Проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов
Лабораторное занятие № 1.
ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Задачи:
1. Изучить требования, предъявляемые к педагогической профессии,
личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические
эпохи.
2. Дать оценку современным требованиям к деятельности и
профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным
историческим и культурным ценностям.
Ход занятия.
1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.
2. В микрогруппах обсудить накопленные материалы и подготовить кратко
выступление по одному из вопросов:
а) требования к учителю в период становления педагогики как науки
(Я.А.Коменский) и в настоящее время (педагоги-новаторы);
б) требования к учителю в рамках теории свободного воспитания (Ж.
Ж.Руссо, Л.Н.Толстой);
в) вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,
К.Д.Ушинского;
г) проблема педагогического мастерства и педагогического призвания
(А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
3. Составить сводную таблицу по изучаемой проблеме «Требования к
учителю».
Источники.
1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избранные
педагогические сочинения. - М., 1982, гл. 20-21
2. Коменский Я.А. Велика дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1981, гл. 6,8,9
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же), гл. 2-3
4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же)
5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. - М., 1986
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (там же)
7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Избранные
педагогические труды. - М.,
8. Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и
педагогики в России. - М., 1986
9. Толстой Л.Н. О воспитании (там же)
10. Макаренко А.С. Педагогическое мастерство //О воспитании. - М., 1986
11.Сухомлинский В.А. Воспитание, воспитатель //О воспитании. - М. 1975 12. 12. Педагогический поиск. - М., 1987
Литература.
1. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979
2.Учитель: Сборник документов и статей. - М., 1991
Лабораторное занятие № 2.
ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ
(Я.А.Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег,
И.Песталоцци, Гербарт)
Вопросы для обсуждения:
1. Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-
Ж. Руссо.
2. Дидактические принципы и общие требования к обучению
Я.А.Коменского.
3. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.
4. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,
А.Дистервега, Ф.Гербарта.
Литература.
1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Хрестоматия
по истории зарубежной школы под ред А.И.Пискунова. - М.:Просвещение, 1981
2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же).
З. Локк Д. Мысли о воспитании (там же).
4. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда (там же).
5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же).
6.Гальперин П.Я., Пискунов А.И. Гербарт Российская педагогическая
энциклопедия. - М., 1993. Т.1
7.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики - М., 1998.
Семинарское занятие № 1.
ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные тенденции развития школы и педагогики за рубежом.
2. Школа и педагогика США.
3. Школа и педагогики Англии.
4. Особенности развития французской школы.
5. Японская школа на современном этапе.
6. Образование и система школ Германии.
Задание:подготовить заочную экскурсию в одну из школ выбранной страны.
Литература.
1. Баерчук Ю.В. Состояние и проблем школьного образования в Японии
//Начальная школа, 1991, № 10
2. Васильева М.А. Структура школьного образования в Западной
Германии //Педагогика, 1991, № 5
3. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М., 1993Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983
4. Вульфсон В.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. – М.
5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.
6. Джуринский А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы. - М., 1981
7. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции
//Педагогика, 1991, № 4
8. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США //Педагогика, 1990, № 4
9. Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире //Педагогика, 1998, №3
10. Кошманова Т.С. Проблемы общения в современной американской
школе //Педагогика, 1991, № 4
11. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа Англии
12. Лапчинская В.П. Трудовое обучение в школах Англии //Педагогика,
1990, №1
13. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
14. Малькова З.А. тридцать лет спустя: американская школа – 96 // Педагогика, 1996, №4
15. Малькова З.А. Дети в американском обществе // Педагогика, 1994, № 1
16. Менаберидзе В. США и Япония: чья школа лучше? //Педагогика, 1995, №1
17. Миттер В. Обучение национальных меньшинств в школах ФРГ //Педагогика, 1990,№1
18. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Педагогика, 1990, №8
19. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе //Педагогика, 1994, №3
20. Образование в современном мире: сборник. – М., 1986
21. Овчинников В. Японский ребенок в школе и дома //Воспитание
школьников, 1989, № 3-4
22. Писарева Л.И. Организация внутришкольного управления в ФРГ
//Педагогика, 1996, № 6
23. Соколов А.И. Япония. Экономика и обпазование. – М., 1982.
24. Соколов Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах //Педагогика, 1990, №1.
25. Супрунова Л.Л. Общеобразовательная школа в Индии //Педагогика, 1989, №11.
26. Уолтерс Ф. Демократия и реформа системы образования в США
//Педагогика, 1991, № 6
27. Учебная и профессиональная ориентация: зарубежный опыт
//Педагогика, 1992, № 9-10
28. Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика
Семинарское занятие № 2.
Источники.
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999,
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Умом и
сердцем. - М., 1980
3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания (Там же)
4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Пед. соч: Т. 4
5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1971
6. Никитин Б.П. Мы и наши дети. - М., 1980
7. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981
Литература.
1. Азаров Ю. Семейное воспитание. - М., 1993
2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989
3. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды
//Педагогика, 1996, № 6
4. Колобов М. Академия для «берегинь» //Народное образование. - 1998,№ 3
5. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников 1998, № 4
6. Панова О.И. Лесгафт П.Ф. о семейном воспитании //Педагогика, 2002 № 10
Лабораторное занятие № 3.
Источники.
1 .Ушинский К. Д. Родное слово //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974
2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении (там
же)
3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы (там же)
4. Толстой Л.Н. О народном образовании (там же)
Литература.
1. О воспитании и образовании. – М., 1991
2. Богуславский Э.П. История педагогики и современность. – М., 1987
3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1989
4. Религиозно-нравственное учение Толстого: философский аспекты //Педагогика, 1993 № 1
5. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974
6. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и педагогики современного образования. – М., 1994
Семинарское занятие № 3.
А.С.МАКАРЕНКО.
Вопросы для обсуждения:
1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.
2. А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.
3. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее
современные трактовки.
4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педнаследии
А.С.Макаренко.
5. Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке
педагогического наследия А.С.Макаренко.
Задания:
1. Дать аннотацию на книги А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и
«Флаги на башнях».
2. В тексте «Педагогической поэмы» подобрать примеры, иллюстрирующие
деятельность органов самоуправления в коллективе.
Источники.
1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977
2. Макаренко А.С. педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984:
Цель воспитания - т. 7;
Проблемы школьного советского воспитания - т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5; Некоторые выводы из моего педагогического опыта - т. 5
Литература.
1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003
2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. – 2004 №7, стр. 76.
3. Красовицкий М.Ю. Педагогика Макаренко. Какой она видится в конце XX столетия? //Педагогика, 1996, № 1
4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1
5. А.С.Макаренко: проклятое прошлое или светлое будущее нашей
педагогики //Педагогика, 1993, № 2
6. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7
7. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, стр. 168, 175.
8. Стурова М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности
//Педагогика, 1993, № 1
9. Фролов А. Наследие А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2
10. Хиллиг Гетц Лаборатория и сцена воспитателя А.С.Макаренко //Народное образование, 2003, №2
11. Хиллиг Гетц Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С.Макаренко //Педагогика, 2003, № 8
Семинарское занятие №4.
Источники.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969
Сердце отдаю детям. - М., 1969
Рождение гражданина. - М., 1970
Родина в сердце. - М., 1970
Духовный мир школьника. - М., 1961
Разговор с молодым директором школы. М., 1977
И др. работы.
Литература.
1. Быблюк М. Интерес не ослабевает //Народное образование. - 1994, № 6
2. Радчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах
В.А.Сухомлинского.-М., 1991
3. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой
личности // Педагогика. -1991, № 9
4. Балеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика.
1996 №6
Лабораторное занятие № 4.
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Задачи:
1. Дать оценку гуманистических идей в русле нового педагогического
мышления.
2. Ознакомиться с трудами основоположников отечественной и зарубежной
гуманистической педагогики.
Ход занятия.
1. Подобрать цитаты, подтверждающие гуманистические устремления
представителей Эпохи Возрождения.
2. На основе изучения первоисточников охарактеризовать развитие
гуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.
3. В микрогруппах составить микродискуссию между педагогом,
сторонником авторитарного воспитания и представителем гуманистической
педагогики (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А.Дистервег, Л.Н.Толстой,
К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский или др. по выбору студентов).
Источники.
1. Кампанелла Т. Город Солнца //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1982
2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же) гл. 7,23,26
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же) кн. 2
4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же) гл.1
5. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974
6. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления (там же)
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – М., 1969
Литература.
1. Развитие идеи гуманизации в педагогике //Педагогика: Педагогические
теории, системы, технологии. - М., 1998
2. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком
//Педагогика. - 1996, № 5
3. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. -
1998, №3
4. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической
культуры // Педагогика. - 1998, № 1
Лабораторное занятие № 1.
ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Задачи:
1. Изучить требования, предъявляемые к педагогической профессии,
личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические
эпохи.
2. Дать оценку современным требованиям к деятельности и
профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным
историческим и культурным ценностям.
Ход занятия.
1. Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.
2. В микрогруппах обсудить накопленные материалы и подготовить кратко
выступление по одному из вопросов:
а) требования к учителю в период становления педагогики как науки
(Я.А.Коменский) и в настоящее время (педагоги-новаторы);
б) требования к учителю в рамках теории свободного воспитания (Ж.
Ж.Руссо, Л.Н.Толстой);
в) вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,
К.Д.Ушинского;
г) проблема педагогического мастерства и педагогического призвания
(А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
3. Составить сводную таблицу по изучаемой проблеме «Требования к
учителю».
Источники.
1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы //Избранные
педагогические сочинения. - М., 1982, гл. 20-21
2. Коменский Я.А. Велика дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М., 1981, гл. 6,8,9
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же), гл. 2-3
4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей (там же)
5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. - М., 1986
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (там же)
7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Избранные
педагогические труды. - М.,
8. Толстой Л.Н. О народном образовании //Хрестоматия по истории школы и
педагогики в России. - М., 1986
9. Толстой Л.Н. О воспитании (там же)
10. Макаренко А.С. Педагогическое мастерство //О воспитании. - М., 1986
11.Сухомлинский В.А. Воспитание, воспитатель //О воспитании. - М. 1975 12. 12. Педагогический поиск. - М., 1987
Литература.
1. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. - М., 1979
2.Учитель: Сборник документов и статей. - М., 1991
Лабораторное занятие № 2.
ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ
(Я.А.Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег,
И.Песталоцци, Гербарт)
Вопросы для обсуждения:
1. Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-
Ж. Руссо.
2. Дидактические принципы и общие требования к обучению
Я.А.Коменского.
3. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.
4. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,
А.Дистервега, Ф.Гербарта.
Литература.
1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей /Хрестоматия
по истории зарубежной школы под ред А.И.Пискунова. - М.:Просвещение, 1981
2. Коменский Я.А. Великая дидактика (там же).
З. Локк Д. Мысли о воспитании (там же).
4. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда (там же).
5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании (там же).
6.Гальперин П.Я., Пискунов А.И. Гербарт Российская педагогическая
энциклопедия. - М., 1993. Т.1
7.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики - М., 1998.
Семинарское занятие № 1.