Кафедра педагогики и психологии
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММА
Для студентов Московского государственного университета культуры и искусств
Москва 2010
Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии, протокол
№ 3 от 28 октября 2009 года.
СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Л.С. Зорилова,
доктор культурологии, профессор
зав. кафедрой педагогики и психологии
К.К.Григорян,
кандидат психологических наук, профессор
Т.В.Христидис, доктор педагогических наук, профессор
Н.Ф.Спинжар, кандидат педагогических наук, профессор,
В.И.Флоря, кандидат педагогических наук, профессор
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины Психология и педагогика разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, типовой Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и предназначена для студентов Московского государственного университета культуры и искусств.
Будущие специалисты должны владеть знаниями в области психологии и педагогики, знать основные закономерности, утвердившиеся в зарубежной и отечественной науке прошлого и настоящего, современные идеи в области воспитания, образования, развития личности, усвоить основные психолого-педагогические понятия, формы, методы обучения и воспитания. Изучение курса психологии и педагогики будут способствовать: повышению общей и психолого-педагогической культуры студентов, формированию у них целостного представления о психологических особенностях человека, умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Усвоение содержания данной Программы осуществляется в процессе сочетания различных форм и методов обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой игры и др.
Программа написана для студентов следующих специальностей:
1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство» -
психология – 72ч.( 2сем. –экзамен)
педагогика – 72ч. (4сем. –экзамен +курс/раб.)
Всего: 220ч. (144ауд./76ч. сам.раб.)
2. Для специальностей: «Государственное муниципальное право», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство), «Таможенное дело» -
психология - 35ч. (1сем. – зачет)
педагогика - 35ч. (2сем. – экзамен)
Всего: 80ч.(70ч.ауд./10ч. сам.раб.)
3. Для специальности: «Библиотечно-информационная деятельность» -
психология – 52ч. (1сем. – экзамен + реферат)
педагогика – 52ч. (2сем. – экзамен+ реферат)
Всего: 260ч. (104ч.ауд./ 156ч. сам.р.)
4. Для специальностей: «Социально-культурная деятельность», «Звукорежиссура» - психология – 1сем. зачет
педагогика - 3 сем. экзамен
Всего: 168ч.( 72ч.ауд/96ч.сам.раб.)
5. Для специальностей: «Организация и работа с молодежью», «Культурология»- психология – 1сем. зачет
педагогика – 3сем. экзамен
Всего: 142ч. (72ч.ауд/70ч.сам.раб.)
6. Для специальности: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» - психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 200ч.(124ауд./76ч. с.р.)
7. Для специальностей: «Режиссура театра», «Народное художественное творчество (любительский театр)» -
психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 246ч.(136ауд./110ч. с.р.)
8. Для специальности: «Актерское искусство» -
психология - 4сем. – зачет
педагогика – 6сем. – экзамен +курс/раб.
Всего: 200ч.(136ауд./64ч. с.р.)
9. Для специальности: «Народное художественное творчество (хореография)» -
психология -3,4сем. (4сем. – зачет)
педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)
Всего: 220ч.(144ауд./76ч. с.р.)
Программа включает в себя 2 основных раздела:
1. «Психология»;
2. «Педагогика»;
В первом разделе курса – «Психология» – рассматриваются предмет и задачи психологии, методы исследования, историко-теоретические особенности развития психологии как науки, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии, индивидуально-психологические свойства личности, сознание, самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний, психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, формы активности – деятельность, общение, поведение.
Во втором разделе курса – «Педагогика» – рассматриваются предмет и задачи педагогики, методы научно-педагогических исследований, история развития педагогической мысли в России и за рубежом, методологические основы педагогики, система педагогических наук и связь педагогики с психологией, философией, этикой, эстетикой, другими науками о человеке. В данном разделе характеризуются различные теории воспитания, представлены основы дидактики, её категории, основные закономерности, принципы, методы, средства, и организационные формы обучения, содержание образования и самообразования, даны теоретические и практические основы педагогического мастерства преподавателя. Мастерство рассматривается как особая форма соотношения теоретических знаний и практических умений, необходимых для всех видов профессиональной педагогической деятельности.
1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»
ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА
Содержание курса
Цель курса «педагогика» –дать систему фундаментальных научных знаний в области педагогики, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин общей профессиональной и предметной подготовки;сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной педагогической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих специалистов в области культуры и искусства.
Организационно-методическое построение раздела «педагогика». Курс состоит из лекций, семинаров, самостоятельной работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, студентами подготавливаются и заслушиваются доклады, даются рекомендации об организации самостоятельной работы с целью более успешного освоения педагогических знаний, становления умений и навыков в области обучения и воспитания личности.
Тема 1. Актуальные проблемы и предмет педагогики.Педагогика - наука о воспитании человека. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Место педагогики в системе педагогических наук. Антропоцентризм,, индивидуализация образования и воспитания. Ориентация учебно-воспитательного процесса на реализацию системы непрерывного художественно-эстетического, духовно-личностного и творческого развития. Изучение и обобщение зарубежного опыта.
Литература: Основная
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Основная
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Семинар
Семинар
Тема 5 . Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Демократическая и гуманистическая направленность педагогики. Идеи и их влияние на развитие педагогики. Педагогические идеи Я.А.Коменского, его труды. «Великая дидактика». Классно-урочная система. Возрастная периодизация. Значение педагогической теории Я.А. Коменского.
Литература:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: Форум, 1998. С.
Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие.-М.:Владос, 2000. С.
История педагогики В 2-х ч. Учебное пособие, Под. Ред. А.И.Пискунова.-М.6Сфера, 1998. С.
Дополнительная :
Антология педагогической мысли за рубежом. Под ред А. Бабишина, -М.: 2005, С.
Тема 6.Развитие педагогики в период домонополистического капитализма. Педагогические взгляды Д. Локка и Р. Оуэна. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.-Г. Песталоцци. Философские и психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Марксистская теория воспитания. Критика школы и воспитания в буржуазном обществе. Прагматическая педагогика.
Литература:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: Форум, 1998. С.
Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие.-М.:Владос, 2000. С.
История педагогики В 2-х ч. Учебное пособие, Под. Ред. А.И.Пискунова.-М.6Сфера, 1998. С.
Дополнительная :
Антология педагогической мысли за рубежом. Под ред А. Бабишина, -М.: 2005, С.
Семинар
Семинар
Дополнительная
История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.
Тема 10.Идеалы воспитания в устном народном творчестве и педагогических памятниках России(«Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «Великие Минеи Четии»). Педагогические идеи в литературных памятниках домонгольской Руси.
Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Древнерусская учебная литература. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры России XV – XVII веков.
Литература:
Основная:
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.
Дополнительная:
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Семинар
Тема 11.Киево-могилянская Академия – первое высшее учебное заведение на Руси. Славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий и его идеи «обмирщения» русской культуры и расширения светского образования. Педагогические реформы Петра I: особенности и содержание. Светское и духовное образование в России XVIII века.
Литература:
Основная:
Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления ( VIII- XVIII в.). Учебное пособие. –М.: наука, 2002.
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.
Дополнительная:
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Тема 12.Педагогические взгляды выдающихся деятелей России:Н.И. Пирогова, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина.В.Г. Белинского и А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова: общее и особенное в их педагогических взглядах.
Педагогическая деятельность
Литература:
Основная:
История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
Дополнительная
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.
Семинар
Тема 13. Школа и педагогика в России в период капитализма.
К.Д. Ушинский – основоположник русской народной педагогики. Его учение о педагогике как о науке и искусстве. Цели и задачи воспитания в трудах К.Д. Ушинского. Роль религии в нравственном воспитании. Реформы К.Д. Ушинского в Смольном институте. К.Д. Ушинский о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Дидактика К.Д. Ушинского. Проблемы женского образования в русской дореволюционной педагогике.
Литература:
Основная:
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.
Дополнительная:
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Тема 14. Педагогическая теория Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Дидактические взгляды. Теория свободного воспитания.
Сеть высших учебных заведений в дореволюционной России. Петербургский и Московский университеты, Высшие женские курсы. Их роль в развитие русской науки, культуры и педагогики.
Литература:
Основная
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.
Дополнительная
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Семинар
Основная
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
Дополнительная
Тема 16. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Коллективизм как основной принцип советской педагогики. Размышления о «дружном» педагогическом коллективе В.А. Сухомлинского. Критика сталинизма в педагогике советского периода. Современные реформы в сфере образования. Российская система образования в глобальной культуре. Болонское соглашение.
Литература:
Основная
Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.
Дополнительная
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Семинар
Основная
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений. - М.:Академия, 2001. С..
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Основная
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Семинар
Литература: Основная
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Литература: Основная
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.
Дополнительная:
Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. Монография. М.: Академ- Пресс, 2008, С.
Семинар
Тема 22. Содержание, формы, Принципы и методы обучения
Общие определения дидактического принципа и правила. Дидактический принцип как основа педагогической деятельности. Классификация дидактических принципов и их анализ.
Общие понятия о методе обучения. Назначение и функции методов обучения. Метод и приём. Методы и средства обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике. Активные методы обучения: педагогическая игра, учебная дискуссия, педагогическая задача, творческое задание. Методы проблемного обучения.
Выбор методов и средств обучения . Понятие о формах обучения. Классно-урочная система обучения, её характеристика. Классификация организационных форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации обучения. Урок, лекция, семинары, практические формы обучения. Самостоятельная работа учащихся.
Значение содержания обучения Критерии отбора учебного материала. Механизмы освоения знаний, умений и навыков. Характеристика учебных планов, программ и учебников, цикл предметов и межпредметных связей в высшей школе. Специфика содержания образования в учебных заведениях культуры.
Литература:
Основная:
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. Учебное пообие. М.:Академия, 2001. С.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебник. М.:Владос, 1999. С.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Учебное пособие. – Иваново, 2001. С.
Семинар
Тема 23. Самообразование и самостоятельная работа
Общее понятие о самообразовании личности. Образование и самообразование. Психологическая установка и волевые усилия в самообразовании. Систематическая работа над собой – условие общего и профессионального развития личности. Самообразование и самореализация личности. Руководство самостоятельной работой учащегося.
Литература:
Основная:
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.
Дополнительная:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Основная
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие М.:Академия, 1999 С.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Дополнительная:
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. Изд. 2-е, М.: Академия, 1999. С.
Успенский В.Б. Чернявская А. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. Росто-на-Дону,2002. С.
Семинар
Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике
История педагогики
1. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.
2. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.
3. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.
4. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.
5. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.
6. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.
7. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.
8. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк
9. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.
10. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци
11. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.
12. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса
13. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.
14. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.
15. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.
16. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.
17. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.
18. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.
19. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.
20. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.
21. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).
22. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .
23. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.
24. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)
25. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.
26. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.
27. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.
28. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .
29. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.
30. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
31. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)
Теория педагогики
1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
2. Личность как предмет воспитания.
3. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.
4. Характеристика закономерностей воспитания.
5. Характеристика принципов воспитания.
6. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.
7. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.
8. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.
9. Основные закономерности и принципы воспитания.
10. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
11. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».
12. Семейное воспитание: принципы и содержание.
13. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.
14. Активные и проблемные методы обучения.
15. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.
16. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.
17. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
18. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.
19. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.
20. Образование как система, процесс, результат, ценность.
21. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение
22. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.
23. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.
24. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.
25. Методологические основы современных педагогических исследований.
26. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.
27. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
28. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.
29. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.
30. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.
Раздел 1 . Психология
Цель курса –дать систему фундаментальных научных знаний в области общей психологии, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин обще профессиональной и предметной подготовки;заложить основы научного психологического мировоззрения, отличающегося от религиозных и эзотерических учений о психике; сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной психологической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов – профессиональной направленности и профессиональной культуры.
Содержание курса: место психологии в современном научном познании мира, её предмет, методы исследования, отрасли, классификация психических явлений. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Основные направления научной психологии в Западной Европе и США. История, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии. Индивидуально-психологические свойства личности – темперамент, характер, способности. Сознание и её состояния – бодрствующее сознание, неосознаваемые психические явления, изменённые состояния. Самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний. Психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, их характеристика. Формы активности – деятельность общение, поведение.
Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций, семинаров, практических занятий, курсовой работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, заслушиваются доклады, подготовленные студентами. На практических занятиях с использованием психологических тестов выявляются индивидуально-психологические особенности самих студентов. В курсовой работе студенты составляют подробный психологический портрет личности, основываясь на полученных теоретических знаниях и используя различные психологические методы диагностики.
Семестр (сентябрь – январь)
Неделя 1: Лекция «Психология как наука». Место психологии в современном научном познании мира. Научные и ненаучные психологические знания. Наука как особый способ познания. Понятие о предмете и методах науки. Отличие научного подхода к изучению психических явлений от обыденных представлений, религиозных и оккультных учений о душе. Характеристика психологии как гуманитарной науки, её взаимосвязь с другими науками. Специфичность предмета психологии, сложность его определения.
Неделя 2. Лекция «Понятие об общей психологии». Отрасли современной психологии. Фундаментальная и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания. Общая психология как научная основа системы психологических дисциплин. Классификация психических явлений, изучаемых общей психологией. Понятие о психических процессах, состояниях, свойствах и видах активности. Общая психология как учебная дисциплина, её значение и задачи в профессиональной подготовке педагогов-психологов.
Семинар.«Система психологических наук и предмет общей психологии». Литература: Основная -Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002,стр. 7 –19; Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003. стр. 12 – 37; Психология: Словарь / под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990.Дополнительная - Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях, Питер, 2006, стр. 9 – 25; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982.
Неделя 3. Лекция «Методы психологического исследования». Методология научного познания. Парадигмы, ценности и нормы науки. Метод и методика научного исследования. Принципы построения психологического исследования: объективность, детерминизм, изучение психических явлений в развитии, в целостности. Этапы психологического исследования. Основные методы психологического исследования: субъективные и объективные, описательные и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение. Беседа и ее разновидности. Анкетирование. Психологический эксперимент и его виды. Изучение продуктов деятельности.
Неделя 4. Лекция «Методы психодиагностики». Задачи, решаемые психодиагностикой. Понятие о психологических тестах. История их создания. Стандартизированные тесты, их виды и назначение. Проективные тесты, их виды, сферы применения.
Семинар «Методы психологического исследования» Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998стр.15- 22; Дополнительная - Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М.: 1996. т.1, стр.110 – 128 ;М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр. 24 – 47; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер., 2005; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982
Неделя 5. Лекция «История возникновения психологических знаний». Религиозно-мифологические представления о душе в древности. Философский период. Материалистические и идеалистические учения о душе в трудах античных философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Отношение к рациональному объяснению проявлений души в средние века. Развитие психологических идей в эпоху Возрождения. Картезианская философия и учение о сознании Р.Декарта.
Неделя 6 и 7. Лекция «Основные направления психологической науки в Западной Европе и США». Становление психологии как самостоятельной науки и возникновение основных психологических направлений. Понимание психологии как науки, изучающей сознание. Кризис психологии сознания, его причины. Оформление новых подходов к определению предмета психологии в школах фрейдизма, бихевиоризма, гештальт-психологии. Современные направления зарубежной психологии: психоанализ, теория социального научения, когнитивный, гуманистический, трансперсональный подходы к изучению психических явлений.
Семинар. Основные направления психологии в Западной Европе и США. Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 524 - 540 А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 23 – 130; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.
Неделя 8 и 9. Лекция «История отечественной психологии».Этапы развития психологии в России – дореволюционный, советский, современный. Состояние психологической науки в России в предреволюционный период. Религиозно-идеалистический и естественно-научный подходы к изучению психических явлений в трудах дореволюционных психологов. Значение трудов И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова для развития психологической мысли в России. Советский период развития отечественной психологии. Марксизм как методологическая основа советской психологии, его основные принципы. Научное и практическое значение трудов отечественных психологов советского периода: Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.Г.Ананьева и др. Отечественная психология на современном этапе. Задачи отечественной психологии в постсоветский период.
Семинар «История отечественной психологии». Литература: Основная - Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 541 – 543; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 130 - 205; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.
Неделя 10. Лекция «Мозг и психика». Проблема соотношения психики и деятельности мозга. Вклад отечественных физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина и др. в исследование физиологических основ психики. Нервная система человека - результат биологической эволюции. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы, его строение и свойства. Общая схема строения нервной системы человека. Основные отделы нервной системы. Головной мозг, его строение и функции. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
Неделя 11. Лекция «Рефлекторная деятельность мозга». Р.Декарт - основоположник учения о рефлексе. И.М.Сеченов о рефлексах головного мозга и рефлекторной дуге. Виды рефлексов. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Временная связь как физиологическая основа условного рефлекса, закономерности ее образования. Сигнальные системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека. Системность в работе коры больших полушарий головного мозга. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Обратная афферентация и акцептор результата действия как звенья рефлекторного кольца. Функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами, роль в управлении поведением.
Семинар«Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики».Литература: Основная - М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр.18 – 23; Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998, стр. 24 – 63; Дополнительная - Данилова H.H., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.; Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Наука. 1987
12 неделя. Лекция «Эволюция психики человека». Материалистическое и идеалистическое понимание проблемы происхождения жизни и психики. Эволюционная теория Ч.Дарвина о происхождении видов – основа научного объяснения филогенеза. Человек как часть живой природы. Этапы биологической эволюции человека. Естественнонаучные основы ее изучения: данные палеонтологии, антропологии, этнологии, этнической и кросскультурной психологии. Изменение среды обитания и переход к прямохождению. Формирование физического облика человека. Возникновение сознания – высшей формы психического отражения и регуляции поведения. Человек как продукт истории человечества. Общественное производство – способ жизни человека. Особенности трудовой деятельности. Биологическая и социальная природа психики человека. Проявление в общественном поведении человека биологического и социального начал, необходимость их учета при объяснении поступков и поведения людей.
13 Неделя. Лекция «Сознание как высшая стадия развития психики». Общественно-историческая природа сознания. Свойства сознания: активность, предметная направленность, способность к опережающему отражению, к рефлексии, мотивационно-ценностный характер. Взаимосвязь сознания и культуры. Основные положения культурно-исторической теории происхождения высших психических функций Л.С.Выготского. Процессы интериоризации и экстериоризации - мех