Билет 17. Связь педагогики с другими науками.
Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.
Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.
Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.
Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.
Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.); использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т.д.).
18 Актуальные проблемы воспитания и образования
В условиях глобализации и революции в информационных и коммуникационных технологиях перед высшей школой открываются новые возможности удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, но появляются и новые проблемы, требующие к себе
пристального внимания.
Вузовское воспитание и обучение должно оказывать на личность студента максимально развивающее влияние, т.е. действительно обеспечить процесс его положительного изменения, приобретение качеств, опыта, нужных ему как будущему специалисту с высшим образованием.
Современное вузовское обучение приобретает следующие новые черты:
— становится воспитывающим, развивающим личность студента—будущего педагога, построенном на творческой активности личности;
— является исследовательским процессом, формирующим научное мышление студентов;
— предполагает творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов;
— ориентирует будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей.
Новое время выдвигает новые требования к качеству подготовки специалистов, к профессиональным образовательным программам и определяет современные проблемы профессионального образования.
Современные проблемы профессионального образования могут быть решены при помощи модернизации системы профессионального образования. При модернизации системы профессионального образования
Не следует забывать про накопленный опыт отечественной образовательной системы.
Современные проблемы профессионального образования частично могут быть решены путем конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов с учетом региональных и отраслевых особенностей.
Усиление нормативной базы, регулирующей образовательный процесс также позволит решить современные проблемы профессионального образования. Действующая в настоящая время нормативно – правовая образовательная система является разрозненной. Она содержит внутренние противоречия и дублирование. Усилились проблемы финансирования высшей школы. С проблемой финансирования связана современная проблема платного обучения. Следует отметить, что приоритет бесплатного образования остается основой государственной политики в области образования. Бесплатное образования должно быть доступным всем желающим. Образовательные учреждения должны предоставлять платные образовательные услуги в рамках юридических норм, установленных законодательно.
К современным проблемам профессионального образования следует отнести и качество образования. Качество знаний, получаемых в негосударственных вузах оказывается ниже, чем в государственных учебных заведениях.
Не терять актуальности и проблемы привлечения выпускников в отечественную науку, проблема «утечки мозгов». Остаются нерешенными проблемы обеспечения учебных заведений, особенно учебных заведений высшего профессионального образования преподавательскими и научными кадрами. Для решения этой проблемы необходимо разработать государственную программу кадровой политики в сфере образования.
Решение современных поблеем профессионального образования требует комплексного подхода, совместных действий государства и общества. Обязанность государства – создание условий для развития образовательной системы, определение стратегических ориентиров развития.