Специфические отличия семейногв воспитания от общественного
СЕМЬЯ | ДЕТСКИЙ САД |
1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности. 2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния. 3. Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого. Наличие условий для различных социальных контактов и возможность усваивать различные социальные роли. 4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения. Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок. 5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое. 6. Подвижный режим дня. 7. Процесс воспитания более естественен. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самостоятельной деятельности. 8. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. 9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о воспитания ребенка-дошкольника. | 1. Деловая (а иногда и функциональная) форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность 2. Наличие нескольких воспитателей, сменяющих друг друга, с различными формами личностного поведения и методами воздействия на детей. 3. Общение с детьми одного возраста. 4. Целенаправленный характер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания дошкольников и научно-методических пособий. 5. Ребенок равноправный член детского коллектива, где у всех детей группы имеются одинаковые права и обязанности, правила и требования для всех единые. б.Достаточная жесткость режима. 7. Деятельность детей находится под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников. 8. Воспитание основано на понимании ведущего вида деятельности в психическом развитии дошкольника и использовании методов, адекватных его возрастным психологическим особенностям. 9. Создана целесообразная научно-обоснованная развивающая среда. |
66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей.
МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духовное, нравственное развитие.
Идеи и положения о педагогической культуре, целях и задачах обучения и воспитания родителей, их роли в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, находят большое место в работах зарубежных и отечественных ученых (А.Адлер, Р.Дрейкурс, Б.Скинер.Т.Харис. СЕ.Ковалев. П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, Т.А.Маркова, Л.В.Зягик, В.В.Чечет и др.)
Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.
Изучение положения психолого-педагогического просвещения и обучения родителей показало, что оно осуществляется в основном через:
1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста непосредственно в яслях и детских садах;
2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний;
3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;
4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.
Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества.
В исследовании проблемы обучения родителей в литературе выделяются несколько аспектов: определение целей и значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.
Все формы работы с родителями подразделяются
на коллективные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),
индивидуальные (индивидуальные беседы и консультации, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),
наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).
Задачи :в работе с родителями
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наблюдение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).
Педагоги, научные работники отмечают, что ведущими показателями готовности родителей к воспитанию детей является наличие у них положительного отношения к воспитанию детей, определенного объема конкретных психолого-педагогических знаний, владение в достаточной мере практическими навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и методов воспитания.
В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят две их группы:
I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование) и
2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример); в самостоятельную группу выделяются дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование).
Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).
Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упражнение, пример, поощрение) имеет свою психолофизио-логическую основу.
Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего:
а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубеждение);
б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;
в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;
г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;
д) чувство меры в применении того или иного метода;
е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;
ж)избежание методов наказания;
э) неприменение физических наказаний.