Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

И. Г. Песталоцци утверждал, что обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Рудольф Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.

В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Основные концептуальные положения:

– природосообразность – развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков;

– свободное воспитание и обучение – все без принуждения, без насилия духовного и телесного;

– свобода как средство воспитания;

– воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним;

– ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества;

– обучение неотделимо от воспитания – всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности;

– экология здоровья, культ здоровья;

– культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства;

– подражание как средство обучения;

– единство развития ума, сердца и руки;

– опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8–9 лет;

– школа для всех;

– единая жизнь педагога и учеников.

Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем:

– гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и трудового аспектов образования;

– широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);

– межпредметные связи;

– обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка;

– большое место в учебном плане трудового воспитания.

Весьма важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики». Московская свободная вальдорфская школа работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную – эти виды деятельности тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины – эвритмия и изображение форм, рисование сложных узоров, графика. Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). В старших классах – работа с металлом. Все дети осваивают также рукоделие [117].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 8

1. Попробуйте присвоить название каждой концепции, дидактической системе, авторской школе, с которыми вы познакомились при изучении материала этой главы. От именования концепции, системы, школы по автору следует отказаться. В названии должна быть отражена основная (интегративная) идея, на которой построена концепция, система, школа…

2. Сформулируйте тезисно основные идеи педагогических технологий, характеристика которых представлена в данной главе. Постарайтесь отразить содержание педагогической технологии (концепции, дидактической системы, авторской школы) не более, чем в 5‒7 тезисах.

3. Отметьте те мысли авторов концепций, которые вызывают у вас сомнение – объясните, чем обусловлен ваш скепсис или сомнения.

4. Объясните разницу между понятиями «компьютерная технология» и «информационная технология»?

5. Сконструируйте познавательно-дидактическую игру по теме: «Школьный народ России обвиняет репродуктивные методы обучения…».

Кстати, а эти методы, действительно всегда и однозначно плохи? Найдите в текстах, характеризующих разные подходы к организации обучения, суждения, высказанные в поддержку репродуктивного обучения.

6. На основании матрицы, составленной вами по материалам главы 7, отражающим теоретические требования к педагогическим технологиям и инновационной деятельности, оцените все представленные в главах 7 и 8 дидактические концепции, системы, технологии.

7. При изучении материала главы «Формы организации обучения» мы познакомились с Дальтон-планом. Ниже приведены «Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов, разработанного Ассоциацией Дальтон-план-школ (Нидерланды)»:

• Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены школьного коллектива разделяют ответственность за его работу.

• Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность.

• Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

• Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он так устраивает свой класс, чтобы в нем можно было свободно и самостоятельно работать.

• Учитель вырабатывает новую позицию. Он переходит от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника.

• Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).

• Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

С позиций современного понимания технологий активизации обучения достаточно ли выполнения этих требований учителем, чтобы проект был результативным в педагогическом отношении?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Амонашвили, Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /
Ш. А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Педагогика, 1989. – С. 144–177.

Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

Амонашвили, Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.

Богуславский, М. В. Гуманистическая парадигма М. Монтессори /
М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –
М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. – 192 с.

Загрекова, Л. В. Дидактика : Учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высшая школа, 2007. – 383 с.

Занков, Л. В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков // Занков Л. В. Избр. пед. труды. – М. : Педагогика, 1990. – С. 23–82.

Ильин, Е. Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы / Е. Н. Ильин. – М. : Просвещение, 1988. – 221 с.

Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /
З. И. Калмыкова. – М. : Педагогика, 1981. – 200 с.

Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее образование / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М. : Знание, 1981. – 96 с.

Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; Под ред.
И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2005. – 288 с.

Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В. А. Красильникова. – М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 339 с.

Осмоловская, И. М. Дидактика : учеб. пособие для студентов вузов /
И. М. Осмоловская. – М. : Академия, 2006. – 240 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : Учеб. пособие / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др. ; Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.

Педагогика : Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. ; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

Педагогические технологии : Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – Ростов-н/Д. : Март, 2002. – 320 с. – Серия «Педагогическое образование».

Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : Учебник для студентов педвузов: В 2-х кн./ И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие / Г. С. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Ситаров, В. А. Дидактика : Учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Ситаров ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 368 с.

Соловейчик, С. Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / С. Л. Соловейчик. – М. : Педагогика,1986. –370 с.

Шаталов, В. Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.

Хуторской, А. В. Современная дидактика : Учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 304 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информатизация среднего образования: проект Института дистантного образования РУДН, 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. ido. rudn. ru/nfpk/ikt/liter – 25.05.2012.

Личностно-ориентированное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. bsu. ru/content / hec/ aismontas/annot – Дата обращения: 17.05.2012.

Психология и педагогика [Электронный ресурс] / Богданов И. В. , Лазарев С. В. , Ануфриенко С. С. и др. – Режим доступа: http://www. ido. rudn. ru/ и др.[Электронный ресурс: http://www. ido. rudn. ru/ – Дата обращения: 17.05.2012.

Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. imc-new. com/index. php/teaching-potential/teaching-technologies – Дата обращения: 28.05.2012.

ГЛАВА 9.

Наши рекомендации