Личность как педагогическая категория и общие закономерности ее формирования. Формир-е личностных качеств ребенка в ДОУ.

Одной из сложных и ключевых проблем пед.теории и практики явл.проблема Л и ее разв-е в спец.организов.условиях. она имеет разл.аспекты, поэтому рассматр.разными науками: возр.физиол.и анат., соц., детск.и пед.ψ. Пед-ка изучает и выявляет наиб.эффект.условия для гармоничного разв-я Л в проц.обуч. и восп. Отеч.пед.наука рассматривает Л как единое целое, в кот.биологич.неотделимо от соц.Л., по определению ЛСВ – это целостная психич.система, кот.выполняет определ.ф-и и возникает у человека, чтобы обслуживать эти ф-и. Осн.ф-и Л: творч.освоение обществ.опыта и включение человека в систему обществ.отношений. все стороны Л обнаруживаются только в деят-ти и в отнош.с др.человеком. Л сущ-ет, проявл.и формир.в деят-ти и общении поэтому важнейшие хар-ки Л – соц.облик человека, всеми своими проявлениями связ. с жизнью окр.его людей.

Зак-ти формир-я Л: среда, наследств-ть, восп-е

Формир-е Л – процесс и рез-ты социализации, восп.и саморазв-я. форм-е означает становление, приобретение совок-ти устойчивых св-тв и кач-тв. При форм-и человека как Л, когда первостеп.знач-е имеют соц.факторы, постоянно работают биол.механизмы человека как прир.существа, проявляя себя в виде задатков, на основе кот.развив.его потребости, интересы, склонности, спос-ти и складыв.его хар-р. Детализируя сущность разв-я и формир-я Л.Божович говорила что это, Во-1, познават.сферы, во-2, формир-е нового уровня аффект-потребн.сферы реб, позвол.ему действовать не непоср, а руков-сь сознательно поставленными целями, нравств.требованиями и чувствами, в-3, возникн-е относит-но устойчивых форм поведения и деят-ти, составл.основу формир-я его хар-ра, в-4, разв-е обществ.направл-ти, т.е.обращенность к коллективу сверстников, Усвоение тех нравств.требований, кот.они предлагают. Леонтьев отмечал, что формир-е Л представл.собой процесс, состоящ.из непрерывно смещающ.стадий, качеств, особ-ти кот.зависят от конкр.условий и обстоят-тв. Если на 1х порах формир-е Л обусловлено ее связями с окр.действ-ю, широтой ее практич.деят-ти, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее равз-е Л определ.тем, что она станов. не только объектом, но и субъектом восп-я.

Развитие личности дошкольника связано с нарастанием произвольности поведения, освое­нием ряда нравственных норм, психосексуальной идентифика­цией, формированием приблизительной временной перспекти­вы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внут­реннего мира и т.д.

14. Цели, содержание и характер подготовки учащихся педагогических колледжей к проф.деят-ти в ДОУ. Специфика ее организации.

Вся система образ-я делится на 2 взаимодополняющих.отрасли – общее и спец. образ-е. Общее образ-е явл.обязат. в России и предполагает изучение дисциплин для полноценного обучения, дальнейшего получения образ-я и бытовой жизни человека.

Ср.проф.образ-е направлено на приобретение уч-ся определ.профессии и спец-ти.

В процессе проф.образ-я осущ-ся проф.обуч-е, восп.и разв-е, а также общее восп-е и разв-е личности.

Содержание проф.образ-я – система ЗУН, обеспеч.подготовку проф.деят-ти. Содержание включает в себя:

1. сумму понятий, положений, алгоритмов и совр.теорий, объясняющих явления, происходящие в природе, обществе, культуре;

2. сумма знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе работы;

3. обуч-е способам дет-ти, гарантирующем формир-е проф.УН.

Специфика организации: общая подготовка – предполагает повышение общего образоват.и культурного уровня уч-ся посредством изуч-я дисциплин общеобразоват.цикла; спец.подготовка – часть проф.подготовки.

Теор.подготовка – усвоение системы З, связ.с буд спец.и квалифик. Строится на логике усваиваемой системы З. Теор.подготовка включает в себя проф.-познават.подготовку, проф.разв-е и восп-е. Обеспечивает также познават.подготовку, формир-ся система проф.знаний. студенты усваювают систему проф.пед.знаний (в обл.физиологии, психол., пед-ки), знакомятся с осн.теориями и системами дошк.образ-я, вырабатывают собств.отношение и взгляд на воспитат-образ.процесс. В процессе теор.обуч-я разв-ся проф.память, пед.мышление, кругозор. Парал-но с этим происх-т восп-е проф.направл-ти, любви и уважения к выбранной профессии, формир-е проф.качеств. Множественность задач теор.обуч-я многогранно влияют на разв-е личности: вооружают системой знаний – основой проф.деят-ти; обеспеч.системой ЗУН теор.деят-ти; разв-е проф.качеств личности.

Практич.подготовка – формир-е системы умений, позвол.выполнять проф.обяз-ти. В процессе обуч-я форм-ся УН, опирающиеся на знания. Практич.подготовка вносит вклад в восп.и разв.всех сторон личности, но особое значение она имеет для трудового восп-я и разв, т.к.формир-е проф.У – это по сути и есть основа проф.восп-я и разв. В процессе практич.обуч-я форм-ся профнаправл-ть

Наши рекомендации