Личностное развитие - это развитие составляющих индивида, как носителя общественных отношений: способностей, темперамента, характера, задатков, воли, направленности.
Под физическим развитиемпонимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.
Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности.
Вид | Характеристика |
Конфессиональное (религиозное) воспитание | это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников |
Авторитарное воспитание | это воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений |
Демократическое воспитание | это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства |
Идейно-политическое воспитание | это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе |
Нравственное воспитание | это формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения |
Эстетическое воспитание | целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» |
Экономическое воспитание | это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся |
Гражданское воспитание | это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства |
Интернациональное воспитание | целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства |
Патриотическое воспитание | это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа |
Правовое воспитание | это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств |
Экологическое воспитание | это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств |
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям:
1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое,физическое воспитание.
2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание
3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.
4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное
32. Условия социализации личности.