Понятие воспитания как общественного явления. единство воспитания и жизни

Раздел I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Лекция I

ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ

Воспитание как общественное явление — сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становле­ние их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидате­лями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспо­собления, приобщения подрастающих поколений к условиям обще­ственной жизни и производства, замены ими стареющих и выбы­вающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрос­лыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих

способность к труду старших поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существо­вания и преемственности общества, подготовки его производитель­ных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание вклю­чает в себя как часть обучение и образование человека.

в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп по­рой противоположны.

г) Воспитание подрастающих поколений осуществляетсяза

счет освоения ими основных элементов социального опыта, в про­цессе и результате вовлечения их старшим поколением в обще­ственные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Общественные отношения и взаимоотношения, воз­действия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспиты­вающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к созна­тельному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их исполь­зовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществля­ется в конкретно-исторических условиях в результате определен­ным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реали­зации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание и производительные силы. Воспитание функцио­нирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная обще­ственная потребность, основа возникновения, существования и раз­вития воспитания как общественного явления. Поэтому и основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания, обучения с произво­дительным трудом и политехническим образованием, обеспечива­ющими общеобразовательную подготовку производительных сил общества. Таким образом, основная функция воспитания как об­щественного явления — в обслуживании подготовки производи­тельных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения обще­ственных, прежде всего производственных, отношений.

Воспитание и экономический базис. Определенный уровень раз­вития производительных сил приводит к установлению соответст­вующих отношений собственности и производственных отношений,

экономического базиса. Характер этих отношений обусловливает подготовку производительных сил, характер воспитания: его на­правленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства при­родных дарований и требований развивающейся общественной жиз­ни, в том числе производства. Это предельно расширяет функции и содержание воспитания, делает многообразными его формы и методы.

Взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и воспитательными отношениями очень сложна и противоречива. В истории общества воспитанию отводилась роль всемогущего средства формирования личности, а бывало, что и вовсе сбрасы­валось со счетов как средство, не способное сколько-нибудь суще­ственно повлиять на человеческую природу. В действительности же роль и место воспитания в общественной жизни зависит от состояния самого общества и прежде всего отношений собствен­ности и производственных отношений в нем. Характер, содержа­ние, формы и методы воспитания в основных чертах всегда опре­деляются характером производственных отношений. Воспитание не способно само по себе коренным образом изменить, преобразовать человека и общество. В условиях же гуманного, демократического общества производственные и все другие общественные отношения способствуют духовно-ценностному наполнению и всемерному раз­витию общественных функций воспитания. И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, а и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производ­ственных отношений, способствует их совершенствованию. Возни­кает тесное диалектическое взаимовлияние: отношения собствен­ности, производственные отношения, определяя характер воспита­ния, расширяют и обогащают его функции, а оно, в свою очередь, делает производственные и собственнические отношения более со­вершенными, успевающими изменяться и прогрессировать вслед

за развитием производительных сил.

Воспитание и язык. Трудно назвать два других общественных явления, которые играли бы столь великую роль в жизни общества, имели бы столь много общего и вместе с тем различного, специфи­ческого, чем воспитание и язык. Оба явления обеспечивают ис­торический процесс и само существование общественной жизни, оба представляют собою вечные категории, возникая и исчезая только вместе с изменением и развитием общества, оставаясь неиз­менными в своих главных функциях, таких, как быть средством общения между людьми и средством обеспечения социальной пре­емственности поколений. Воспитание и язык своими специфически­ми средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Именно в этом обнаруживается прежде всего органическая взаимосвязь, единство и переплетение языка и воспитания: язык в значительной мере обеспечивает педа­гогический процесс, овладение детьми опытом человечества, воспи-

тание, в свою очередь, обеспечивает преемственность языка, про­цесс овладения им и совершенствования человека в его примене­нии. Язык, возникший в совместной деятельности людей по удов­летворению их потребностей, закрепляя в системе звуковых и сло-варно-грамматических средств результаты работы мышления, обеспечивая общение в процессе и взаимопонимании жизни и про­изводства, одновременно обеспечивает и воспитание.

Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную смену поколений, преемственность между ними путем передачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения детей. Язык занимает по отношению к воспитанию веду­щее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Кон­кретно-педагогических и методических функций языка несколько. Важнейшими среди них являются:

язык как средство педагогического общения;

язык как средство педагогического процесса познания и раз­вития;

язык как средство педагогического выражения и самовыраже­ния, педагогической организации, воздействия и взаимодействия;

язык — поступок и средство изучения детей. Воспитание и формы общественного сознания. Сущность и ха­рактер их взаимодействия определяют формы общественного со­знания, которые являют собой духовную питательную среду вос­питания. Подрастающие поколения застают в обществе опреде­ленные производственные отношения и надстройку. Индивидуаль­ное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания.

Важнейшая форма общественного сознания—идеология,Иде-рлогия представляет собой конкретно-исторически обусловленную совокупность, систему идей, взглядов, теорий, объясняющих кар­тину и явления мира. Она включает в себя философские, нрав­ственные, политические, экономические, правовые, эстетические идеи. Идеологическое образование предполагает овладение ребен­ком системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о за­конах развития природы и общества, знание различных идеологи­ческих направлений и способность критического отношения к ним. Идеологическое, целостно-ориентационное воспитание совершается в процессе общественной жизни, предполагает формирование у детей основ мировоззрения, глубоких убеждений, идейно-эмоцио­нального отношения к явлениям действительности.

Политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных социальных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений. Как часть идеологии, поли­тика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Гражданско-политическое образование предполагает усвоение деть-

ми основных конституционных политических принципов обществен­ного устройства и отношений с другими государствами. ЕЬодитл- ./ ческое гражданское воспитание совершается в системе политиче­ских отношении, имеет своим результатом осведомленность о поли­тических идеях и событиях, развитую способность глубокого ана­лиза и оценки политических событий, активность в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите.

Мораль или нравственность есть совокупность норм и правил, ( регулирующих отношения людей в обществе на основе обществен­ного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность, нравы поведения буквально с мо­мента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок за­стает в обществе определенную систему моральных норм, а вос­питание — приспосабливает его к ним. Наряду с простыми, обще­человеческими нормами нравственности существуют классово-на­правленные моральные принципы.

Моральное образование состоит в усвоении основных норм и правил поведения в данном обществе, их теоретического и прак­тического обоснования. Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений: приводит к фор­мированию у детей привычного нравственного сознания, привыч­ных действий и поведения, развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нрав­ственного поведения является выполнение требований обществен­ного мнения. Внутренним критерием — совесть — обостренное чув­ство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо рас­каяния и беспокойства, угрызения совести и нравственных мук.

Право представляет собой совокупность норм и правил отно­шений между людьми, опирающихся на принудительную силу го­сударства и нравственность. Правовое образование подрастающего поколения предполагает внедрение в сознание детей идей недопу­стимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего чело­века к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению. В ходе правового образования дети знакомятся с основными нор­мами, нарушение которых карается законом. Правовое воспитание реализуется в повседневных гражданских отношениях и состоит в формировании у детей высокого и глубокого чувства гражданст­венности, гордости за свое государство, беспредельного уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения.

Наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зави­симостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Научные знания являются одним из важнейших ком­понентов содержания воспитания как общественного явления. На­учное образование подрастающего поколения заключается в по­степенном овладении ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой, системообразующих обобщений, основ знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования. Научное воспитание совершается

" в процессе реального познания и состоит в развитии личности, формировании у детей творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения в любом деле прогно­зировать, строить систему доказательств, делать обобщения и мо­делировать.

О Искусство, в отличие от науки, есть форма общественного со­знания, отражения реальной деятельности с помощью художест­венно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоци­ональное, эстетическое отношение к явлениям мира. Произведения искусства носят конкретно-исторический характер и содержат в себе как непреходящие духовно-эстетические ценности, так и идеи, отдающие дань времени. Искусство является важной частью со­держания воспитания как общественного явления. Искусствовед­ческое образование заключается в систематическом накоплении знаний как о самих произведениях различных искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений. Художественное воспитание осуществляется в процессе общения с художественными произведениями искусства и в ходе самодеятельного художествен­ного творчества, приводящего к формированию эстетического иде­ала, развитию художественного вкуса, стремления действовать «по законам красоты». Искусство имеет своей функцией художествен­ное познание мира, формирование эстетического отношения к жиз­ни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Религия — форма общественного сознания, в которой отража­ются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой. Оно приводит к формированию, внушению, внедрению слепой веры в существование мистических сил, якобы всеблагих, всемогущих, всесильных, карающих и милующих, к ус­тойчивому эмоционально-психическому состоянию религиозного фанатизма.

Антиобщественное сознание складывается под влиянием пере­житков, кризисных явлений в экономике и духовной жизни обще­ства, пропаганды насилия, преступной романтики, секса, распу­щенности. Антиобщественное формирование личности есть стихий­ный процесс накопления ребенком антиобщественных знаний и опыта в случайных отношениях с взрослыми, сверстниками, роди­телями, нарушающими и оправдывающими нарушения, норм мо­рали и права. Оно совершается в антиобщественных отношениях

и деятельности самих детей, в устойчивых стремлениях к удовлет­ворению потребностей в обход и в нарушение норм нравственности и права.

ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ИСТОЧНИК И ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание как общественное явление представляет собой ор­ганическую часть всей общественной жизни. Поэтому его проти­воречия являются отражением более общих противоречий обще­ственной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. К числу таких противоречий, отражаемых воспитанием, относится основное общественное противоречие, возникающее в результате сдержива­ния развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Это противоречие проявляется в общественном воспитании в виде упрочения консервативных под­ходов к подготовке подрастающего поколения. Организация обще­ственной жизни и подготовки производительных сил в нашем об­ществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация госу­дарственной собственности и плановости часто сковывали актив­ность и инициативу творческой личности. В системе народного образования это выразилось в ее некоторой формализации и еди­нообразии содержания, форм и методов.

Другое противоречие воспитания возникает на стыке требова­ний жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производстве. Осмысление требований жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстает от бурного развития научно-технического прогресса. По мере углубления это­го противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разреше­ние требует ритмичного и систематического обновления содержа­ния воспитания и обучения, приведения в соответствие с требова­ниями жизни организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревающими способами подготовки к ней.

Третье противоречие воспитания образуется между огромными, неограниченными возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и огра­ничивающими, обусловливающими, программирующими это раз­витие условиями социальной жизни общества. Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бю­рократов, в придаток к машине, в звено производственного про­цесса, в винтик общественной жизни.

Демократическое общество по мере развития материально-тех-

нической базы, совершенствования всего многообразия обществен­ных отношений создает реальные условия одновременного разви­тия каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков.

Четвертое противоречие воспитания обнаруживается между ак­тивно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к уча­стию в общественной жизни, деятельности, многообразных отно­шениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью. Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обусловливает положение ребенка в образовательно-воспитательной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой или благодаря которой осуществля­ются воспитательные изменения в человеке, происходит форми­рование его личности. А. С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: лю­ди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, пере­плетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не подда­ется как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. На­править это развитие и руководить им — задача воспитателя»'.

Объективный воспитательный процесс представляет собою ши­рокое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъ­ектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воз­действия, благодаря' чему они созревают как члены общества, человеческие личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства.

Этот процесс в широком смысле является процессом социали­зации человека. Главными, основными его участниками являются

Макаренко А. С. Пед. соч.:- в 8-ми т.— Т. 5.— С. 14.

дети, взрослые люди и воспитательный коллектив, обеспечивающие формирование личности и подготовку детей к жизни. Ребенок, взрослый человек, коллектив представляют собой в воспитатель­ном процессе как его субъект, так и объект воздействия и взаи­модействия.

Ребенок как объект процесса воспитания подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему социальный опыт и информацию, обес­печивающие процесс жизни и подготовку к ней. Как участник объективного воспитательного процесса ребенок входит, «вводит­ся» в реально существующую систему социальных зависимостей.

В процессе жизненного взаимодействия, под влиянием социаль­ных зависимостей, различных воздействий у детей складывается представление о мире, формируются навыки, привычки деятель­ности и поведения, системы привычного сознания, происходит раз­витие всех психических свойств их личности и мышления. В ре­зультате ребенок становится подготовленным участником обще­ственной жизни и производства.

Бесконечное множество отношений и взаимодействий, в которые вступает ребенок, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них оказывают на него огромное влияние, формируют мотивы поведения, стимулируют деятельность; другие — оказыва­ются нейтральными; третьи — встречаются настороженно, враж­дебно, вызывают сопротивление, стремление к их преодолению. Огромное значение для становления личности имеет и спонтанное проявление природных сущностных сил. Все это делает ребенка не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса.

Ребенок как субъект воспитательного процесса есть развиваю­щаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Возможность формирования и развития задатков, способностей и потребностей каждого ребенка практически не ограничены, но обусловлены возможностями социальной среды и воспитания. Становление ребенка как индивидуальности осущест­вляется не только автономно, по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связано с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или неразвития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как об­щественное явление, социальная среда играют ведущую роль по отношению к развивающейся индивидуальности.

Ребенок как субъект воспитания представляет собою постепен­но формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую об­щественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собст­венные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно форми­руются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный кри­тический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется

возможность ставить перед собой цели для сознательного самосо­вершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодейство­вать становлению собственной личности.

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса харак­терны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятель­ностной и эмоционально-чувственной основе. Подросток стремится к активно-деятельностному самопроявлению в общественном вза­имодействии. Старший подросток и юноша стремится к самосо­знанию, самопознанию и самоутверждению на основе активного проявления естественных сил и социальных потребностей. Само­утверждение ребенка происходит постепенно, путем все более ос­новательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной актив­ности.

Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. И вместе с тем лишь своевременное и гармоничное развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых со­здает реальную основу для всестороннего развития. Ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в опреде­ленных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.

Другим полноправным и ведущим участником воспитательного процесса являются взрослые люди. Любой взрослый человек, объ­ективно изменяющийся в результате собственной жизнедеятельно­сти и обстоятельств, оказывающий своею деятельностью, лично­стью, отношениями постоянное воспитательное воздействие на де­тей, является и сам объектом воспитания. Воспитание взрослого человека, формирование его личности осуществляется не только под воздействием форм общественного сознания. Оно происходит и в результате определенных жизненных условий, когда человек вынужден сделать тот или иной нравственный выбор поступка, направления своего поведения.

Будучи объектом воспитания, каждый взрослый человек несет в себе потенциальную возможность стать активным участником воспитательного процесса, субъектом воспитания детей. Он явля­ется субъектом уже потому, что живет, действует, делает выбор нравственного поведения в целях удовлетворения своих потребно­стей и интересов в присутствии детей. Тем более взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее це­ленаправленно свое физическое и духовно-нравственное совершен­ствование. Взрослые люди: родители, общественность, производ­ственные мастера и т. п., став субъектом воспитательного процесса,

реализуют свою потенциальную возможность быть активными вос­питателями.

Третьим участником объективного воспитательного процесса V является коллектив. Коллективы представляют собой основной способ, содержание и форму осуществления жизнедеятельности людей. В обществе активно функционируют трудовые коллективы, такие объединения коллективного типа, как разнообразные обще­ства, спортивные, игровые, кооперативные, бытовые группы. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влия­ние. Это школьные коллективы, трудовые и самодеятельные объ­единения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодей­ствия, дети приобретают благоприятные условия для своего соци­ального развития, удовлетворения потребностей и интересов, при­менения способностей и дарований, для самопроявления, самоут­верждения и самосовершенствования. Поэтому детский воспита­тельный коллектив всегда субъект жизнедеятельности и воспитания своих членов. Вместе с тем взрослые стремятся оказать помощь детям в их коллективной самоорганизации. Они способствуют осоз­нанию детьми содиально-ценных целей и перспектив развитии кол­лективной жизни, внесению элемента социального порядка, поли­тических, нравственных, эстетических и иных общественных тре­бований. Все это углубляет воспитательную значимость детского коллектива и делает его одновременно объектом воспитания.

Четвертым участником воспитательного процесса является вся природно-социальная среда, сила воспитательного воздействия ко­торой зависит от степени ее реальной включенности в воспита­тельные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей

и взрослых людей.

Воспитательный процесс включает в себя всех участников как механическую сумму, а в жизненной динамике—как диалектиче­ски взаимодействующих субъектов. Основной, неделимой клеткой такого взаимодействия в воспитательном процессе, его главным звеном, благодаря которому осуществляется воспитание, является жизненная отношенческая воспитательная ситуация. Она харак­теризуется следующими основными чертами:

а) направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимо­действию;

б) сосредоточенностью и проявлением в ней реально существую­щих в обществе социальных зависимостей;

в) проявлением в ней общественных противоречий, поиском и об­наружением путей их устранения;

г) необходимостью нравственного выбора поступка, направленно­сти поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

д) вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников вос­питательного процесса, побуждением,, стимулированием их к ак-

тивному проявлению нравственно-эстетических позиций, внутрен­них сил в деятельности и общении, выработкой активной жизнен­ной позиции;

е) осуществлением в результате активных взаимоотношений вос­питательных взаимовлияний и взаимодействий, формированием си­стемы привычного нравственного сознания и мышления, привыч­ных форм поведения, личностно-психического развития.

Жизненные воспитательные отношенческие ситуации возникают ^ на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, '/должного, обязательного. Жизнь в обществе обязывает ребенка, как "и" взрослых, принимать участие в жизнеобеспечении, в подго­товке к жизни в обществе, к отношениям с самыми различными людьми, явлениями природы и общества, ^овторых, для ребенка в воспитательном процессе возникают ситуации на уровне свобод­ного выбора видов деятельности и общения, а также избиратель­ных отношений. Ребенок сам выбирает себе товарища, друга, ком­панию. Он увлекается то одним, то другим видом деятельности. Но это не значит, что избирательные отношения вовсе свободны от должного. После того, как выбор сделан, в рамках этого выбора для ребенка начинают действовать свои правила необходимого:

законы дружбы, верность слову, чистота чувства и другие. В-третьих, воспитательные отношенческие ситуации возникают на уровне случайного общения, взаимоотношения и взаимодействия. К такого рода ситуациям относятся отношения во временной груп­пе, общение с людьми на основе временных интересов или обя­занностей.

/ Сила воспитательного воздействия ситуации того или иного ' уровня возрастает по мере перехода от ситуации случайного об­щения к ситуациям избирательного и необходимого общения, от­ношения. Воспитывающая сила воспитательного процесса зависит от степени организованности самой жизни детей, целенаправлен­ности и последовательности развития всего многообразия жизнен­ных отношенческих ситуаций. Динамика воспитательного процесса как раз и состоит в системе и динамике протекания отношенческих ситуаций. Диалектика их развития заключается во взаимодействии ситуаций различного уровня, в преобладании в жизни ребенка ситуаций того или иного уровня, в определенной движущейся и развивающейся системе этих ситуаций, в их взаимопереходах друг в друга, в их взаимообогащении, а подчас и взаимоисключении, в их способности пробуждения личностной активности детей и взрослых.

Тот факт, что воспитательная отношенческая ситуация являет­ся основной и неделимой клеткой воспитательного процесса, а воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношен­ческих ситуаций, убедительно свидетельствует, что индивидуаль­ность и личность ребенка в любой ситуации любого уровня вос­питывается не по частям, а целостно. Участвуя, например, в си­туации трудового взаимодействия, ребенок включает в нее не толь­ко свои физические силы, но и интеллектуальные, эстетические,

нравственные. Он участвует и изменяется под влиянием ситуации целостно, как индивидуальность и личность. Вот почему и сам процесс в сущности своей един и целостен. Объективно представ­ляя собой систему разнообразных ситуаций, он не расчленяется на отдельные виды воспитания. Каждый вид деятельности и об­щения в большей или меньшей степени, хотя и в неравной степени интенсивности, включая все силы ребенка во взаимодействии, фор­мирует целостную личность.

Задания и вопросы:

1. Дайте определение воспитания как общественного явления и перечислите харак­теризующие его черты.

2. В каких взаимоотношениях и взаимозависимостях находится воспитание с дру­гими общественными явлениями: экономическим базисом, производительными силами, языком, формами общественного сознания?

3. Как отражаются общесоциальные противоречия в воспитании на подготовке к жизни детей? Назовите основные противоречия воспитания как общественного

явления.

4. Что такое воспитательный процесс и каковы его основные компоненты? Охаракте­ризуйте детей, взрослых, коллектив, социальную и природную среду как субъ­ектов воспитания, а также жизненную ситуацию как основную «клетку» воспи­тательного процесса.

Литература для самостоятельной работы:

1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.—М., 1987.

2. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.— Т. 5.— С. 14.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П. Р. Ату-това и др.— М., 1985.

Лекция 11 ОБУЧЕНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Наши рекомендации