Психологический анализ урока.
Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ. Рассмотрим урок с позиции преподавателя, а именно, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффективности преподавательской деятельности. Будем исходить из того, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором все аспекты (психологический, педагогический, методический и предметный) тесно связаны друг с другом. Выделение психологического аспекта носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего, для самопознания, саморазвития преподавателя, проводившего занятие. Анализ урока дает ему возможность посмотреть на себя со стороны и переосмыслить, оценить урок в целом и каждый его компонент в отдельности.
Анализ урока обычно проводится с общепсихологических позиций принципа развивающего и воспитывающего обучения. Разграничивают три плана психологического анализа урока. Первый план – это анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования.
Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д. В ходе анализа рассматривается, насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности обучаемых в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Третий план анализа урока имеет 2 адресатов: первый – это ученик как субъект учебной деятельности, как субъект педагогического общения с другими учениками, с преподавателем. Вторым адресатом является преподаватель. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т. д.).
В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный.
Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку. Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии. На этом этапе перед преподавателем встают основные психологические проблемы организации учебного процесса. Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». . Рассмотрим эти факторы:
Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения – это учебный предмет и его специфика. Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, – индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности преподавателя. Для преподавателя психологии наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе. Иначе говоря, специфика учебного предмета сама влияет на значимость тех или иных педагогических качеств. Третий фактор – личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала.
Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны преподавателю.
Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства.
Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон. Такой анализ позволяет понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока – виноват ли сам преподаватель, учащиеся или ситуация.
Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство.
Подготовка и проведение лекционной формы работы.
История становления лекционной формы работы.
На протяжении всей истории высшей школы - с момента ее зарождения и до наших дней - ведущей организационной формой и методом обучения является лекция.
Основная дидактическая цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения.
Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века[2]. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция.
Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, лекции, состоявшиеся в западноевропейских университетах в XIII-XIV вв., представляли собой преимущественно чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора [5].
В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста (отсюда - чтение лекции). Это и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.
Широко применялась лекция в первых университетах России. Яркие страницы в развитие лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший значение живого слова преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться «красноречию», под которым понимал «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», и поэтому советовал «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов» [9].
Огромное влияние на слушателей оказывали лекции Т.Н. Грановского, в которых лектор блестяще связывал далекую историю народов с окружающей действительностью, помогая слушателям уяснить ее. Его лекция отодвинула на второй план книгу, и Грановский занял особое положение в Московском университете, оказавшись, по выражению Н.Г. Чернышевского, «одним из сильнейших посредников между наукою и нашим обществом»[8]. Т.Н. Грановский своими лекциями вызывал лучшие человеческие чувства. История донесла до нас воспоминания Чернышевского, Чаадаева, Герцена, слушавших эти замечательные лекции и ощутивших их исключительно сильное влияние. «Всякий, слышавший его на кафедре, выносил с собой какое-то новое возбуждение к лучшему, всякий располагался к добру с большою духовною силою», - писал один из учеников Грановского.