Тема 7: Воспитание как основа формирования
И развития личности
Цель занятия:сформировать представление о сущности процесса воспитания.
Вопросы для самоподготовки
1. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
2. Структура воспитания как педагогического процесса.
3. Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданского.
4. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.
5. Принципы воспитания.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.
2. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
Темы рефератов
1. Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)
2. Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.
3. Основы воспитательной работы как процесса.
4. Гигиеническое воспитание населения.
Тема 8: Общие методы воспитания.
Цель занятия:сформировать представление о методах, форма и средствах процесса воспитания.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Понятие о методах воспитания.
2. Убеждение как основной метод воспитания.
3. Метод положительного примера.
4. Поощрение и наказание
5. Приучение и упражнение – характеристика данных методов.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Классификация методов воспитания.
2. Формы и средства воспитательной работы.
Темы рефератов
1. Средства и формы воспитания.
2. Методы организации деятельности и формирования поведения.
3. Классный час как «единица» воспитательного процесса.
Семинар9: ЗАЧЕТ.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы, основанной на ознакомлении и осмыслении научной литературы, посвящённой описанию и анализу данного вопроса. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования и фактически может стать итогом самостоятельной работы студента, направленной на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины. Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно, при условии согласования с преподавателем, ведущим основной курс, в начале семестра, при этом учитываются интересы студента и профиль факультета. Ознакомившись с примерной тематикой рефератов, студент имеет право выбрать любую тему. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи закреплённого за студентом реферата. После определения темы реферата студент должен составить список литературы связанной со своей исследовательской проблемой. Литературу следует искать в вузовской, городской или областной библиотеке, отдавая предпочтение именно наиболее содержательным фондам. Рекомендуется использовать научные монографии и сборники, хрестоматии, статьи в научных и публицистических журналах, тематические выставки и обзоры. Если тематика реферата связана с региональной историей необходимо обязательно включать краеведческий материал. Информацию по указанным источникам следует искать в каталогах – алфавитных, предметных и т.д. Ознакомление с имеющейся литературой завершается составлением примерного сложного плана реферата, который утверждается преподавателем. В настоящее время часть необходимой информации можно получить и в Интернете, через доступ к фондам центральных библиотек. На следующем этапе студент должен приступить к изучению литературы. Одновременно отбирается нужный для исследования материал, который анализируется, выписывается и систематизируется в соответствии с планом реферата. Текст реферата пишется после серьёзного осмысления и обобщения полученной информации, при наличии сформировавшегося личного подхода к вопросам темы, но с учётом и имеющихся авторитетных точек зрения.
Требования к оформлению: объём реферата должен составлять 1,5 печатных листа ( 24 страницы печатного или рукописного текста, формат А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале) на страницах указываются номера. Поля страницы: левое 3 см, верхнее и нижнее по 2 см, правое 1,5 см.
Реферат примерно должен иметь следующую структуру:
1. Введение излагается на 2-3 страницах. Содержит обоснование проблематики и актуальности выбранной темы, определение цели и задач работы, небольшой обзор литературы, оценка степени изученности проблемы.
2. Основная часть имеет 2-3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении хронологии событий, логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации.
3. Заключение занимает 1-2 страницыи содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.
Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 5-6 наименований.
На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата (или главы) и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать защищающемуся вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.
Критерии оценки: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.
Правила оформления литературы:
Монография:Глинсий Б.В. Царские дети и их наставники. – М.: Наука, 1991. – С. 15 – 28. (М., СПб., – допустимые сокращения, другие города указываются полностью);
Журнал:Пономарев В.Н. История Русской Америки 1732 – 1867 гг. // Отечественная история. – 2003. – №5. – С.29 – 42.;
Газета: Степанов Г. В боях за освобождение Эстонии погибли 280 тысяч красноармейцев // Известия. – 2007. – 17 янв.
Статья из сборника:Ржешевский О.А. Война // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / Сост. В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991. – С. 217 – 256.
Сборник документов: Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года // Реабилитация: Политические процессы 30 – 50-х годов: Сборник документов / Под общ.ред. А.Н. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. – С. 19 – 68.
Интернет-ресурс: Оспа [Электронный ресурс] – электронные данные. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9E%D1%81%D0%BF%D0%B0
___________________________________Титульный лист_____________________________________