Неделя 17 Лекция « Структура педагогического мастерства: педагогическая техника культура, педагогическая этика и такт, педагогические способности и авторитет библиотечного работника».
Объективные факторы развития педагогической техники и культуры мастера. Культура личности библиотекаря.
Субъективные факторы педагогической техники. Культура педагогического поведения. Самовыражение и саморегуляция. Процесс овладения педагогической техникой и
культурой общения.
Педагогический такт как соблюдение принципа меры в общении с людьми. Такт как способность избегать неоправданных конфликтов и как умение в силу необходимости пойти на конфликт. Чувство меры в педагогическом воздействии
Единство этики, техники и педагогического такта.
Педагогические способности как способность к педагогической работе.
Классификация педагогических способностей.
Основная
2. Педагогика. /Под общей ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие М.:Академия, 1999
3. Черниченко В.И., Христидис Т.В. Основы профессионально-педагогической деятельности библиотекаря.-М.,МГУКИ, 1998
Дополнительная
1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника
культуры:Учеб.пособ.-М.,1994
2. Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия // Соч. в
12 т. - Т. 5 - М., 1960.
3. Христидис Т.В.Педагогические способности: теоретико-методические основы развития .-М., 2006
Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике
1. Предмет и задачи педагогики.
2. Основные понятия или категории педагогики.
3. Система педагогических наук.
4. Педагогика как наука и искусство в деятельности библиотекаря.
5. Основные источники педагогической науки.
6 .Эмпирические и теоретические методы исследования и их применение при
решении теоретико-методических и практических задач в библиотеке.
7 . Происхождение воспитания. Анализ различных теорий.
8 . Развитие педагогической мысли в античный период.
9 .Развитие педагогической мысли в средние века и эпоху Возрождения.
10.Основные педагогические идеи, развиваемые в капиталистический период.
11. Развитие педагогической мысли в древней и киевской Руси.
12. Новые представления о человеческой личности в отечественной педагогике ХУ11 и ХУ111 века.
13. Педагогические идеи, развиваемые К.Д.Ушинским
14 . Педагогика Л.Н.Толстого
15.Общая характеристика развития педагогических идей в советский период
16.Связь цели воспитания с идеалом личности и общества.
17.Объективные и субъективные закономерности воспитания.
18.Понятие "принцип воспитания".Классификация принципов воспитания в педагогике
19.Руководство принципами воспитания читателей в библиотеке
20. Понятие «метод воспитания».Классификация методов воспитания в педагогике.
21.Процесс обучения и его характеристика.
22.Общее понятие принципа и правила обучения.
23.Характеристика принципов обучения, применяемых в работе с читателями.
24.Общее понятие о методе, приеме и средстве обучения.
25.Классификация методов обучения в современной дидактике.
26.Традиционые методы обучения и их характеристика.
27. Активные методы обучения.
28.Игра как метод обучения, воспитания и развития. специфика применения игры
в библиотеке.
29.Педагогическое руководство самообразованием читателей в условиях библиотеки.
30. Проблема взаимодействия коллектива и личности в педагогике.
31. Учет возрастных и индивидуально-психологических различий личности в
процессе обучения и воспитания.
32. Выдающиеся мыслители, педагоги,мастера культуры о творчестве и педагогическом мастерстве.
33.Определение понятия "педагогическое мастерство".
34.Субъективное и объективное в педагогическом мастерстве библиотекаря.
36. Понятие "авторитет".Объективное и субъективное в авторитете библиотекаря.
37. Этические принципы в системе общечеловечсеских ценностей.
38.Педагогический такт библиотекаря.
39. Единство этики и педагогического такта библиотекаря в работе с читателями.
40. Объективное и субъективное в педагогической технике
библиотекаря.
41.Материальная и духовная культура библиотекаря.
42. Методы овладения педагогической техникой и культурой.
43. Педагогические способности библиотекаря как педагога.
44. Структура педагогических способностей.
45. Способы и приемы развития педагогических способностей.
46. Новаторство и передовой опыт в педагогике и библиотечной деятельности.
Для специальностей: «Социально-культурная деятельность», «Звукорежиссура» - психология – 1сем. зачет
Педагогика - 3 сем. экзамен