Вальдорфская школа Р.Штайнера

Открытие первой вальдорфской школы связано с именем Рудольфа Штайнера (1861—1925) — ученого, философа, создателя нового человекознания, оказавшего сильное воздействие на развитие не только педагогики, но и медицины, сельского хозяйства, искусства.

Его заслуга состоит в том, что на основе антропософии, изучающей человека в единстве телесного, душевного и духовного, он создал педагогику, охватывающую развитие и сил познания в целом, и способностей к искусству, и чувства, и моральных задатков, и религиозного переживания.

…Вальдорфские педагоги считают всех детей, научившихся говорить, необычайно одаренными. Каждый здоровый маленький ребенок необычайно одарен. Это можно видеть на примере того, как любой нормальный ребенок научается родному языку. Всем известно, как трудно изучить иностранный язык взрослому. Но здесь хотя бы есть уже родной язык и умение мыслить, думать. А представьте, что перед вами стоит задача выучить иностранный язык, когда у вас нет родного и вы не умеете думать! А ведь каждый ребенок это может! Поэтому вопрос о детской одарен­ности стоит иначе, чем в большинстве традиционных педагоги­ческих подходов.

…По Р.Штайнеру, природа человека многочленна. Физическое рождение человека означает лишь рождение физического тела. Но есть и такая часть человеческого существа, которая называется жизненным или эфирным телом. Она является строителем и обитателем физического тела.

Объектом познания духовной науки является также третий компонент человеческого существа — так называемое тело ощущений, или астральное тело. Оно несет в себе все радости и страдания, влечения и страсти и т.п. Если физическое тело состоит из веществ, то эфирное тело состоит из активно движущих сил, а астральное тело слагается из подвижных, многоцветных образов.

Еще один компонент существа человека — это его «Я». Это носитель высшей души в человеке. Под его влиянием находятся все другие слагаемые существа человека, они же и меняются по мере изменения «Я».

…Знакомство с материалами Движения свободных вальдорфских школ, а также опыт трехлетней экспериментальной работы в классе вальдорфской педагогики нашей школы показывают, что и в России идеи Р. Штайнера могут быть полезны.

Вальдорфские школы отличаются от ныне существующих общеобразовательных и формой управления. Их организация основана на принципах самоуправления, где должности директора школы и его заместителей упразднены.

…Непременным условием создания вальдорфских школ является своего рода кооперация родителей и учителей. Такое сотрудничество помогает преодолеть изоляцию между родительским домом и школой. Осуществляется «живая» обратная связь, представляющая не что иное, как сообщество «учитель — ученик — родитель». В течение учебного года проводятся многократные родительские вечера, посещения семей классным учителем, который на протяжении восьми лет не только один ведет «главные» уроки, но и следует за учеником, сопровождая его развитие, помогая разобраться в непростых жизненных ситуациях. Организуются разнообразные курсы для родителей по специальным педагогическим вопросам. Родители, учителя и дети принимают участие в подготовке и проведении школьных спектаклей и т.д.

Современная вальдорфская школа — это общеобразовательная школа с 12-летним сроком обучения (начало обучения с семи лет). По окончании школы учащиеся сдают экзамены для получения аттестата зрелости («абитура»). Если обучение длилось еще один год, то выдается документ, дающий право на поступление в высшую школу. Выпускники вальдорфских школ сдают экза­мены наравне со всеми остальными выпускниками государственных школ.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит классно-урочная система, с четким расписанием занятий на каждый день недели. На 1-м и 2-м уроках, продолжительностью от 1,5 до 2 учебных часов, объединенных в один «главный урок», изучаются предметы, опирающиеся преимущественно на усвоение знаний, требующих напряженного мыслительного процесса (например, математика, родной язык, физика, химия, история и др.). Учитывая значительную продолжительность «главного урока», в его структуру вводится обязательная ритмическая часть до 20 минут в зависимости от возраста детей. В ходе ритмической части происходит настрой детей на собственно обучение, следу­ющее за ритмической частью, в которой дети играют на флейтах, читают стихи, «протопывают», «прохлопывают» ритмические упражнения, занимаются разнообразными языковыми упражнениями. На «главном уроке», состоящем из трех частей: ритмической, собственно преподавания и рассказывания, преподносится один и тот же предмет в течение 3 — 5 недель, составляющий учебный цикл, большую по объему учебную единицу — «эпоху». После того как «эпоха» заканчивается, дети начинают изучать новый предмет, оставляя на некоторое время предыдущую дисциплину. (Частота сменяемости «эпох» не фиксируется в программах для каждого года обучения.) Введение преподавания предмета по «эпохам» позволяет сконцентрироваться на какой-то заданной теме до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута. Чтобы избежать перегрузки учащихся во время преподавания по «эпохам», необходима специальная методическая подготовка преподавателей.

Дополняя картину учебного дня в вальдорфской школе, следует отметить, что после «главного урока» следует 20-минутная перемена для отдыха и завтрака, затем вновь урок продолжительностью 45 минут. С 12 до 13 часов — обед и еще 2 урока по 45 минут с перерывом на 10 минут. На несдвоенных уроках изучаются предметы, нуждающиеся в постоянном повторении и тренировке. К таким относятся иностранные языки, музыка, живопись, эвритмия (по 2 — 3 урока в неделю).

В послеобеденное время проводятся занятия ручного труда, уроки рукоделия и ремесел.

Отмечая различия в структуре учебного плана вальдорфской и обычной школ, следует сказать, что в вальдорфской школе не существует жестких программ, в учебном плане нет почасовой сетки, дается только перечень изучаемых предметов и примерное количество часов на изучение каждого в течение всего года. В программах и методиках обучения отражено основное содержание в общих чертах для каждого года обучения. Вальдорфские педагоги считают, что обучение и воспитание должны отвечать актуальным потребностям индивидуального развития, которые невозможно заранее однозначно установить и спланировать на перспективу. Отсюда право учителя изменять время, отводимое на изучение того или иного раздела (например, одна и та же «эпоха» может прорабатываться в одном случае 2 недели, а в другом — 4). При оценке знаний учащихся учителя вальдорфских школ используют безбалльную систему. Вместо оценок педагог в конце учебного года составляет на каждого ученика свидетельство-характеристику, в которой описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности, прилежание, слабые стороны в обучении по всем предметам. При выходе из вальдорфской школы по заявлению родителей могут быть выставлены оценки. Для учащихся вальдорфских школ обязательными являются домашние задания.

С повестки дня вальдорфских школ снята проблема второгодничества. Учеников никогда не оставляют на второй год, считая, что низкие успехи — это часто не проблема одаренности, а проблема мотивации. Решением ее может быть индивидуализация преподавания, заключающаяся не в разделении учеников согласно их одаренности по различным направлениям, а в индивидуализации обучения. На практике же это осуществить очень трудно хотя бы потому, что наполняемость вальдорфских классов, 25 — 30 человек, не позволяет в полной мере индиви­дуализировать процесс обучения.

Иначе, чем в обычных школах, решается вопрос наличия учебников, которые, по мнению учителей вальдорфской школы, сдерживают инициативу и творчество учителя в преподнесении материала. Не имея учебников, учащиеся в так называемых тетрадях по «эпохам», отличающихся от общепринятых (в клетку и линейку) большим размером и нелинованностью, ведут записи по каждому предмету, фиксируя самое существенное. Тексты до 8-го класса, как правило, диктуются или формулируются совместно всеми в классе. На старшей ступени ученики самостоятельно записывают сообщаемый учителем материал по «эпохам». Таким образом, у каждого ученика рождается свой, индивидуальный учебник. В этом есть положительный момент, однако настораживает полный отказ от использования учебников единого образца как стандарта в получении необходимых знаний по тому или иному предмету.

В вальдорфской школе, начиная с первого класса, вводится обучение иностранным языкам через слово учителя. Именно в этом возрасте ребенка легко научить новым звукам, он достаточно легко овладевает чужеродным звучанием. Главный метод обучения иностранным языкам основан на подражании. Что же касается остальных предметов, то ведущий принцип вальдорф­ской педагогики — никогда не давать что-то готовое. Дается очень мало, и ребенок должен сам восполнять основное — фантазией, мышлением, чувством.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что особый интерес данная педагогическая система может представлять, прежде всего, для педагогов, работающих с детьми с особенностями в развитии и проблемами в обучении. Однако это не означает, что она противопоказана для нормальных или одаренных детей.

(Цитаты из работы: Управление развитием школы /Под ред. Поташника М.М. и Лазарева В.С. - М.,1995. С.415-422.)

Приложение 33

У. Ахмаваара

Наши рекомендации