Тема 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Семинарское занятие № 6

Цель:сформировать представления об основных механизмах социального развития человека, о роли в нем движущих сил.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о механизмах развития;

· знать особенности возрастного развития человека;

· знать определение развития и иметь представление о нем как о непрерывном процессе.

Вопросы для изучения:

1. Источники социального развития.

2.Внутренние движущие силы социального развития человека.

3. Внешние движущие силы социального развития человека.

4. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 54-73.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Тема 6. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

Семинарское занятие № 7

Цель:сформировать представления о категории трудновоспитуемых детей, причинах формирования трудновоспитуемости.

Исходный уровень знаний:

· знать особенности возрастного развития ребенка;

· иметь представление о «трудных» детях.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.

2. Типичные группы трудновоспитуемых.

3. Формы проявления трудновоспитуемости.

4. Предупреждение трудновоспитуемости.

5. Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112, 133-153.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 132-148.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Тема 7. Семья как социокультурная среда воспитания

И развития личности

Семинарское занятие № 8

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.

2. Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.

3. Типы семейного воспитания.

4. Типы семейных взаимоотношений.

5. Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Семинарское занятие № 9

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка;

· знать типы семейного воспитания и семейных взаимоотношений, виды ложного авторитета родителей.

Вопросы для изучения:

1. Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.

2. Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.

3. Повышение воспитательных возможностей семьи.

4. Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Тема 8. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Семинарское занятие № 10

Цель:сформировать представления о социальных отклонениях.

Исходный уровень знаний:

· знать понятие нормы и отклонения;

· иметь представление о возможных проявлениях социальных отклонений.

Вопросы для изучения:

1. Понятие социальной нормы и социального отклонения.

2. Аномия: виды и общая характеристика.

3. Девиантное поведение.

4. Делинквентное поведение.

5. Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.

6. Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 133-153.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 212-260.

Наши рекомендации