Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.
Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности.
Наука как система знаний характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом.
Метод – путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
Метод научного исследования рационален. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование.
Исследование основано на норме деятельности – научном методе.
Различают эмпиричекое и теоретическое исследование.Оностроится след образом:
1. постановка проблемы
2. выдвижение гипотезы
3. планирование исследования
4. проведение исследования
5. интерпретация данных
6. опровержение или подтверждение гипотезы.
Принципы:
1. Принцип верифицируемости, фактической подтв теории
2. П-п научности знания (научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным)
3. П-п потенциальной опровержимости научной теории (п-п фальсифицируемости)
Теория– внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности. Это высшая форма научного знания.
Структура теории:
1. базис – это множество первичных условных допущений.
2. исходная эмпирическая основа – факты, эмпирические закономерности.
3. логика теории – множество правил, логических выводов.
4. теоретическое знание – множество утверждений.
Направления исследований:
· Фундаментальные – направлены на познание реальности без учета практического эффекта
· Прикладное – проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
· Монодисциплинарное – проводится в рамках отдельной науки.
· Междисциплинарное – требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
· Однофакторное – направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта реальности.
· Комплексное – проводится с помощью системы методов и методик по средствам которых ученые стремятся охватить максимальное количество значимых параметров изучаемой реальности.
Исследования по цели из проведения делятся на след типы:
· Поисковые – попытка решения проблемы, которые никто не ставил и не решал подобным методом (метод «тыка»)
· Критическое – проводится в целях опровержения теории, законов и т.д.
· Уточняющие – установление границ в пределах которых теория подсказывает факты и эмпирические закономерности.
· Воспроизводящее исследование – точное повторение экспериментов – предшественников для определения достоверности, надежности, объективности полученных данных.
Виды психологических исследований:
· Обзорно-аналитическое – предполагает подбор и изучение литературы по теме исследования с последующим изложением и анализом проработанного материала.
· Обзорно-критическое – содержится аргументированная критика проблемы и соответствующие выводы.
· Теоретическое – содержатся теоретические предположения автора направленные на решение поставленной проблемы.
· Эмпирическое (опытное) – не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления, сбора необходимых фактов. Может быть двух видов: описательное, объяснительное.
· Методическое исследование – заключается в разработке, обосновании и проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности психодиагностической или коррекционно-развивающей методики.
· Экспериментальное исследование – создается искусственная ситуация, выявляются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действия этих причн, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.
Требования:
1. четкая формулировка проблемы, целей, темы, задач.
2. установление критериев и признаков по которым можно будет судить на сколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или нет гипотезы.
3.точное определение объекта и предмета исследования.
4. выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики.
5. использование непротиворечивой логики доказательства.
6. определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
7. характеристика области научного и практического применения результата эксперимента.
Этапы научного исследования:
1. постановка научной проблемы
2. теоретический анализ проблемы
3. формулирование гипотез исследования
4. планирование, выбор методов
5. проведение исследования
6. анализ и интерпретация
7. формулирование выводов.
23. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание.
Валидность – один из основных критериев качества эксперимента. Валидность была определена Куком и Кемпбеллом в 1979г. Как наилучшая из имеющихся истинных высказываний.
Соответствие истинного эксперимента реальному выражается в такой его характеристике как внутренняя валидность. Это достоверность результатов, которая обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с истинным экспериментом. Она характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий, которые контролирует экспериментатор. Чем больше влияние, тем меньше внутренняя валидность. Внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента.
Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность. От нее зависит переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы.
Связь теории и реальности отражается в адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории.
Методики и план исследования должны соответствовать проверяемой гипотезе. Степень этого соответствия характеризуется операциональной валидностью.
Научная проблема.
Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличае от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной.
Проблема– объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенно практический и теоретический интерес.
Проблемы:
· Реальные
· Псевдопроблемы
· Неразрешимые / риторические проблемы
Этапы порождения проблемы:
1. Выявление нехватки в научном знании реальности.
2. описание проблемы на уровне обыденного языка.
3. формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Постановка проблемы влечет за собой формулировку и выдвижение гипотез.
Гипотеза– научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Признакамипродуктивной гипотезы является:
· Адекватность;
· Правдивость;
· Возможность проверки гипотезы
Принципы:
· Фальсифицируемость (справедливость)
· Верифицируемость (подтвержденность)
Виды гипотез:
1. теоретические – входит с структуру теории в качестве основных частей
2. эмпирические – для решения проблемы методом эмпирического исследования.
3. статистические – утверждение в отношении неизвестного параметра сформулированного на языке математической статистики.
Типы экспериментальных гипотез:
1. теоретические – обоснованные на теории или модели реальности, представляют собой прогнозы, следствия из этих теорий.
2. научно-экспериментальные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий, законов ранее обнаруженных.
3. эмпирические – выдвигаются без теории для данного случая.