Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти
ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева
1 СТУПЕНЬ: МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ориентировочно 3 (3,5) - 4 (4,5) лет)
Содержанием программы 1 ступени предусматривается коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи, первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной).
Основное внимание на первой ступени логопедической работы направлено на создание условий для стимулирования речевой активности детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и групповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к групповой форме работы осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.
Большое значение для коррекции речи имеет создание речевой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими. Логопед создает условия для общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулирует, поддерживает, поощряет их речевую активность, желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия не должны быть построены по типу тренинга в простом повторении слов, а предусматривать развитие предметной деятельности с последующим формированием у ребенка желания поделиться результатами своей работы.
На всех логопедических занятиях формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности. Формирование речи осуществляется во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. развиваются когнитивные предпосылки речевой деятельности.
Одной из важных задач обучения детей на первой ступени является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий является базой для развития активной речи детей.
Процесс формирования импрессивной речи характеризуется не простым пополнением речевого запаса новыми словами, а дифференциацией понятий, значений слов, грамматических форм. Усвоению новых, незнакомых слов, грамматических форм и связей способствует развитие слухового восприятия, уточнение произношения простых по артикуляции звуков и овладение слоговой структурой слов. В процессе логопедической работы по ознакомлению с окружающим детей учат понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по своей сложности синтаксическими конструкциями.
На логопедических занятиях происходит формирование первичных речевых умений и навыков, на основе которых в дальнейшем осуществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельности. Основной задачей формирования экспрессивной речи является обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. Сформированные на логопедических занятиях общие речевые умения закрепляются на занятиях, проводимых другими педагогами.
Педагогический замысел:
- преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),
формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям;
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;
- работать над расширением понимания речи;
- развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);
- развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность;
—формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
—работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
—формировать общие речевые умения.
Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа
Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса. Включение ребенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия ребенок - взрослый, ребенок - ребенок. Формирование у ребенка уверенности в своих силах. Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.
Оборудование и материалы:
- альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, любимых игрушек и т. д.;
- картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
— настолько-печатные игры;
- игры музыкально-дидактические, музыкально-ритмические, конструктивные, игры с бытовыми предметами-орудиями, игры с природным материалом и т. д.;
- игрушки-«марионетки».
Развитие импрессивной речи
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных действием (с использованием предметов и без них: «Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку» и т. д., «Покажи куклу», «Принеси куклу»). Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом» и т. п.). Обучение пониманию вопросов (что? кто? где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит?», «Покажи, где лежат игрушки?», «Покажи, что гудит, а что звенит?», «Покажи, кто спит, а кто сидит?», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается?»). Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой - маленький» с величиной предметов.
Оборудование и материалы:
игрушки, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Посуда», «Части тела и лица», «Одежда», «Мебель», геометрические фигуры (разной величины).
Примерный перечень игр:
«Кормление куклы», «Построим дом», «Кто пришел в гости», «Прятки», «Праздник елки», «Мамины помощники» и т. п.
Содержание коррекционного обучения основного этапа
Формирование связной речи
Создание условий для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).
Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
Оборудование и материалы:
предметные картинки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новый год», «Транспорт», «Зимние забавы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Мамин праздник», «Весна», «Лето»;
сюжетные картинки; образные игрушки.
Примерный перечень игр:
настолько-печатные игры (типа настольного лото);
игры: «Подскажи словечко», «Наряди елку», «Один - много», «Скажи ласково», «Поручение», «Командир», «Послушная Катя», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Одеваем куклу», «Назови сколько», «Кто в домике живет», «День рождения», «Подарки», «Что у вас?», «Ласковые имена», «Два медведя», «Найди свою картинку», «Экскурсия», «Передай флажок», «Чего нет?», «Прятки», «Репка», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки» и др.
Литературный материал по описанным направлениям работы:
потешки: «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады-лады-лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;
сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.;
стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Михалков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Капризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша на плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.
Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа
Содержание коррекционного обучения основного этапа
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.); природоведческого словаря (названия явлений неживой природы, растений, животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лексики, обозначающей время, пространство, количество.
Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей существительных.
Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.) Обучение пониманию значения глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы» и т. д.).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное), «Покажи, кто упал?» (дедушка), «Покажи, кто Упала?» (бабушка), «Покажи, что упало?» (дерево).
Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и т. п.)
Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за,у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за(по картинкам).
Обучение различению предлогов в - из, над - под, к - от, на - с.
Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-). Формирование понимания значения менее продуктивных суффиксов (-оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -ишк-):«Покажи, где бочка, где бочонок?», «Покажи, где воробей, где воробышек?», «Покажи, где зерно, где зернышко?» и т. д.
Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения (в - вы-, на - вы-, вы - при-): «Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где мама наливает воду, а где выливает?», «Покажи, где девочка выбежала из дома, а где прибежала домой?» и т. д.
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи
Расширение объема словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств.
Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам; слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки и т. д.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три и введение в словарь числительных четыре, пять.
Формирование ономасиологического (обращается внимание на названия объектов: Как называется это?) и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи (обращается внимание на семантику слова: Что значит это слово?).
Уточнение представлений и предметной соотнесенности слова на основе сравнения, различения, обобщения.
Обучение умению осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары), -и (кошка - кошки), -а (дом - дома). Обучение употреблению форм ед. и мн. числа среднего рода в им. падеже с окончанием -а (зеркало - зеркала, окно - окна).
Совершенствование навыков изменения существительных мужского и женского рода ед. числа по падежам (без предлогов). Обучение изменению существительных мужского и женского рода ед. числа по падежам с предлогами. Обучение изменению существительных среднего рода ед. числа по падежам (без предлогов, например: «В домике дядюшки Тыквы нет чего? (окна)» и с предлогами, например: «От чего отъехала машина? (от дерева)», «Где растет гриб? (под деревом)», «На чем растут листья? (на дереве)» и т. п.)
Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существительных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.
Обучение правильному употреблению несклоняемых существительных (пальто, кино, лото, домино, какао и т. п.)
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида (например: рисовал - нарисовал) Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа в именительном и косвенных падежах. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, голубые шары, голубых шаров и т. д.). Обучение согласованию прилагательных с существительными среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, большое окно, больших окон и т. д.).
Обучение правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров; две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; два пера, пять перьев).
Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами: в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-заи навыка различения предлогов: в - из, над - под, к — от, на - с.
Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:
- существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-),
- звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет),
- глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов: мыло -мылит, краска -красит, учитель -учит, строитель - строит и т. п.),
- глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-),
- притяжательных прилагательных, образованных с помощью продуктивного суффикса: -ин- ( например, мамина кофта, папина газета и т. п.), и с помощью менее продуктивного суффикса: -ий- (без чередования), например, лисий, рыбий и т. п.,
- относительных прилагательных с суффиксами: -ов,-ев, -н, -ан, -енн-(например, шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формирование связной речи
Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр и т. д.).
Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов. Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке).
Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).
Обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни, и т. д.).
Обучение включению в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, диалогов героев рассказа с соблюдением последовательности рассказывания.
Логопедическая работа
Программа 3 ступени обучения рассчитана на детей, имеющих третий уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной) и четвертый уровень речевого развития (по Т. Б. Филичевой).
Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи; возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического).
В процессе развития активной речи детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшей работы по составлению связных рассказов. Продолжается и усложняется работа, направленная на анализ и синтез звукового состава слова. Совершенствуются навыки осуществления элементарных форм фонематического анализа и формируется способность к осуществлению сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.
На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что создает базис для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с ОНР к продуктивному усвоению школьной программы.
Работа по обучению грамоте прежде всего предусматривает формирование мотивации к школьному обучению. Обучение грамоте детей с ОНР рассматривается не только как средство приобретения первоначальных школьных навыков, но и как один из способов формирования речи. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение звуко-буквенного состава слова Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создает основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Обучение грамоте осуществляется на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью звуков в произношении и возможностями их различения на слух. Наряду с развитием звукового анализа проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.
Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются на занятиях, проводимых другими педагогами.
Педагогический замысел:
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
- осуществлять дальнейшее расширение объема и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) словаря импрессивной и экспрессивной речи, проводить работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
- совершенствовать навыки связной речи;
- проводить работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, развитию фонематических процессов;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;
- формировать мотивацию к школьному обучению, проводить работу по обучению грамоте.
Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа
Содержание коррекционного обучения основного этапа
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Дальнейшее расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается» и т. п.). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть» и т. п.).
Обучение различению предлогов за - перед, за — у, под - из-за, за -из-за, около - перед, из-за - из-под (при выполнении инструкций и по картинкам). Обучение различению предлогов со значением местоположения и направления действия (например, висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем предлогов.
Совершенствование навыков понимания значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов (-ник-, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-): «Покажи, где чай, где чайник?», «Покажи, где сахар, где сахарница?», «Покажи, где бусы, где бусинка?», «Покажи, где виноград, где виноградинка?» и т. д. Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой» (-ищ-, -ин-: «Покажи, где нос, где носище», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» («Покажи, где лапка, где лапища»).
Совершенствование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок: с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где птичка улетает из клетки (подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку» и т. п.). Обучение пониманию логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, например, Муха больше слона, слон больше мухи; инверсии, например, Колю ударил Ваня. Кто драчун?; активных конструкций, например, Ваня нарисовал Петю; пассивных конструкций, например, Ваню нарисовал Петя).
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи
Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.
Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.
Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грустно — печально и т. п.).
Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).
Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок.
Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характеристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).
Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (например, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).
Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет -моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.
Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец).Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-,при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).
Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - волчий, заяц - заячий, медведь - медвежийи т. п.). Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк-(например, красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленькийи т. п.).
Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-:белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов болееили менее:более чистый, менее чистый).
Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший)и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее:самый высокий, наиболее высокий).
Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).
Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный и т. п.).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формирование связной речи
Совершенствование навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, по личному опыту).
Обучение построению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
Обучение грамоте.
Формирование мотивации к школьному обучению. Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, его исполнение, оценка результата своего действия).
Знакомство с понятием предложение. Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из 3-4 слов без предлога, простое предложение из 3-4 слов с предлогом).
Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Обучение элементарным правилам правописания: раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знак) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения
Знакомство с печатными буквами: А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, X, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Составление, печатание и чтение:
- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (ау),
- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (ут),
- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ма),
- односложных слов по типу СГС (кот),
- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (папа, Алиса),
- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов (замок, паук, паучок),
—двухсложных слов со стечением согласных' (шутка),
—трехсложных слов со стечением согласных (капуста),
- предложений из 2-4 слов без предлога и с предлогом (Ира мала; У
Иры шар; Рита мыла раму; Жора и Рома играли).
Обучение навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
Обучение правилу правописания буквы И после букв Ш, Ж, употребления заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование и материалы:
печатные буквы, кубики с буквами, азбука букв и слогов, длинные (слово) и короткие (слог) полоски, красные (гласный звук), синие (согласный твердый звук), зеленые (согласный мягкий звук) кружочки, счетные палочки, цепочки, веревочки, пластилин, проволока, трафареты букв, графические схемы предложений, слов, слогов, карточки с изображениями букв с недостающими элементами, буквами, неправильно расположенными в пространстве, буквами «в шуме»; буквенные ребусы и т. д.
Примерный перечень игр:
«Школа», «Учитель-ученик», «Слоговой аукцион», «Угадай-ка», «Чей улов больше?», «Новоселы», «Отгадай слово», «Наборщики», «Не знаешь - научим, не умеешь - покажем», «В гостях у бабушки Азбуки», «Кто больше составит слов?», «Слово рассыпалось», «Куда спешат звери», «Добавишь букву - изменишь слово», «Шифровальщики», «Прошлогодний снег» и т. д.
ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева
1 СТУПЕНЬ: МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ориентировочно 3 (3,5) - 4 (4,5) лет)
Содержанием программы 1 ступени предусматривается коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи, первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной).
Основное внимание на первой ступени логопедической работы направлено на создание условий для стимулирования речевой активности детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и групповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к групповой форме работы осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.
Большое значение для коррекции речи имеет создание речевой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими. Логопед создает условия для общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулирует, поддерживает, поощряет их речевую активность, желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия не должны быть построены по типу тренинга в простом повторении слов, а предусматривать развитие предметной деятельности с последующим формированием у ребенка желания поделиться результатами своей работы.
На всех логопедических занятиях формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности. Формирование речи осуществляется во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. развиваются когнитивные предпосылки речевой деятельности.
Одной из важных задач обучения детей на первой ступени является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений