Факторы и условия развития личности

Личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке. Факторы развития личности: органические предпосылки, среда, сама личность.2 наиболее распространенных варианта данной теории:1.теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы; 2. теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности. Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет.Амер псих Эриксонс позиций разных теорий и подходов пришел к интегрированному, целостному рассмотрению личности. Он выделил8 жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни),2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду ( в возрасте 2 - 3 лет),3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет),4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (в возрасте от 7 до 12 лет),5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и приспособленности (от12 до 18 лет),6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет),7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами),8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).Становление личности понимается как смена этапов, где происходит преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни.

77. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА.

Важную роль в структуре личности играет ее направленность (совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение жизненных целей). Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах.

Компоненты направленности личности:1. Влечение - не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность. 2.Желание - потребность, четко осознаваемая человеком3. Стремление - готовность к преодолению препятствий.4. Идеал - предметы или явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)5. Установка - это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности.6. Цель - желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности.7. Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. 8. Мировоззрение — система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе. В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные делятся на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Выделяют 3 вида направленности личности: общественная (определяется потребностью в общении. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы.), деловая (достижение профессиональных целей, стремлением овладеть новыми навыками и умениями.) и личная (создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу).




Наши рекомендации