Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
Задачи развития в юности
От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания («буря» уже утихла); во-вторых, конфликты переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения по отношению к макросоциуму.
Задачи развития в период взросления:
1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела (во время спортивных занятий, на досуге, в работе и жизни).
2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
3. Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
5. Подготовка к профессиональной карьере.
6. Подготовка к браку и семейной жизни.
7. Формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества.
8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы.
Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д.Б. Эльконин). Основное психологическое новообразование юношеского возраста заключается в личностном самоопределении или установлении первой цельной формы идентичности (Э. Эриксон) и формирование мировоззрения.
В юности (от 16 до 21 года) и в молодости (до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу некоторых причин вынужден с юности заниматься одним делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.
Когнитивное развитие
Теоретическое мышление в юности достигает пика своего развития, это провоцирует страсть молодых людей к теоретизированию, построению неких общих моделей: будь то построение справедливого общества или абсолютно безопасных автодорог.
Следствием развития гипотетико-дедуктивного мышления многие авторы считают развитие метапознания, которое включает в себя способность размышлять, формировать стратегии и планировать. Это можно назвать также способностью к рефлексии, самоанализу. Способность строить идеальные модели и сравнивать их с реальным положением дел, является причиной свойственного юности критического отношения к старшему поколению, сложившейся системе социальных ценностей, к собственной семье.
Личностное развитие
Почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни.
В. Штерн выделил шесть типов личности: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный типы. Естественно, не всегда одна ценность исключает все другие, но выбор в пользу той или иной ценности, как правило, делается именно в возрасте ранней юности.
Жизненные планы большинства молодых людей обоего пола включают и профессиональную карьеру, и брак, и детей. Опрос российских старшеклассников показал, что наивысшей ценностью для большинства из них является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимости семьи и карьеры (42% опрошенных), в то время юношам такое беспокойство не свойственно
Подростковый возраст | Юношеский возраст |
1. Отношения со сверстниками | |
Подросток более всего стремиться быть принятым группой в целом, часто совершая для этого несвойственные ему поступки Подростка больше интересует количество положительного отношения к его персоне | В юности сверстники уже делятся на референтных, чьё мнение значимо, и на не обладающих для субъекта таким свойством Юноше важно уже качество эмоциональных отношений, для него существенно мнение товарищей, с которыми есть сходство в ценностях; мнение остальных не влияют на его поведение |
2. Отношения в семье | |
Подросток всячески стремится уйти от контроля взрослого за своей жизнью | В юношеском периоде важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями или др. авторитетными взрослыми из ближайшего окружения |
Любовь - одна из животрепещущих проблем юношеского возраста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Истинная интимность возможна только при достигнутой эгоидентичности. Достижение идентичности - это долгий и трудный процесс определения самого себя.
Дж. Марсиа выделил четыре варианта (статуса) формирования идентичности в юности:
I. Предрешеииость (предрешенная идентичность) наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги.
2. Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор. Характерна для старшеклассников и студентов колледжей.
3. Диффузия идентичности. Молодые люди не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. Здесь встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны.
Признаки диффузии идентичности (по Э. Эриксону):
- регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;
- чувство изоляции и опустошенности;
- смутное, но устойчивое состояние тревоги;
- постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;
- страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
- враждебность и презрение ко всем общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);
- презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.
Для молодых людей в данном статусе есть опасность алкоголизации или наркотизации как ухода от проблем.
4. Достижение идентичности. Для людей характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растёт с возрастом.
В современных обществах достижение юношей и девушкой психосоциальной зрелости не отмечается ритуалами и не имеет четких хронологических рамок. В западных странах принят ранний уход подростка из родительской семьи. Спец. исследования показали, что родители легче воспринимают этот факт, если он связан с завершением образования или созданием собственной семьи.
Психологические особенности старшего школьного возраста
1. Юность как стадия жизненного пути человека
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
2. Психологические теории юности
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника
Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.
4. Формирование мировоззрения в ранней юности
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"