Психологический анализ урока

Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить выбранную схему. В части 3.1 данного пособия имеется несколько вариантов схемы психологического анализа урока. Схема предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии. Анализ мотивации требует понимания, что мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Основным компонентом мотива является чувство необходимости. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ученика свой смысл. В анализе мотивации следует отразить, как мотивы оказывают влияние на особенности учебной деятельности, и что делает учитель для создания учебной мотивации детей на конкретном уроке.

Мотивация учебной деятельности определяет избирательность сознания ребёнка. Именно интерес к предмету является основной причиной внимания. Внимание – это психологическое состояние, необходимое для умственной деятельности. Внешние впечатления ребёнка определяют его непроизвольное внимание. В анализе очень важно описать, что он увидел новое, необычное на уроке, что могло сосредоточить ребёнка; как учитель развивает умение работать целенаправленно, какие приёмы активизации произвольного и непроизвольного внимания использует на уроке.

Далее, анализируя восприятие, следует учесть, что это – психический познавательный процесс, который зависит от возрастных и индивидуальных особенностей человека, его установок и интересов. Важно описать, как влияют на восприятие особенности самого предмета, педагогическое мастерство учителя, его речь, умение выделить главное, существенное отношение. Какие причины оказывают влияние на избирательность восприятия в ходе урока.

От особенностей внимания и восприятия зависит продуктивность памяти. Чем меньше психологическая трудность урока, больше ассоциативных связей, тем выше уровень запоминания учебного материала. В процессе урока очевидно, какие приёмы активизации и развития памяти использует учитель, насколько рациональны эти приёмы. Если для усвоения материала необходимо заучивание, носит ли оно характер механического или осмысленного заучивания? При смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается, организуется, опирается на опыт, отбрасывается второстепенное, выделяются смысловые опорные точки. При этом целые обширные куски заменяются их обобщёнными обозначениями. Таким образом, происходит переработка учебной информации.

При анализе нужно описать, как учитель доносит до детей не сам материал, а его смысл. И если смысл определяется опытом и знаниями человека, то как учитель на уроке переводит единицы учебного материала в единицу опыта, умения ребёнка.

Анализ развития процессов памяти ребёнка непосредственно связан с мыслительной переработкой учебного материала. Обучение – это управление развитием умственных действий ученика. Развиваются ли на уроке те умственные действия, которые помогают усвоению учебного материала, что способствует на уроке превращению внешней умственной активности во внутреннюю, совпадают ли смысловые единицы, выделенные учителем со смысловыми единицами, выделенными учениками, – на эти вопросы необходимо ответить в ходе анализа урока.

И, наконец, наблюдая урок, интересно отметить, до какой степени целесообразно управление мыслительной деятельностью детей и какие условия создаются для самореализации, совместной деятельности, самостоятельного управления своей умственной активностью, послепроизвольного внимания, творческого интуитивного мышления. Известно, что именно эмоциональная привлекательность урока, аффективные свойства учебного материала способствуют развитию творческого подхода к обучению. Учитель, способный вызывать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает ученику относиться к учёбе увлечённо и легко принимать учебный материал.

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока студенты допускают ряд типичных ошибок:

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без необходимого анализа.

2. Иногда студенты увлекаются психологической характеристикой одной из частей анализа без описания ситуации, происходящей на уроке.

3. Часто студенты недостаточно раскрывают причинные связи при анализе фактического материала.

Особенно ценным для профессионального роста является рефлексивный анализ урока. В этом случае студент даёт психологический анализ собственному уроку или классному часу. Анализируя свои возможности и слабые стороны конкретного урока, студент помогает себе переосмыслить психологическую сущность собственных установок, умений и знаний. Осознанный рефлексивный анализ может дать полное понимание того, чего ждёт будущий учитель от своей педагогической деятельности, какова зона ближайшего развития в становлении профессионала.

Наши рекомендации