Социальной педагогики как теории и практики

Семинарское занятие № 1

Цель:дать представления об основной характеристике социальной педагогики как теории и практики.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о системе педагогических наук;

· знать место педагогических знаний в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной сферы.

Вопросы для изучения:

Социальная педагогика как теория и практика.

Объект и предмет социальной педагогики.

Функции и задачи социальной педагогики.

Уровни социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.

Принципы социальной педагогики и их основные требования.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 29-48.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.

3. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-7.

4. Начала социальной педагогики. Учебное пособие. В.А. Никитина. М., 1999. С. 30-48.

Тема 2. Возникновение и становление социальной педагогики

Как теории и практики

Семинарское занятие № 2

Цель: сформировать представления об историческом развитии социальной педагогики.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое социальная педагогика, ее функции и принципы;

· иметь представление об истории развития науки.

Вопросы для изучения:

1. Истоки социальной педагогики.

2. Первое учебное пособие по социальной педагогике П. Наторпа.

3. Социально-педагогические идеи в Древней Руси.

4. Забота о сиротах и обездоленных в России.

5. Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко.

6. Социально-педагогические взгляды в Советской России.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 8-29.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 8-21.

3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, М.: 2000. С. 6-18.

4. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 3-8.

Тема 3. Социально-педагогический процесс:

Понятие, сущность, принципы

Семинарское занятие № 3

Цель:развить представления о социально-педагогическом процессе, его сущности и принципах.

Исходный уровень знаний:

· знать место социальной педагогики в системе наук;

· иметь представление о различных процессах;

· знать основные этапы становления социальной педагогики как науки.

Вопросы для изучения:

1. Понятие социально-педагогического процесса и его назначение.

2. Внутренний и внешний социально-педагогический процесс: общая характеристика.

3. Характеристика внутреннего социально-педагогического процесса.

4. Характеристика внешнего социально-педагогического процесса.

5. Пути повышения эффективности деятельности социального работника в социально-педагогическом процессе.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 48-63.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 120-131.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Тема 4. Педагогические проблемы

Социализации человека на разных этапах жизни

Семинарское занятие № 4

Цель:сформировать общее представление о социализации и ресоциализации человека.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;

· знать особенности возрастного развития человека.

Вопросы для изучения:

1. Общая характеристика социального развития человека.

2. Социализация как социально-педагогическое явление.

3. Биогенный и социогенный подход к социализации.

4. Факторы социализации (по Мудрику).

5. Виды социализации.

6. Соотношение понятий десоциализация и ресоциализация. Их роль в социальном развитии.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Семинарское занятие № 5

Цель:сформировать представления о социализации и ресоциализации человека на разных этапах жизни.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о социализации и ее роли в жизни человека;

· знать особенности возрастного развития человека;

· знать о роли ресоциализации в жизни человека.

Вопросы для изучения:

1. Этапы и ступени социализации.

2. Особенности социализации на разных этапах жизни человека.

3. Социализация ребенка: особенности протекания и роль социального педагога.

4. Социализация подростка: особенности протекания и роль социального педагога.

5. Особенности социализации взрослых.

6. Задачи послетрудовой социализации на поздних этапах жизни.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 42-53.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Наши рекомендации