Продолжение занятия: «Психологический анализ урока».

Вопросы, рассматриваемые на занятии 6:

1. Характеристика профессиональной подготовки учителя и его способностей.

2. Эффективность урока.

3. Предложения и рекомендации по улучшению урока.

Литература:

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология, Ростов н / Д , 1997.

2. Педагогическая практика: Инструктивно-методические материалы для студентов 3-5 курсов факультета начальных классов, Пенза, 1997.

Практическое занятие по теме: «Психологическая характеристика классного коллектива» (6 часов)

Вопросы, рассматриваемые на занятии 7:

1. Обсуждение написания всей характеристики классного коллектива.

2. Общие сведения о коллективе.

3. Учебная деятельность как основа организации ученического коллектива.

4. Методы и методики, помогающие дать характеристику классного коллектива.

Продолжение занятия: «психологическая характеристика классного коллектива».

Вопросы, рассматриваемые на занятии 8:

1. Внешкольная жизнь коллектива.

2. Изучить методику проведения теста «Социометрия».

3. Получить практические навыки проведения теста. Дать характеристику межличностным отношениям в классе.

Продолжение занятия: «Психологическая характеристика классного коллектива». Вопросы, рассматриваемые на занятии 9:

1. Дать характеристику межличностных отношений в классе на основе проведенного теста «Социометрия».

2. Выводы и рекомендации по развитию коллектива.

Литература:

1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.

2. Педагогическая практика: Инструктивно - методические материалы для студентов 3-5 курсов факультета начальных классов, Пенза, 1997.

Практическое занятие по теме: «Развитие внимания, памяти, мышления» (2 часов)

Вопросы, рассматриваемые на занятии 10:

1. Развитие внимания в младшем школьном возрасте.

1.1 Особенности и основные линии развития внимания у детей младшего школьного возраста.

1.2 Методы изучения внимания младших школьников

1.3 Основные направления развития внимания в младшем школьном возрасте.

2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте.

2.1 Особенности и основные линии развития памяти у детей младшего школьного возраста.

2.2 Методы изучения памяти младшего школьника.

2. 3 Основные направления развития памяти в младшем школьном возрасте.

3. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

3.1 Особенности и основные линии развития мышления у детей младшего школьного возраста.

3.2 Методы изучения мышления младших школьников.

3.3 Основные направления развития мышления в младшем школьном возрасте.

Самостоятельная работа по теме 1.: «Предмет и задачи педагогической психологии и истории ее становления» (9 часов)

Вопросы для самопроверки 1:

1. Какое влияние на становление и развитие педагогической психологии оказали основные направления, развития психологии?

2. По какому из трех оснований структурной дифференциации психологии выделяется отрасль педагогической, психологи! И почему?

3. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?

4. В какой степени можно согласиться с утверждением, что «...современное обучение бихевиористично по методу и ассоциативно по природе»?

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1981.

2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. М., 1996. Т. 1.

3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3. Гл. XX.

4. Сигарной С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Каптерев П. Ф. Избр. соч. М., 1982.

2. Крутецкнй В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

Вопросы для самопроверки 2:

1. Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета возрастной психологии при общности их объекта?

2. Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике?

3. Чем отличается нормативно-ориентированное тестирование от критериального и каковы преимущества использования второго в педагогической практике?

4. Почему использование тестов в педагогической психологии имеет этическую характеристику?

5. Как соотносятся задачи педагогической психологии с современным уровнем развития этой науки?

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.,1981.

2. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 3.976.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М., 1982. Вып. 3. Разд. 6. Гл. 20. §1.

Дополнительная литература

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

3. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 16.

Самостоятельная работа по теме 3, 4, 6, 9: «Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема образования и соотношения обучения и развития. Проблемы современного образования»(32 часа)

Вопросы для самопроверки 1:

1. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?

2. Как связаны между собой культура и образование?

3. Чем отличаются друг от друга традиционное и проблемное, программированное, алгоритмизированное обучение?

4. В чем суть контекстного обучения?

5. Что означают личностный и деятелъностный компоненты в личностно-деятельностном подходе?

Обязательная литература

1. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1909.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Шадриков В, Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1993.

2. Кузьмина К. В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

Вопросы для самопроверки 2:

1. В чем заключается разница между понятиями «научение», «учение» и «учебная деятельность»?

2. Как связаны между собой содержание учебного предмета, программа, метод обучения и тип мышления ученика?

3. Что значит формула «восхождение от абстрактного к конкретному» и как она связана с общим законом развития?

4, Каковы общие принципы развивающего обучения по Л. В. Занкову и по В. В. Давыдову?

5. Чем отличаются эмпирическое и теоретическое знания?

6. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением?

Обязательная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Занков Л. В. Обучение и развитие. М., 1975.

4. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.у1986.

Дополнительная литература

1. Выготский Л. С. Детская психология – Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

2. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.

3. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.,1970.

4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудиса. М., 1981.

Вопросы для самопроверки 3:

1. Что предполагает положение о соположенности объекта и субъекта в познании, и в деятельности?

2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса могут рассматриваться как основные?

Обязательная литература

1. Рубинштейи С. Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. М., 1973.

2. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

3. Лекторский В. А. Коллективный субъект, Индивидуальный субъект. Субъект, объект, познание. М.,1960.

Дополнительная литература

1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта М.,1994.

2. Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения Т. 1, 2. М., 1983.

Вопросы, для самопроверки 4:

1. В чем психологическая причина преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается?

2. Что предполагает изменение, схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы S -> O реализуется S1<=>S2?

3. В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя)?

Обязательная литература

1. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.

2. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987,

Дополнительная литература

1. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986.

2. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.

Вопросы для самопроверки 5:

1. Как связана информационная модель общения и субъектно-объектная схема обучения?

2. Что значит для учителя репрезентативная функция общения?

3. В чем разница функциональной и структурной единицы общения?

4. Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?

5. Всегда ли демократический стиль общения имеет положительный эффект в педагогическом взаимодействии?

Обязательная литература

1. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М., 1979.

2. Леонтьев А. Н. Психология общения. Тарту, 1974.

3. Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4. Панферов Е. Н. Психология общения // Вопр. филос.1972. №7.

Дополнительная литература

1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987

2. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.

3. Маркова А. К. Усвоение языка как средства общения. М., 1974.

Вопросы для самопроверки 6:

1. Что входит в предметное содержание учебной деятельности?

2. Какие виды учебных действий выделяются в структуре учебной деятельности и на каком основании?

3. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой обучающегося?

4. Что входит в состав учебной задачи (компоненты, части)?

Обязательная литература

1. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.

2. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

3. Шадриков В. Д. Деятельность и способность. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Давыдов В. В., Ломшер Й., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1983.

2. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

4. Балл А. Г. Общая теория задач. М., 1990.

Вопросы для самопроверки 7:

1. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение от формирования навыков?

2. Почему термин «построение» навыка точнее отражает этот процесс, чем «развитие»?

3. Какие основные факторы влияют на научение?

Основная литература

1. Ильясов И..И. Структура процесса учения. М., 1986.

2. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

3. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Дополнительная литература

1. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.,1970.

Самостоятельная работа по теме 5.: «Мотивы учебной деятельности» (9 часов)

Вопросы для самопроверки 1:

1. Чем, отличается учебная мотивация младшего и старшего школьника?

2. Как возрастной период развития человека обусловливает его позицию субъекта учебной деятельности?

3. Каковы отличительные особенности студента от школьника как субъектов учебной деятельности?

Обязательная литература

1. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981.

3. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой М., 1982.

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

5. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.

Дополнительная литература

1. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Вопросы для самопроверки 2:

1. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награда, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?

2. Почему мотивы называются внутренними и внешними?

3. Какие потребности из мотивационного (потребностного) треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

Обязательная литература

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 3.976.

2. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

3. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М., 1975,1984.

Дополнительная литература

1. Якобсон И. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

2. Хекхаузед X. Мотивация и деятельность. М., 1988.

3. Нюттен 3. Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред. – сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М., 1968.

Вопросы для самопроверки 3:

1. Что определяет, самостоятельность учебной деятельности (критерии)?

2. Какие требования предъявляются к самостоятельной работе?

3. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант самостоятельной работы?

Обязательная литература.

1. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994.

2. Казаков М. И. Самостоятельная работа студентов. Киев, 1990.

Дополнительная литература

1. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа Студентов младших курсов // Высш. шк. России. 1995. № 3.

Самостоятельная работа по теме 4 Психологические причины школьной неуспеваемости. Типы неуспевающих учащихся.

Вопросы:

Наши рекомендации