Социальное воспитание как часть процесса социализации.
В широком смысле социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Развитие человека происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил. К внешним факторам относится окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта.
В процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, котораяиграет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
Важную роль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.
В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Социальное и биологическое в человеке - зависимые друг от друга составляющие.Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.
7. сущность и содержание процесса виктимизации личности.
В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология. Под виктимологией (от лат. victime - «жертва» и греч, logos - «слово, понятие, учение») понимают учение о поведении жертвы насилия. В социальной педагогике термин виктимология введен А.В. Мудриком. Им выделен раздел – социально-педагогическаявиктимология, изучающий теорию и практику неблагоприятной социализации человека (изучения человека, как жертвы социализации). Как отрасль социально-педагогического знания, виктимология изучает:
понятие социально-педагогическая виктимология, его сущность, содержание;
человека, как субъекта или как объекта социально-педагогическойвиктимизации;
само явление – социально-педагогическаявиктимизацию, как процесс десоциализации человека;
виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания и разрабатывает цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации;
возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.
Как субъект, человек выступает в роли лица, которое способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации) другого. Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся на его социализации. Виктимность – это склонность человека стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации.
Выделяются следующие виды виктимности:
• личностную - как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой не успешности в чем-либо, быть подверженной влиянию другого человека деструктивного характера;
групповую — как деструктивное воздействие группы на своих членов. Такое воздействие может иметь место под влиянием толпы, детской «стаи», а также различных детских, молодежных и других неформальных негативных объединений, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
всеобщую — определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.
Виды жертв неблагоприятных условий:
1) реальные – это те люди, которые уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализация (людей с инвалидностью; с ограниченными возможностями; с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
социальных сирот, детей улицы и др).;
2) потенциальные – это люди, которые вследствие определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К потенциальным жертвам социализации относятся:
3) латентные - это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Это могут быть дети нормально развитые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействию влиянию которой они не в состоянии. К данной категории относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.