Инструкция группе экспертов.
Представьте, Что вы группа экспертов, приглашенных для разработки принципов воспитания в современной педагогической теории и практике. Ваши действия:
1. Выберите наиболее актуальный, на ваш взгляд, принцип воспитания.
2. Проанализируйте возможности этого принципа в современной педагогической теории и практике по предложенной ниже схеме. ( Каждый участник группы выполняет один элемент анализа): Характер отражения данного принципа в психолого-педагогической литературе.(Полезно сверить разные учебники); Реализация данного принципа с учетом особенностей младшего школьного возраста; Трудности, встречаемые в реализации данного принципа. (Обопритесь на подготовленные материалы и собственный опыт); Пути преодоления трудностей; Реализация предложенного принципа в различных видах деятельности. (Воспользуйтесь Банком данных).
3. Составьте рекомендации по реализации выбранного вами принципа в практике воспитательной работы по следующей схеме: название принципа – актуальность его выбора, – с какими закономерностями воспитательного процесса связан предложенный вами принцип – его использование в различных видах деятельности – рекомендации учителю по использованию данного принципа. (Пользуйтесь Банком данных).
4. Выберите одного выступающего, выражающего общее совокупное мнение группы. Старайтесь, чтобы выступление было аргументировано и не превышало 15 минут.
5. Помогайте выступающим. Внимательно слушайте выступления других групп.
6. Принимайте активное участие в дискуссии.
Инструкция арбитрам
1. Прослушайте выступление представителей группы экспертов.
2. Оцените выступление по следующим параметрам:
- проведен анализ принципа полный, объективный, использованы разные источники, дана характеристика выбранного принципа с учетом его представления в различных учебниках – 5 баллов;
- учтены все особенности младшего школьного возраста - 3 балла;
- выявлены реальные трудности использования принципа- 5 баллов;
- выбраны соответствующие пути преодоления трудностей – 5 баллов
- использовано максимальное количество видов деятельности, в которых можно было реализовать этот принцип. Подробно указан мотив выбора видов деятельности- выдержан положенный лимит времени (15 минут). - 4 балла.
3. Прибавьте или отнимите дополнительные баллы: умение вести дискуссию - 1 балл;активность группы - 1 балл;заинтересованность группы - 1 балл.
4. От группы арбитров выступает один человек с аргументированной оценкой выступления представителя группы и участия в игре всей группы.
Банк данных
1. Принципы и закономерности воспитательного процесса можно взять из учебников педагогики, данных в списках литературы.
2. Виды деятельности (И.П.Подласый): игра – учение – труд.
По степени участия: активная и пассивная
Особый вид деятельности – общение.
3. Составляя рекомендации учителю по использованию принципов воспитания, используйте, подобранные вами заранее практические материалы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие критерии выделения структуры воспитательного процесса вы знаете?
2. Докажите, что воспитательный процесс является интегратором педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.
3. Для чего, на ваш взгляд, необходимо взаимодействие воспитателей и воспитанников?
4. Почему закономерности являются «устойчивыми тенденциями процесса воспитания»?
5. Некоторые педагоги принципы «культуросообразности» и «природосообразности» называют закономерностями. Может быть они ошибаются? Свой ответ обоснуйте.
6. С чем связано понимание принципов как идей, определяющих всю воспитательную деятельность учителя?
7. Какие основные принципы воспитания вы знаете?
8. В чем вы видите взаимодействие закономерностей и принципов воспитания?
9. Как вы думаете, относятся общие закономерности воспитания к обучению?
Тема 6. Содержание воспитания
Традиционный подход к содержанию воспитания, выраженный в направлениях: умственное , нравственное , трудовое, эстетическое, физическое , слитых в единое целое. Современная идеология воспитания. Ценностный подход к воспитанию. Определение ценностей и их классификация. Подготовка ребенка к основным «взрослым» ролям: гражданина, семьянина и труженика. Система ценностей младшего школьника и ее место в общечеловеческой системе ценностей.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Характеристика содержания воспитания и его место в структуре воспитательного процесса.
2. Ценности в современном воспитании и их классификация.
3. Формирование системы ценностей младшего школьника.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебник для вузов.- СПб., 2000.
Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб., 1999.
Подласый И.П. Педагогика.- М., 2004
Педагогика: Учебник для студентов педвузов и пед. кол./Под ред. П.И. Пидкасистого -.М.,2003
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Киев, 1975.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.
Дополнительный
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990.
Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу//Человек и его ценности. – М., 1988.
Фромм Э. Искусство любить. – СПб., 2001
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2002.
Задания для самостоятельной работы
1. * Прочитайте работу Н.Е.Щурковой, данную в списках литературы и подготовьте реферативное сообщение на тему: «От чего зависит восприятие мира ребенком?»
2. Проведите сравнительный анализ аксиологического и комплексного подходов к воспитанию по следующим параметрам:
Цели воспита- ния | Содержа- ние воспита- ния | Характер взаимодей- ствия участников | Предпола- гаемые ре зультаты | |
Аксиологический подход | ||||
Комплексный подход |
3. * Подготовьте реферативное сообщение по книге В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» на тему: «Формирование ценностного отношения к Родине в воспитательной системе В.А.Сухомлинского.
4. Проанализируйте фрагмент Программы воспитания школьника, составленный Н.Е.Щурковой (Приложение 10 ) и дополните недостающие разделы, используя работы этого автора, данные в списке литературы. (Работа делается на выбор, по желанию студента)
5. Используя работы Н.В.Бордовской и Франкла В, данные в списках литературы, напишите как по вашему мнению, тип воспитания влияет на формирование ценностных ориентаций младшего школьника. Ответ можно заключить в таблицу:
Типы воспитания | Ц е н н о с т и | |||
созидания | переживания | общения | преодоления | |
6. Представьте себе, что вы проводите диспут на тему: «Может ли человек быть всесторонним, гармоничным и целостным? За и против «. Составьте доказательные тезисы своего выступления.
Приложение 10
Н.Е.Щуркова