Вопрос 23. Продуктивной и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Развитие речи на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности

Занятия проводятся в соответствии с объемом требований, предусмотренных для детского сада общего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.

Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности позволяет воспитателю активизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг и т. д.

Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звуко-подражаниями и доступными словами их диалог.

В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения.

У детей нет еще собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем (логопедом) рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение вести работу до конца, аккуратность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.

Таким образом, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии

Не менее важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда — дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т. д. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно постепенно вводить в их речь новые слова, уточнять и закреплять уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, чайник, скатерть, салфетка и др.). Следует включать задания на преобразование слов с помощью суффикса (сахар — сахарница, хлеб — хлебница). При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т. д. Кроме того, воспитатель вводит в лексику детей слова-антонимы: застелил — расстелил, быстро — медленно, хорошо — плохо, учит детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Обращается внимание на правильное построение предложений. При подготовке к занятиям полезно давать детям поручения, требующие хорошей ориентировки в пространстве, точное понимание пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в — на — под; за — из — до; через — между — из-под — из-за и т. п.) и наречиями (сверху, сбоку, вперед и т. д.) с опорой на наглядность, а затем и без нее.

Дети должны назвать необходимые предметы, составить правильную фразу, используя предикативную лексику, соответствующую данной речевой ситуации. Если дети затрудняются, воспитатель должен им помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику. Также важно использовать производимые ребенком действия для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов. Воспитатель стимулирует переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов.

Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке воспитатель побуждает их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине.

.


Вопрос 18.

Физическая культура

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности).

Среди детей с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Общекорригирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения:

• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

• разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

• отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);

• поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;

• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

• отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

• тренировать захват мячей различного диаметра;

• вырабатывать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);

• воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

• захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

• перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

• выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;

• обучать детей рациональным приемам захвата крупных и мелких предметов.

Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план.

Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствуют не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка или манеж, режим бодрствования), но и специальные физические занятия. При ограничении движений, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается.

Упражнения, входящие в систему физического воспитания ребенка, обеспечивают закономерные изменения в высшей нервной деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах.

Ребенок, воспитывающийся в оптимальных условиях внешней среды с гармоническим развитием функциональных систем, приобретает способность быстрой адаптации к изменяющимся условиям среды, в том числе и к ее неблагоприятным факторам.

Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.



Вопрос 24.

Развитие эмоций и чувств

Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных заданий, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры-драматизации; пальчиковые игры; игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса; сюжетно-ролевые игры (элементы); рассказывание; пересказывание; составление диалогов; решение проблемных ситуаций; штриховка и раскрашивание.

На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции, вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы на занятии моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена. Например. На занятии я провожу с детьми разминку мимической мускулатуры, которая предполагает формирование определенных произвольных мимических поз. Дети не только повторяют за мной то или иное выражение лица, но и отгадывают эмоциональное состояние человека, имеющего такое выражение чувств на лице, ситуацию и причины, вызвавшие эти чувства. Иногда ведущим становится ребенок, а остальные дети с удовольствием подхватывают его игру. Образцом мимической позы может стать ее изображение на бумаге; изображение сюжета или ситуации, в которых необходимо угадать развитие чувств и эмоций участников событий и выразить это самостоятельно.

Развитию эмоциональности у детей с нарушениями зрения и речи на занятиях успешно способствуют задания на совершенствование речевого дыхания и голосоподачи. Дети выполняют упражнения на развитие силы и тембра голоса. Для формирования эмоциональной выразительности речи систематически использую потешки, короткие стихи, прибаутки. При их произнесении детьми прошу голосом (его силой, тембром) показать характер, настроение, возраст или величину героя потешки, общее настроение стихотворения.

Объясняю детям, что не только словами, голосом, мимикой и жестами человек может выражать свое настроение, чувства и эмоции. В этом нам помогает музыка, живопись, цвет. Поэтому предлагаю детям различные задания на штриховку, раскрашивание, дорисовку контура, обводку; прошу выбирать те цвета карандашей, которые соответствуют настроению и эмоциям ребенка, тем чувствам, которые вызывает в нем данный рисунок. Обязательна словесная аргументация выбора цвета, формы после выполнения работы. Безусловно, необходима аккуратность и правильность при выполнении, но основной акцент ставится на привязку цвета к эмоции и объяснение личного выбора.

Хочу привести для примера игры и упражнения, используемые мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи на разных этапах коррекционного обучения, которые помимо решения основных речевых задач, служат развитию эмоциональности детей с нарушениями зрения и речи.

1. Игра "Комплименты".

Цель: - расширение активного словаря детей словами-признаками, обозначающими моральные качества человека;

- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Ход игры:

Описать внешний вид и характер своего друга, используя только слова-признаки.

2. Чтение стихотворения "Поздняя осень".

Цель: - побуждение детей к высказыванию, сравнению признаков в устной речи;

- расширение и углубление представлений детей об изменениях, происходящих в неживой природе;

- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Игра "Отражение".

Цель: - уточнение правильного произношения гласного звука О;

- формирование артикуляционно-фонетических и просодических навыков в речи.

Ход игры:

Пропеть гласный звук с заданной интонацией, визуально контролируя соответствующую мимическую позу перед зеркалом.

4. Игра "Раскрась дракончика".

Цель: - расширение активного словаря словами - названиями эмоций;

- формирование умения рассуждать, аргументировать своё мнение;

- развитие мелкой моторики, внимания.

Ход упражнения:

На листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами раскрасить каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. Объяснить свой выбор.



Вопрос 1.

Ребенок – субъект, объект

Основным и главным участником педагогического процесса, его объектом и субъектом, является ребенок.

Ребенок как объект пед. процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую в соответствии с пед. целями. Ребенок как субъект пед. Процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самоопределению, удовлетворению своих потребностей, интересов, стремлений, способная к активному усвоению пед. Воздействий или сопротивлению им.

Важнейшим научным основанием организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения является теория формирования учебной деятельности. Учебная деятельность только тогда благотворна для ребенка, когда он выступает ее субъектом. Основу собственно учебной деятельности составляют субъект-субъектные отношения. Предметом учебной деятельности, согласно Д.Б.Эльконину, являются сам ученик, его изменение. Учебная деятельность «поворачивает ребенка на себя», вызывает в нем изменения, которые «есть приобретение ребенком новых способностей, т. е. новых способов действия с научными понятиями». В таком понимании учебная деятельность становится личностно значимой и важной для ребенка. Основное содержание развития школьника предполагает превращение его в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Ребенок обладает такой возможностью. Но она может реализоваться только при определенных условиях организации обучения. Основоположник отечественной педагогики К.Д.Ушинский утверждал: «...Всякая человеческая душа требует деятельности, и, смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, такое направление примет и ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории, и в педагогической практике» (Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л., 1995. - Т. 10. - С. 494). Не всякая деятельность, замечает педагог, благотворна для ребенка, а только та, которая доставляет ему радость, увлекает, выходит «из души его», является «излюбленной», т. е. свободной. Именно поэтому все правила педагогики прямо или косвенно вытекают из следующего положения: «...давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности»



Вопросы 29, 30. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Наши рекомендации