий, коррекционно-практических занятий учителей и воспитателей образовательного учреждения, изучения пе­редового педагогического опыта, начала систематического ведения дневнико­вых записей.

В течение первой недели (диагностический этап) студенты знакомятся:

- с содержанием и организацией работы руководства школы (с обязанно­стями директора и его заместителей по учебной, воспитательной, коррекцион­ной работе);

- с органами управления школой: педагогическим советом, методически­ми объединениями, родительским комитетом, их структурой, задачами и дея­тельностью;

- со школьной документацией: общешкольным планом коррекционной учебно-воспитательной работы, расписанием уроков, формами школьной от­четности (классные журналы, ученические дневники), правилами поведения учащихся, требованиями к учащимся, их личными делами медицинскими за­ключениями;

- с учебно-производственной базой учреждения;

- с санитарно - гигиеническим режимом работы школы;

•с формами учебной и воспитательной работы школы.

В ходе диагностического этапа студенты определяют детей для индиви­дуального изучения и составления психолого-педагогической характеристики. В это время студенты коллективно посещают открытые уроки и внеклассные занятия и мероприятия, консультируются у врача и логопеда школы об особенностях соматического и речевого развития детей данного класса, у психолога - об особенностях их психического развития, у учителей и воспитателей - о специфич­ности планирования и проведения учебных и воспитательных занятий.

Рабочий день студента в учреждении длитсяне менее 6 часов.

Успешная работа по изучению учащихся является основой планирования учебно-воспитательной работы на период практики. На основе изучения пла­нирования уроков учителей, планов воспитательной работы классного руково­дителя к концу недели составляется индивидуальный план работы на весь период практики, график проведения уроков и внеклассной воспитатель­ной работы.

В индивидуальный план включаются все направления работы, преду­смотренные программой: изучение учащихся и коллектива класса, определение воспитательных задач, проведение учебно-воспитательной работы с учащими­ся, с родителями, методическая и научно-исследовательская работа.

Одной из основных задач данного этапа выступает по возможности бы­строе включение студентов-практикантов в активную психолого-педагогическую деятельность, придание ей целенаправленного характера.

Методическое обеспечение решения данной задачи включает в себя со­блюдение следующих требований к учебно-педагогической деятельности: сту­дентов.

1. Знание современных требований к уроку в специальной (коррекцион­ной) школе VIII вида;

2. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках.

3. Умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности.

4. Владение методами диагностики особенностей учебной деятельности школьников.

5. Умение подобрать и применить средства индивидуальной воспита­тельной работы с учащимися.

6. Знание и использование в практической деятельности коррекционно-развивающих технологий обучения.

7. Знакомство с формами и методами работы учителя с умственно отсталыми учащимися и их родителями.

8. Умение предупреждать утомляемость детей с интеллектуальной недос­таточностью в процессе планирования и организации учебной деятельности, поддерживать их познавательную активность и оптимальный уровень работо­способности в ходе урока.

9. Использовать методы научного исследования в собственной педаго­гической практике.

В ходе коллективного посещения уроков и внеклассных, воспитательных мероприятий студенты учатся наблюдать и анализировать педагогический про­цесс в целом и его отдельные этапы, элементы, обращать внимание на главное, существенное, осваивать формы, методы, средства специальной коррекционно-образовательной деятельности.

Уже в этот период практики студент приступает к осуществлению вне­классной работы: принимает участие в проведении классного часа; организует помощь отстающим ученикам и др. Данный подход достаточно плодотворен, так как успех в дальнейшей учебно-воспитательской деятельности во многом определяется знанием особенностей классного кол­лектива, отдельных учащихся.

3. Стажёрский. В его содержание входят разработка конспектов проб­ных уроков, занятий, внеклассных мероприятий и их проведение, подготовка и проведение зачетных уроков и мероприятий с их по­следующей оценкой по пятибалльной шкале учителем или воспитателем при непосредственном участии методистов кафедр, оформление отчетной документации.

4. Заключительный. Этот этап предусматривает подведение итогов практики на итоговой конференции в институте. За 3 дня до итоговой конференции студенты сдают документацию, на основе анализа которой выставляется оценка. Общая оценка за практику складывается из оценки за качество и своевременность сдачи документации, из оце<

Наши рекомендации