Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова.
Петрова Л.И. Гипотетическое решение нравственных задач как средство нравственного становления ребенка //Младший школьник: формирование и развитие его личности. Сб.научн.тр. СПб.,2002
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.,2004.
Составление выписок из работ.
Выписка это дословно переписанные мысли автора. Такая точная запись дает возможность студенту выбрать материал на заданную или самостоятельно определенную тему. Требования к оформлению выписок может быть следующим:
- указать фамилию и инициалы автора, из работы которого вы выписываете материал;
- указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).
Тезисы.
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово произошло от греческого theos, и означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.
Реферат.
Слово реферат произошло от латинского слова referre, что означает докладывать, сообщать. Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата: это передача содержания одной монографии иди книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов. Готовя реферат, как письменный, так и устное выступление надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне. Материал выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.
Деловая игра.
Ценность деловой игры заключается в том, что она вводит студента в модель реального педагогического процесса. Участие в деловой игре дает возможность студенту не только расширить знания по изучаемому объекту, но и научиться систематизировать их, проблемно преобразовывать, приближать к сегодняшней жизни, практике, реальной педагогической деятельности.
Педагогические задачи.
Педагогические задачи призваны, прежде всего, оказывать помощь студенту в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками в области теоретической и практической педагогики. Задачи могут быть разных типов. Одни из них требуют от студентов конструирования ответов на поставленные вопросы, другие выбор уже готовых ответов и аргументации такого выбора. Содержание педагогических задач отражает, прежде всего, трудности, которые возникают в практической деятельности педагога и поиски решения предложенных проблем. Решение педагогических задач помогает в развитии творческого педагогического мышления студента, помогает формировать педагогические умения и навыки.
Рекомендуемая литература по курсу
Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2000.
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.,2005
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии./Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.
Педагогика /Под. Ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005.
Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных наук
Происхождение педагогики. Место педагогики в системе фундаментальных наук. Педагогика как особая отрасль научного знания. Предмет педагогики как науки. Основные понятия педагогики.
Свойства педагогической науки и источники ее развития. Система педагогических наук. Методология педагогической науки. Методы педагогических исследований.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования.- СПб., 2001, С.122-141
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред.С.А.Смирнова. – М.,2000.Разд.1.Гл.1.
Подласый П.И. Педагогика. – М., 2004. Часть 1.Тема 1.
Реан А.А.,Бордовская Н.Н., Розум С.И.. Психология и педагогика - СПб., 2000 .Глава 11.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. Разд.1. Гл.1.
Дополнительный.
Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб.,1999.
Загвязинский В.И. Методология и методика диалектического исследования.- Тюмень,1995.
Скаткин Н.М. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусства. – М.,1998.
Вопросы для самоконтроля
1. Верно ли утверждение, что предметом педагогики является воспитание? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие объективные предпосылки обусловили необходимость развития педагогики как науки?
3. Назовите основные категории педагогики.
4. Назовите основные этапы развития педагогики.
5. Дайте характеристику системе педагогических наук.
6. Влияет ли педагогика на другие науки о человеке? Свой ответ обоснуйте.
7. Каковы методологические основы педагогики как науки?
8. Какие методы применяются при исследовании педагогических явлений?
Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогики
Подходы в понимании сути педагогического процесса. Противоречия в развитии педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Основные закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб 2001, С.122-141
Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992
Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М.,1986.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
Дополнительный
Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. – М.,1997.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.,1990.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
Колесникова И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии.- СПб., 2001.
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте статью Н.В.Бордовской (Приложение 1) и выделите основные характеристики педагогического процесса. Сопоставьте их с характеристиками, изложенными в учебниках педагогики.
2. Опираясь на материал М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой (Приложение 2), сформулируйте основные особенности взаимодействия в начальной школе.
3. Оцените педагогический процесс, в который вы включены в вузе, с точки зрения параметров, изложенных в материале Н.В.Бордовской.
Приложение 1
Н.В.Бордовская
Педагогический процесс
…В ходе развития теоретического знания о педагогическом процессе можно выделить следующие этапы.
Первый этап связан с выделением компонентов педагогического процесса, поиском характера и типа их связей. В качестве функциональных компонентов рассматриваются процессы целеполагания-целереализации, контроля-оценки результатов педагогического процесса. Выявленная структура педагогического процесса (цели — содержание — методы — формы организации — результат) позволила поставить задачи поиска приемов и методов организации педагогического процесса от выбора и постановки, целей до этапа оценки его результатов, а также условий его оптимизации, результативности и эффективности.
Второй этап связан с исследованием дискретно-непрерывного характера развития педагогического процесса, с выделением состава педагогической системы, в рамках которой реализуется педагогический процесс. В качестве составляющих педагогического процесса выступают: педагог и субъекты педагогического процесса, цель и предмет их совместной деятельности, условия их взаимодействия и действий
Третий этап в развитии знания о педагогическом процессе связан с исследованием его функций в развитии субъектов педагогического процесса (педагога и школьника, педагога и студента и т. д.) и динамики отношений между участниками педагогического процесса, установлением типов связей педагогических систем с другими системами (микро- и макросистемами).
…Отбор педагогических феноменов осуществляется на основе реализации принципа идеализации реально существующих педагогических процессов.
... При этом мы выделяем две группы признаков — внешние и внутренние.
Внешнее основание объективного характера выполнения человеком педагогической функции в обществе как способ его отношения к воспроизводству, обогащению, обновлению опыта и культуры с целью установления преемственности между поколениями людей, развития подрастающего поколения есть педагогическая деятельность.
Внутреннее основание существования педагогической реальности характеризуется, категоризируется как педагогическое взаимодействие. Таким образом, педагогическая реальность есть особая сфера педагогического взаимодействия и осуществления человеком педагогической функции в обществе в системе «человек-человек».
…На наш взгляд, в педагогической науке выявлены три типа педагогического процесса — это процесс обучения, процесс воспитания и процесс образования человека. Каждый тип подразделяется на подвиды, описываемые разными способами.
В анализе же самого педагогического процесса принято вычленение компонентов и структуры, этапов, определяющих циклы протекания педагогического процесса в пространстве и времени, условия протекания такого процесса, роль и позиция его субъектов.
Исходя из нашего понимания, педагогический процесс фиксирует ряд параметров в описании и объяснении педагогической действительности.
Информативность — предмет, характер, виды и последовательность действий педагога и другого субъекта, тип складывающихся отношений между педагогом и субъектом педагогического процесса; позиция педагога в решении педагогических задач как вклад педагога в процессы социализации и аккультурации, субъективации и индивидуализации субъекта педагогического взаимодействия; позиция индивида, на которого направлено педагогическое воздействие; структура и функции педагогического процесса.
Направленность педагогического процесса определяется, прежде всего, содержательным наполнением и конкретизацией его целей как системообразующего компонента любого его вида и типа.
Результативность педагогического процесса характеризует степень реализации его целей и отражает уровень и особенности развития субъектов педагогического процесса по сравнению с исходным состоянием в начале такого процесса.
Эффективность педагогического процесса связана с определением затраченных усилий, как педагога, так и самого субъекта для достижения целей педагогического процесса, а также степенью удовлетворенности каждого субъекта полученным результатом. Мера вклада человеческих усилий в решение педагогических задач может быть разной со стороны и педагога и другого индивида.
Технологичность педагогического процесса определяется циклом разных видов действий педагога для достижения целей конкретного типа педагогического процесса, который может быть восстановлен или воспроизведен в определенной логике выполнения действий педагога и их смены. Технологичность педагогического процесса — это параметр внешней организации педагогического процесса, как возможность его относительной «алгоритмизации» без учета субъективного фактора.
Интенсивность педагогического процесса определяется прежде всего затратой времени, в течение которого педагог решает конкретные задачи непосредственно в процессе своего взаимодействия с субъектом. Это промежуток времени, который определяет период того или иного цикла при переходе от одного этапа к другому в развитии педагогического процесса.
Оптимальность педагогического процесса определяется экономией затраченных ресурсов, в том числе и человеческих (педагога и субъекта педагогических влияний, прежде всего), и времени на получение результата при постановке одних и тех же целей.
…Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, — это комплекс всех условий, в которых протекает этот процесс. Среда как характеристика в оценке условий протекания педагогического процесса в реальной практике представляет собой пространство взаимодействия участников педагогического процесса с людьми, предметами, средствами коммуникации и пр. При этом важными параметрами анализа среды являются: изменчивость (динамика), темп, масштабы, глубина, активность взаимодействия среды и личности, представленность среды в восприятии субъектов и др. Учет фактора среды обеспечивает эффективность организации и результативность педагогического процесса.
…Несмотря на неоднозначность и уязвимость любого варианта, мы видим возможность использования для измерения выделенных параметров в оценке педагогического процесса следующих критериев:
направленность педагогического процесса — доминанта в ориентации педагогического процесса при определении его целей, выражающаяся, прежде всего в приоритете целей педагогического взаимодействия или целей педагогической деятельности;
нормативность педагогического процесса — степень соответствия норме, задающей тип или вид педагогического процесса, его структуру и учет этих норм в реальной практике организации педагогического процесса;
результативность педагогического процесса — степень согласованности целей и полученных результатов,
эффективность — затраченные усилия со стороны участников педагогического процесса для достижения целей и удовлетворенность субъектов полученными результатами,
технологичность педагогического процесса — возможность и полнота воспроизведения и повторения всего цикла действий педагога и характера его отношений с субъектами педагогического процесса, интенсивность педагогического процесса — время, затраченное на достижение целей,
оптимальность педагогического процесса — экономия затраченного времени и усилий участников педагогического процесса для достижения поставленных целей;
развернутость пространства педагогического процесса — соответствие между широтой связей субъектов с окружающим миром,
сформированность среды педагогического взаимодействия — информированность участников педагогического процесса о целях взаимодействия и учет интересов, ценностных ориентации и возможностей всех субъектов педагогического процесса, их целей и ожиданий.
Сущность педагогического процесса проявляется в конкретных фактах, отражающих характер и последовательность, формы и типы соотношения между взаимодействием и деятельностью педагога в проявлении субъект-объектных и субъект-субъектных отношений между людьми.
(Цитаты из работы: Бордовская Н.В.. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. С.72-93.)
Приложение 2
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова