Проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов

Лабораторное занятие № 1.

ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Задачи:

1. Изучить требования, предъявляемые к педагогической профессии,
личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические
эпохи.

2. Дать оценку современным требованиям к деятельности и
профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным
историческим и культурным ценностям.

Ход занятия.

1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.

2. В микрогруппах обсудить накопленные материалы и подготовить кратко
выступление по одному из вопросов:

а) требования к учителю в период становления педагогики как науки
(Я.А.Коменский) и в настоящее время (педагоги-новаторы);

б) требования к учителю в рамках теории свободного воспитания (Ж.­
Ж.Руссо, Л.Н.Толстой);

в) вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,
К.Д.Ушинского;

г) проблема педагогического мастерства и педагогического призвания
(А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

3. Составить сводную таблицу по изучаемой проблеме «Требования к
учителю».

Источники.

1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избранные
педагогические сочинения. - М., 1982, гл. 20-21

2. Коменский Я.А. Велика дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1981, гл. 6,8,9

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же), гл. 2-3

4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же)

5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. - М., 1986

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (там же)

7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Избранные
педагогические труды. - М.,

8. Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и
педагогики в России. - М., 1986

9. Толстой Л.Н. О воспитании (там же)

10. Макаренко А.С. Педагогическое мастерство //О воспитании. - М., 1986

11.Сухомлинский В.А. Воспитание, воспитатель //О воспитании. - М. 1975 12. 12. Педагогический поиск. - М., 1987

Литература.

1. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979

2.Учитель: Сборник документов и статей. - М., 1991

Лабораторное занятие № 2.

ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

(Я.А.Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег,

И.Песталоцци, Гербарт)

Вопросы для обсуждения:

1. Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-
Ж. Руссо.

2. Дидактические принципы и общие требования к обучению
Я.А.Коменского.

3. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.

4. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,
А.Дистервега, Ф.Гербарта.

Литература.

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Хрестоматия

по истории зарубежной школы под ред А.И.Пискунова. - М.:Просвещение, 1981

2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же).

З. Локк Д. Мысли о воспитании (там же).

4. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда (там же).

5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же).

6.Гальперин П.Я., Пискунов А.И. Гербарт Российская педагогическая

энциклопедия. - М., 1993. Т.1

7.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики - М., 1998.

Семинарское занятие № 1.

ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные тенденции развития школы и педагогики за рубежом.

2. Школа и педагогика США.

3. Школа и педагогики Англии.

4. Особенности развития французской школы.

5. Японская школа на современном этапе.

6. Образование и система школ Германии.

Задание:подготовить заочную экскурсию в одну из школ выбранной страны.

Литература.

1. Баерчук Ю.В. Состояние и проблем школьного образования в Японии
//Начальная школа, 1991, № 10

2. Васильева М.А. Структура школьного образования в Западной
Германии //Педагогика, 1991, № 5

3. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М., 1993Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983

4. Вульфсон В.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. – М.

5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.

6. Джуринский А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы. - М., 1981

7. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции
//Педагогика, 1991, № 4

8. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США //Педагогика, 1990, № 4

9. Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире //Педагогика, 1998, №3

10. Кошманова Т.С. Проблемы общения в современной американской
школе //Педагогика, 1991, № 4

11. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа Англии

12. Лапчинская В.П. Трудовое обучение в школах Англии //Педагогика,
1990, №1

13. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

14. Малькова З.А. тридцать лет спустя: американская школа – 96 // Педагогика, 1996, №4

15. Малькова З.А. Дети в американском обществе // Педагогика, 1994, № 1

16. Менаберидзе В. США и Япония: чья школа лучше? //Педагогика, 1995, №1

17. Миттер В. Обучение национальных меньшинств в школах ФРГ //Педагогика, 1990,№1

18. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Педагогика, 1990, №8

19. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе //Педагогика, 1994, №3

20. Образование в современном мире: сборник. – М., 1986

21. Овчинников В. Японский ребенок в школе и дома //Воспитание
школьников, 1989, № 3-4

22. Писарева Л.И. Организация внутришкольного управления в ФРГ
//Педагогика, 1996, № 6

23. Соколов А.И. Япония. Экономика и обпазование. – М., 1982.

24. Соколов Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах //Педагогика, 1990, №1.

25. Супрунова Л.Л. Общеобразовательная школа в Индии //Педагогика, 1989, №11.

26. Уолтерс Ф. Демократия и реформа системы образования в США
//Педагогика, 1991, № 6

27. Учебная и профессиональная ориентация: зарубежный опыт
//Педагогика, 1992, № 9-10

28. Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика

Семинарское занятие № 2.

Источники.

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999,

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Умом и
сердцем. - М., 1980

3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания (Там же)

4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Пед. соч: Т. 4

5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1971

6. Никитин Б.П. Мы и наши дети. - М., 1980

7. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981

Литература.

1. Азаров Ю. Семейное воспитание. - М., 1993

2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989

3. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды
//Педагогика, 1996, № 6

4. Колобов М. Академия для «берегинь» //Народное образование. - 1998,№ 3

5. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников 1998, № 4

6. Панова О.И. Лесгафт П.Ф. о семейном воспитании //Педагогика, 2002 № 10

Лабораторное занятие № 3.

Источники.

1 .Ушинский К. Д. Родное слово //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974

2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении (там
же)

3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы (там же)

4. Толстой Л.Н. О народном образовании (там же)

Литература.

1. О воспитании и образовании. – М., 1991

2. Богуславский Э.П. История педагогики и современность. – М., 1987

3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989

4. Религиозно-нравственное учение Толстого: философский аспекты //Педагогика, 1993 № 1

5. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974

6. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и педагогики современного образования. – М., 1994

Семинарское занятие № 3.

А.С.МАКАРЕНКО.

Вопросы для обсуждения:

1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.

2. А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.

3. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее
современные трактовки.

4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педнаследии
А.С.Макаренко.

5. Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке
педагогического наследия А.С.Макаренко.

Задания:

1. Дать аннотацию на книги А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и
«Флаги на башнях».

2. В тексте «Педагогической поэмы» подобрать примеры, иллюстрирующие
деятельность органов самоуправления в коллективе.

Источники.

1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977

2. Макаренко А.С. педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984:
Цель воспитания - т. 7;

Проблемы школьного советского воспитания - т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5; Некоторые выводы из моего педагогического опыта - т. 5

Литература.

1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003

2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. – 2004 №7, стр. 76.

3. Красовицкий М.Ю. Педагогика Макаренко. Какой она видится в конце XX столетия? //Педагогика, 1996, № 1

4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1

5. А.С.Макаренко: проклятое прошлое или светлое будущее нашей
педагогики //Педагогика, 1993, № 2

6. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7

7. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, стр. 168, 175.

8. Стурова М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности
//Педагогика, 1993, № 1

9. Фролов А. Наследие А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2

10. Хиллиг Гетц Лаборатория и сцена воспитателя А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2

11. Хиллиг Гетц Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С.Макаренко //Педагогика, 2003, № 8

Семинарское занятие №4.

Источники.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969

Сердце отдаю детям. - М., 1969

Рождение гражданина. - М., 1970

Родина в сердце. - М., 1970

Духовный мир школьника. - М., 1961

Разговор с молодым директором школы. М., 1977

И др. работы.

Литература.

1. Быблюк М. Интерес не ослабевает //Народное образование. - 1994, № 6

2. Радчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах
В.А.Сухомлинского.-М., 1991

3. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой
личности // Педагогика. -1991, № 9

4. Балеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика.
1996 №6

Лабораторное занятие № 4.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Задачи:

1. Дать оценку гуманистических идей в русле нового педагогического
мышления.

2. Ознакомиться с трудами основоположников отечественной и зарубежной
гуманистической педагогики.

Ход занятия.

1. Подобрать цитаты, подтверждающие гуманистические устремления
представителей Эпохи Возрождения.

2. На основе изучения первоисточников охарактеризовать развитие
гуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.

3. В микрогруппах составить микродискуссию между педагогом,
сторонником авторитарного воспитания и представителем гуманистической
педагогики (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А.Дистервег, Л.Н.Толстой,
К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский или др. по выбору студентов).

Источники.

1. Кампанелла Т. Город Солнца //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1982

2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же) гл. 7,23,26

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же) кн. 2

4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же) гл.1

5. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974

6. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления (там же)

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – М., 1969

Литература.

1. Развитие идеи гуманизации в педагогике //Педагогика: Педагогические
теории, системы, технологии. - М., 1998

2. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком
//Педагогика. - 1996, № 5

3. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. -
1998, №3

4. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической
культуры // Педагогика. - 1998, № 1

Лабораторное занятие № 1.

ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Задачи:

1. Изучить требования, предъявляемые к педагогической профессии,
личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические
эпохи.

2. Дать оценку современным требованиям к деятельности и
профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным
историческим и культурным ценностям.

Ход занятия.

1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.

2. В микрогруппах обсудить накопленные материалы и подготовить кратко
выступление по одному из вопросов:

а) требования к учителю в период становления педагогики как науки
(Я.А.Коменский) и в настоящее время (педагоги-новаторы);

б) требования к учителю в рамках теории свободного воспитания (Ж.­
Ж.Руссо, Л.Н.Толстой);

в) вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,
К.Д.Ушинского;

г) проблема педагогического мастерства и педагогического призвания
(А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

3. Составить сводную таблицу по изучаемой проблеме «Требования к
учителю».

Источники.

1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избранные
педагогические сочинения. - М., 1982, гл. 20-21

2. Коменский Я.А. Велика дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1981, гл. 6,8,9

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же), гл. 2-3

4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же)

5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. - М., 1986

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (там же)

7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Избранные
педагогические труды. - М.,

8. Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и
педагогики в России. - М., 1986

9. Толстой Л.Н. О воспитании (там же)

10. Макаренко А.С. Педагогическое мастерство //О воспитании. - М., 1986

11.Сухомлинский В.А. Воспитание, воспитатель //О воспитании. - М. 1975 12. 12. Педагогический поиск. - М., 1987

Литература.

1. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979

2.Учитель: Сборник документов и статей. - М., 1991

Лабораторное занятие № 2.

ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

(Я.А.Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег,

И.Песталоцци, Гербарт)

Вопросы для обсуждения:

1. Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-
Ж. Руссо.

2. Дидактические принципы и общие требования к обучению
Я.А.Коменского.

3. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.

4. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,
А.Дистервега, Ф.Гербарта.

Литература.

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Хрестоматия

по истории зарубежной школы под ред А.И.Пискунова. - М.:Просвещение, 1981

2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же).

З. Локк Д. Мысли о воспитании (там же).

4. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда (там же).

5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же).

6.Гальперин П.Я., Пискунов А.И. Гербарт Российская педагогическая

энциклопедия. - М., 1993. Т.1

7.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики - М., 1998.

Семинарское занятие № 1.

Наши рекомендации