Вальдорфская школа

Воспитательные системы вальдорфских школ существуют с начала XX в. Первая школа появилась в 1919 г. в Штутгарте. В осно­ву концепции ВС положено антропософское учение Рудольфа Штейнера; главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, ду­ховного и душевного, а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим разви­тием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, мысль, интеллект и нравственность человека. Главный принцип, который заложен в организацию воспитательной системы, -принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависимых ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К ре­шению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учеб­ных планов, учебников. Учителям предоставляется полная само­стоятельность в выборе содержания, форм, методов учебно-вос­питательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явля­ется культура. При этом под культурой понимают все, что окру­жает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, му­зыка, изобразительные виды искусств, театр, эвритмия, интегри­рованные знания о мире составляют основу содержания разнооб­разной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспи­тания — видеть результаты своего труда.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в со­вершенстве. Они опираются на свои глубокие знания индивиду­альных особенностей детей, их душевных переживаний, которые становятся стимулом к осознанию своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к ин­теллектуальному.

Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрас­но подготовленные специалисты. Они считают, что главное в об­разовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.

Классный учитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия не по готовым ре­цептам, они вместе с учениками ищут ответы на возникающие вопросы, открывают новые знания. При этом они не скрывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказыва­ют в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

Наши рекомендации