Социальной педагогики как теории и практики
Семинарское занятие № 1
Цель:дать представления об основной характеристике социальной педагогики как теории и практики.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о системе педагогических наук;
· знать место педагогических знаний в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной сферы.
Вопросы для изучения:
Социальная педагогика как теория и практика.
Объект и предмет социальной педагогики.
Функции и задачи социальной педагогики.
Уровни социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.
Принципы социальной педагогики и их основные требования.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 29-48.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.
3. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-7.
4. Начала социальной педагогики. Учебное пособие. В.А. Никитина. М., 1999. С. 30-48.
Тема 2. Возникновение и становление социальной педагогики
Как теории и практики
Семинарское занятие № 2
Цель: сформировать представления об историческом развитии социальной педагогики.
Исходный уровень знаний:
· знать что такое социальная педагогика, ее функции и принципы;
· иметь представление об истории развития науки.
Вопросы для изучения:
1. Истоки социальной педагогики.
2. Первое учебное пособие по социальной педагогике П. Наторпа.
3. Социально-педагогические идеи в Древней Руси.
4. Забота о сиротах и обездоленных в России.
5. Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко.
6. Социально-педагогические взгляды в Советской России.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 8-29.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 8-21.
3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, М.: 2000. С. 6-18.
4. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-8.
Тема 3. Социально-педагогический процесс:
Понятие, сущность, принципы
Семинарское занятие № 3
Цель:развить представления о социально-педагогическом процессе, его сущности и принципах.
Исходный уровень знаний:
· знать место социальной педагогики в системе наук;
· иметь представление о различных процессах;
· знать основные этапы становления социальной педагогики как науки.
Вопросы для изучения:
1. Понятие социально-педагогического процесса и его назначение.
2. Внутренний и внешний социально-педагогический процесс: общая характеристика.
3. Характеристика внутреннего социально-педагогического процесса.
4. Характеристика внешнего социально-педагогического процесса.
5. Пути повышения эффективности деятельности социального работника в социально-педагогическом процессе.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 48-63.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
Тема 4. Педагогические проблемы
Социализации человека на разных этапах жизни
Семинарское занятие № 4
Цель:сформировать общее представление о социализации и ресоциализации человека.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;
· знать особенности возрастного развития человека.
Вопросы для изучения:
1. Общая характеристика социального развития человека.
2. Социализация как социально-педагогическое явление.
3. Биогенный и социогенный подход к социализации.
4. Факторы социализации (по Мудрику).
5. Виды социализации.
6. Соотношение понятий десоциализация и ресоциализация. Их роль в социальном развитии.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
Семинарское занятие № 5
Цель:сформировать представления о социализации и ресоциализации человека на разных этапах жизни.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;
· знать особенности возрастного развития человека;
· знать о роли ресоциализации в жизни человека.
Вопросы для изучения:
1. Этапы и ступени социализации.
2. Особенности социализации на разных этапах жизни человека.
3. Социализация ребенка: особенности протекания и роль социального педагога.
4. Социализация подростка: особенности протекания и роль социального педагога.
5. Особенности социализации взрослых.
6. Задачи послетрудовой социализации на поздних этапах жизни.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.