V стадия. юность (подростковый возраст и ранняя юность)

Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

Детство подходит к концу. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 до примерно 19 – 20 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Три линии развития приводят к кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой сталкивается юный человек, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени сведения о себе (сын, спортсмен, друг, брат, студент и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы (роли) в единое неконфликтное целое. Все роли он должен осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». Второе: значимые люди тоже должны видеть его «тождественность и целостность». Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренне и внешнее согласуется между собой. Тогда сформируется социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, целостность личности.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, стоит помнить, что развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток идентифицирует себя, а также социальных, политических изменений, происходящих в обществе.

Влияние родителей на формирование личности ребенка на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В этом возрасте ярко выражена обособленность круга общения и отвержение «чужаков». Создаются опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, сленг. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «Я» с образом, противоположным тому, что ожидают родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи», чем вообще не обрести своего «Я».

Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности.Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от этого конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, которую настойчиво предлагают родители или сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения.

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста.

Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»); презрение ко всему национальному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

При успешном выходе из кризиса приобретается положительное качество – верность. Верность – это, по Эриксону, «способность быть верным своим обязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей человека» и «способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества».

Наши рекомендации