Современное состояние теории и технологии математического развития дошкольников в трудах отечественных и зарубежных педагогов

Вопросы для подготовки

1. Современное состояние теории и технологии математического развития дошкольников в трудах отечественных педагогов: П. Гальперин, В. Давыдов, Г. Корнеева, З. Михайлова, А. Столяр, А. Соловьева, Г. и А. Кравцовы, А. Белошистая, Т. Будько, А. Носова, И. Житко, Л. Петерсон, А. Артёмова и др.

2. Современное состояние теории и технологии математического развития дошкольников в трудах зарубежных педагогов: Ж. и Ф. Папи, М. Фидлер, Д. Альтхауз, Э. Дум, Р. Грин, В. Лаксон, Т. Игнатова, Д. Голабова и др.

Задания

1. Подготовить аннотацию к учебным пособиям:

а) Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.:Владос, 2004.

б) Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.)

в) Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М., 1998.

г) Житко, И.В. Гуляем, навучаем, развiваем, цi знаемiм дзяцей з матэматыкай / И.В. Житко. – Минск, 1998.

д) Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. – М., 1992.

2. Подготовить выступление в виде мультимедийной презентации «Компьютерные обучающие игры для дошкольников».

3. Охарактеризовать структуру и содержание и сравнить серии учебных пособий «Я хочу учиться», «Мир детства», «Математический калейдоскоп»

4. Проанализировать методические рекомендации «Математика и физкультура» (Т.С. Будько, 2009г.)

Литература

Основная

1. Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Минск,1998.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития дошкольного возраста / З.А. Михайлова и др. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2008.

4. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – 184 с.

Дополнительная

1. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с.

2. Интернет-ресурсы для дошкольников:

- Режим доступа: - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

- Режим доступа: - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- Режим доступа: - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

- Режим доступа: - детские электронные презентации и клипы;

- Режим доступа: - компьютерная программа для развития детей;

- Режим доступа: - развивающий игры для детей он-лайн;

- Режим доступа: - игры для детей;

- Режим доступа: - детские развивающие игры;

- Режим доступа: .ua - интерактивные обучающие упражнения;

- Режим доступа: - настольная игра “Викторина первоклассника”;

- Режим доступа: - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

- Режим доступа: - “Лунтик учит буквы”;

- Режим доступа: - “Лунтик учит цифры”;

- Режим доступа: - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

- Режим доступа: - он-лайн игры;

- Режим доступа: - он-лайн игры.

Лабораторное занятие № 2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В «УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И ГОСТ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Вопросы для подготовки

1. Изучить задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников:

  • первая младшая группа;
  • вторая младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа.

2. Изучить содержание образовательной области «Элементарные математические представления»во всех возрастных группах:

  • первая младшая группа;
  • вторая младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа.

3. Изучить содержание и сущность понятий и законспектировать их в педагогический словарь:

  • готовность к школе;
  • дошкольное образование;
  • дошкольное учреждение;
  • интеллектуальная готовность;
  • личностная готовность;
  • морфофункциональная готовность;
  • начальное образование;
  • образовательный стандарт дошкольного образования;
  • образовательный стандарт;
  • образовательный уровень;
  • профессиональная компетентность;
  • психолого-педагогические условия;
  • специальная готовность.

Задания

1. Работа с таблицей № 1.

Таблица чертится постепенно, по мере заполнения каждого раздела программы по всем возрастным группам.

Таблица чертится постепенно, по мере заполнения каждого раздела программы по всем возрастным группам.

Таблица № 1

Разделы Группа
1 млад- шая 2 млад- шая Сред-няя Старшая (от 5 до 6) Старшая (от 6 до 7)
Количество и счет          
Величина          
Геометрические фигуры и форма предметов          
Пространство          
Время          
  • Найти в программе каждой возрастной группы раздел «Элементарные математические представления» и вложить туда закладки.
  • Прочитать в программе первой младшей группы задачи развития представлений из раздела «Количество и счет» и записать их в таблицу.
  • Выполнив это задание, найти соответствующий раздел во второй младшей группе, сравнить, есть ли изменения, выделить цветным карандашом при записи в тетрадь эти изменения, объяснить, чем они вызваны.
  • Найти программные задачи, которые имели место в предыдущей группе, выписать их, цветным карандашом подчеркивая усложнение в содержании задачи, проверить у преподавателя правильность выполнения.
  • Проделать такой же сравнительный анализ программных задач обучения в средней и старшей группах.
  • После выполнения задания сделать вывод о том, как изменяются содержание и объем знаний от группы к группе.
  • Подвести черту, написать название «Величина», проделать аналогичную работу по сравнению задач обучения в разных группах. Проверить качество выполнения у преподавателя.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Провести сравнительный анализ задач обучения по разделам: «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время».

2. Провести сравнительную характеристику образовательных задач (образовательная область «Элементарные математические представления» в «Учебная программа дошкольного образования») отечественных и зарубежных программ.

3. Провести сравнительную характеристику содержания образовательной области «Элементарные математические представления»в группе старшего возраста(5-7 лет)и ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность».

Литература

Основная

1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.

2. ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность». – М., 2001.

- Режим доступа: /documents/razn/pos11/postn11791/page4.htm

3. Зарубежные программы

- Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/rabochaya-programma-po-detstvu-2-mladshaya-gruppa-3-4-let

- Режим доступа: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga.html

Лабораторное занятие № 3

Наши рекомендации