Тема 4 МЕХАНИЗМ НОМЕНКЛАТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПУСА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Термин номенклатурав его понимании применительно к советскому периоду - это перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались и утверждались партийным комитетом определенного уровня (райкомом, горкомом, обкомом губкома, ЦК). После чего следовало официальное назначение на должность, оформляемое соответствующим государственным, профсоюзным (и иным) органом.[115] Освобождались от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. Стоит подчеркнуть, что в номенклатуру включаются работники, находящиеся на ключевых постах соответствующего уровня.

Существует и другое понимание «номенклатуры», в качестве перечня лиц, занимавших руководящие должности (государственные, партийные, профсоюзные и т.д.), кандидатуры на которые утверждались и рекомендовались партийными комитетами различных уровней.[116]

И то и другое определения имеют право на существование и отражают как основной принцип номенклатуры – назначение по ходатайству и согласованию определенного партийного комитета, так и его сущность – это все же определенная группа лиц, занимающих важнейшие посты на разных уровнях.

Процесс создания номенклатурного механизма был длительным и противоречивым.

Реальность поправила большевиков, показала утопичность их идей относительно возможностей управлять страной без опоры на предыдущий опыт, без четкого распределения имеющихся кадров и серьезной подготовки кадров управленцев для учреждений всех уровней.

Идеологическая составляющая, политическая нестабильность и экономические проблемы выступали основными факторами для создания четкой структуры в деле распределения надежных и проверенных членов правящей партии на руководящие должности.

Первоначально назначения и перемещения руководящих работников осуществлялись ЦК РКП(б), в губерниях – губкомами. На 1919 г. кадрами занималось Оргбюро ЦК и действовавший под его руководством учетно-распределительный отдел ЦК. Данный отдел состоял из четырех подотделов: учетного, конфликтного, анкетно-мандатного и секретарского. Сотрудники отдела осуществляли учет работников с помощью карточной системы в которой учитывались надежные и активные партийные работники, «перспективные» сотрудники, вводился партбилет для единого учета партийных сил.[117] В губерниях также были образованы учетно-распределительные отделы, подчинявшиеся как учраспреду ЦК, так и парткому на местах.

В соответствии с указаниями ЦК РКП(б) от 1920 г. в учетно-распределительном отделе учитывались перемещения следующих работников уровня советов: наркомов, их заместителей, заведующих отделами и подотделами, членов коллегий и «иных ответственных работников». Кроме того, губернские комитеты регулярно направляли в учетно-распределительный отдел ЦК анкеты и характеристики ответственных работников соответствующего уровня с мест: «членов, кандидатов и руководителей отделов губкомов, членов и кандидатов в губисполком, заведующих отделами и подотделами губисполкома, ответственных работников и кандидатов в губсовнархоз, губпрофсоюз, военный комиссариат, политотделы, и прочих ответственных работников по определению губкома». В последующем данный список был расширен, в него вошли: «губпродкомиссар, ответственные работники губпродкома, губсоюза, ЧК, редакторов газет, управляющие заводов и председатели заводских комитетов профсоюзов».[118]

Практически с начала функционирования советской системы учет становился основополагающим элементом в распределении партийных кадров.

Но нельзя сказать, что данный механизм функционировал системно на начало 1920-х г.г. Свидетельством этому является циркулярное письмо В.М. Молотова губкомам (обкомам) от декабря 1922 г., в котором он указывал на необходимость налаживания учета ответственных работников уездов и районов, путем направления в учраспредотдел ЦК учетных листков, а также изменений в должностях этих сотрудников.[119]

Еще одним шагом в систематизации учета ответственных работников являлась перепись «командного состава партии», проведенная в 1921 г. По ее результатам у руководства партии появилась информация относительно партстажа, возраста, социального происхождения, профессий ответственных работников совершенно разных масштабов: от всероссийского до уездного. На основе полученного материала уже можно было целенаправленно передвигать кадры ответственных работников в зависимости от требований, предъявляемых к той или иной должности.

Мысли о создании всеобъемлющего механизма распределения кадров звучали годом позже на XII съезде РКП(б). Например, И.В. Сталин по этому вопросу высказывался следующим образом: «доселе велось так, что дела учраспреда ограничивались учетом и распределением товарищей по укомам, губкомам и обкомам. Теперь, когда работа ушла в глубь,... учраспред не может заниматься в рамках укомов и губкомов. Ясно, что руководящая роль партии должна выразиться не только в том, чтобы давать директивы, но и в том, чтобы на известные посты ставились люди, способные провести их честно».[120]

В целом, XII съезд РКП(б) упрочил позиции учетно-распределительного отдела, поручив ему обеспечивать руководящую роль партии во всех областях управления, усилив работу партии по подбору кадров для государственных и хозяйственных органов, используя систему учета и распределения работников.[121]

Кроме того, была унифицирована система оплаты труда ответственных работников. Так, на основании циркуляра «О материальном положении активных партработников» были установлены шесть разрядов должностных окладов для партийных и государственных сотрудников. Члены ЦК и ЦИК, секретари губкомов, заведующие отделами ЦК, руководители центральных и губернских ведомств получали заработную плату в соответствии с 17 и 18 разрядами. Далее ранжирование шло в соответствии с уровнем занимаемой должности.

В целом необходимо отметить, что весь комплекс мероприятий проводимый в этот период и последующие объяснялся объективной потребностью партийного аппарата, а как следствие аппарата государственного управления к планированию, самоорганизации, повышению эффективности своей деятельности вследствие подбора нужных, способных кадров, а также применения мер соответствующей мотивации труда, включающей как социально-психологические аспекты, так и материальный аспект.

Но, говоря о вопросе создания системы номенклатур, формирования системы подбора и работы с кадрами нельзя не учитывать влияние на данный процесс обострившейся после смерти В.И.Ленина внутрипартийной борьбы.

После планомерного развития секретариата ЦК (параллельно с политбюро и оргбюро) и формирования из него структурной единицы аппарата ЦК, имевшей широчайшие полномочия в деле определения стратегии и тактики развития советского государства, данный аппарат возглавил И.В. Сталин, кандидатура которого была выдвинута на пост генерального секретаря.

В результате деятельности И.В. Сталина на данном посту, «объективно изменился политический баланс сил в политбюро»,[122] что в совокупности с рядом других факторов (например, таких как обсуждение вопросов слияния партийного и государственного аппаратов) повлекло за собой разногласия во взглядах на ряд ключевых вопросов в высших партийных органах страны.

Одним из первых с критикой забюрократизированности государственного аппарата выступил Л. Троцкий: «не протестуя против решения XII съезда о тщательном подборе хозяйственников сверху донизу, Троцкий критиковал принцип подбора, что назначенные чиновники должны были быть лояльными партийному режиму»,[123] кроме того Л. Троцкий негативно высказывался в отношении всеобъемлющего характера назначения секретарей губкомов, что по его мнению делало их независимыми от местных парторганизаций.

Кроме того, имело место Заявление 46, «в котором высказывалось несогласие с политикой, проводимой большинством членов политбюро, в частности говорилось о процессе бюрократизации партийного аппарата».[124]

Указанные аспекты в числе прочих (например, попытки летом 1923 г. перестроить работу секретариата ЦК – политизировать его, введя туда большее количество членов политбюро (план Бухарина), либо вообще сделать секретариат техническим органом (план Зиновьева) сделали явной внутрипартийную борьбу и обострили уже имевшиеся противоречия.

Учитывая вышеуказанные факторы, руководство страны в лице И.В. Сталина и его сподвижников, не могло не инициировать и всячески поддержать создание механизма подбора и расстановки кадров (системы номенклатур), который помог бы, путем снятия с должностей оппонентов, а как следствие и снятия внутрипартийной напряженности, наиболее продуктивно воплощать в жизнь стратегию развития советского государства.

Поэтому доклад Л.М. Кагановича (в данный момент заведующего учетно-распределительным отделом) на оргбюро о трудностях в процессе «овладения парией госаппаратом», в котором говорилось о том, что «нет ни четкого представления о наличии должностей в ведомствах и центральных учреждениях, ни какого-либо плана распределения работников»,[125] нашел поддержку со стороны наиболее весомой в этом момент группы партийных функционеров.

Поэтому уже 20 октября 1923 г. состоялось первое заседание комиссии оргбюро по докладу Л.М. Кагановича, носившее ознакомительный характер с существом проблемы, на втором же заседании было решено считать целесообразным формирование списка назначаемых ЦК работников (но процесс этот отложить на некоторое время).[126]

В ноябре 1923 г. было принято постановление оргбюро ЦК , в котором впервые появился термин «номенклатура». Данный документ содержал приложение, состоящее из двух списков номенклатурных должностей. В первом списке (номенклатура № 1) присутствовало 4000 должностей, назначения на которые производились только ЦК РКП(б). Во втором списке (номенклатура № 2) присутствовали должности, назначение на которые осуществлялось самими ведомствами с предварительного уведомления об этом ЦК и согласования с учетно-распределительным отделом ЦК.[127]

Советское руководство не ограничивалось созданием системы учета и распределения работников в партийных органах и органах государственного управления. На повестке дня стояла задача создания идентичного аппарата во всех значимых учреждениях и ведомствах. Партия стремилась взять под свой контроль все наиболее важные сферы жизнедеятельности. Так, в январе 1924 г. ЦК разослал всем руководителям трестов циркуляр о необходимости предоставления информации (списков, учетных материалов, биографий) об ответственных работниках высшего и среднего уровней.[128] Тем самым учетно-распределительный отдел ЦК брал под свой контроль значительную часть управленческих кадров хозяйственной жизни страны. Целью этого процесса было создание костяка кадров полностью контролируемого партией, способного четко выполнять директивы центра.

Кроме того, в октябре 1924 г. ЦК РКП(б) выпустил циркуляр о подборе работников для торговых, кооперативных и кредитных учреждений. Основная задача данного документа была в «установлении действительного руководства этими органами и полного овладения их аппаратами».[129]

В целях укрепления учетно-распределительной работы в 1924 г. на основании «Положения об орграспреде ЦК РКП(б)» произошло объединение учраспредотдела и оргинструкторского отдела ЦК, вследствие чего был создан организационно-распределительный отдел, который возглавил Л.М. Каганович. В скором будущем орграспредотдел стал центральным органом, занимающимся подбором и расстановкой кадров. Количество учитываемых постоянно росло. Так, с 1922 г. по 1923 г. было распределено 6088 сотрудников (4569 ответственных работников, 1519 рядовых), а с 1923 г. по 1924 г. распределили уже 12227 (9419 ответработников, 2858 рядовых).[130]

16 ноября 1925 г. было принято постановление «О порядке подбора и назначения работников», которое окончательно закрепило функционирование системы номенклатур. Механизм назначения на должности, входящие в 1 и 2 номенклатуры не изменился. В дополнение к номенклатуре 1 был утвержден список выборных должностей, назначение на которые осуществлялось специальными комиссиями, формируемыми ЦК. Подбор и назначение на руководящие должности, не входившие в номенклатуры 1 и 2, осуществлялся по спискам, установленным каждым ведомством самостоятельно, но по согласованию с орграспредом ЦК и ежемесячным его извещением о состоявшихся назначениях. Данные списки представляли собой ведомственную номенклатуру № 3.

Необходимо отметить, что изменение количества должностей учитываемых по 1 и 2 номенклатурам. Например, по 1 учитывалось 1870 должностей (против 4000 ранее), по второй 1875 (против 1500 ранее).[131] Данное обстоятельство косвенно говорит об уменьшении группы руководителей самого высокого ранга, так как в данное время уже началась борьба за власть, и И.В. Сталин постепенно сужал кольцо лиц, наделенных реальными властными полномочиями.

Говоря о ведомственном учете, отметим, что в каждом наркомате был свой учраспред, подчинявшийся орграспреду ЦК. Номенклатура в ведомствах была достаточно широка. Так, в наркомате труда значилось 93 должности, наркомате иностранных дел – 133 и т.д.[132] Как отмечалось ранее, ведомственные назначения могли происходить только после уведомления партийных органов. Процесс назначения представлял собой следующую цепочку: учраспред ведомства ставил в известность орграспред ЦК о предстоящем перемещении сотрудника. Последний обращался в ОГПУ за обоснованным мнением. После указанных согласований происходило назначение работника.

В целом же все движения ответственных работников осуществлялись через орграспредотдел ЦК, который стал основным органом ведущим учет и распределение.

Отдельного внимания заслуживает система номенклатур, практиковавшаяся на местах. Орграспредотдел ЦК в 1925 г. разработал «Инструкцию о формах согласования назначений и перемещений руководящих работников местных учреждений».[133] В соответствии с этим документом назначение на должности 1 и 2 номенклатур осуществлялось таким же образом, как и на всероссийском уровне. Номенклатура № 3 также включала должности ведомственного назначения, и при их согласовании требовалось получить положительный ответ от орграспредотдела а также ежемесячно уведомлять ЦК о произошедших перемещениях.[134]

Номенклатура различалась по трем главным критериям:

а. По партийному органу, включившему определенное лицо в номенклатуру.

б. По вышестоящему партийному органу, санкционировавшему это включение.

в. По характеру номенклатурной должности, предоставленной определенному лицу (в зависимости от того является ли она штатной или выборной).[135]

Под партийными органами в данном случае понимаются органы профессионального партийного аппарата: от ЦК КПСС до райкома включительно.

В соответствии с этими тремя критериям номенклатура подразделялась на:

1. основную и учетно-контрольную (для краткости ее именуют "учетной");

2. штатную и выборную.

Основная номенклатура - это номенклатура того партийного органа, который принял решение о назначении (утверждении, рекомендации).

Учетно-контрольная номенклатура - это номенклатура вышестоящего органа, который согласовывает и утверждает решение о назначении.

Штатная номенклатура - это номенклатура (основная и учетная), в которую входят лица, назначенные на штатные номенклатурные посты, то есть на аппаратные должности. Выборная же номенклатура - это номенклатура (основная и учетная), в которую входят лица, утвержденные или "рекомендованные" на "выборные" номенклатурные посты. То есть смысл тот, что на эти должности выбирали.

Ответственный сотрудник, занимавший номенклатурную должность, мог находиться одновременно в нескольких номенклатурных списках: например, «упоминавшийся заместитель министра находился не только в основной штатной номенклатуре Секретариата и учетной номенклатуре Политбюро ЦК, но, если он депутат Верховного Совета СССР или кандидат в члены ЦК, — в выборной номенклатуре тех же органов».[136]

Для эволюции качественных характеристик управленческих кадров в результате проведенной кадровой работы можно использовать материалы переписей государственных служащих и партийных переписей.

Интересны данные по результатам «орабочивания» государственного аппарата на конец 1920-х. Например, на 1929 г. в московских государственных учреждениях насчитывалась 31000 ответственных работников, но из них только 8% приходилось на рабочих, остальные 92% состояли из служащих. Среди ответственных работников Наркомфина выходцев из рабочих было 7%, внутренних дел – 8%, ВСНХ – 3%, земледелия 6%.[137] В целом же по Союзу в наркоматах трудился 20,1% рабочих.[138]

Но, рассматривая данный вопрос, нельзя обойти стороной тот факт, что количество рабочих на ответственных должностях прямо пропорционально зависело от уровней должностей. Другими словами, на самых высоких ответственных должностях находились, как правило, рабочие с солидным партийным стажем. А на оперативно-руководящем уровне по-прежнему преобладали дореволюционные спецы.[139] Например, в соответствии с переписью 1927 г. рабочих на должностях руководителей госучреждений и заведующих отделами – 48,4%, а на должностях руководителей подотделов и инструкторов 39,6%.[140]

По итогам выборов в городские Советы РСФСР в 1927 г. председателями горсоветов оказалось 40,7% рабочих, а на административно-хозяйственных должностях, где требовалась известная общеобразовательная и профессиональная подготовка, их было всего 10,3%.[141]

В подтверждение факта занятия должностей оперативно-руководящего уровня преимущественно спецами и служащим, можно привести следующие данные на 1927 г.: в аппарате наркомата юстиции рабочих было 9,6%, в Госплане – 0,04%, в ОГПУ 18,4%.[142]

Практика назначения на ответственные посты пролетариев, механизм которой будет рассмотрен ниже, зачастую не обладавших даже средне специальным образованием, к концу 1920-х привела к тому, что в системе государственного управления образованность ее кадров резко снизилась.

В пример можно привести анализ состава делегатов четырнадцатого и шестнадцатого съездов ВКП(б). Хотя численность лиц с высшим образованием увеличилась на 2,3%, в то же время число делегатов с низшим образованием увеличилось с 66,1% до 74,7% и сократилась численность лиц со средним образованием с 22,3% до 14,4%.[143]

Такая же тенденция прослеживалась и в центральных органах исполнительной власти. В пример можно привести состав наркомата финансов, в котором в 1923 г. высшим образованием обладали 60,3% сотрудников, а в 1929 г. – 31,4%. Кроме того, естественно, увеличилось количество лиц с низшим образованием с 10,3% до 29,1%.[144]

Можно констатировать, что уровень образования коммунистов был ниже, чем у беспартийных, потому что среди первых было много рабочих, которые зачастую были не образованны. Именно по этой причине к середине 1920-х на государственном уровне была воплощена идея создания Института техники управления, призванного механизировать или, скажем, сделать более алгоритмичным процесс принятия управленческих решений.[145]

Говоря о системе подбора и распределения работников нельзя не отметить, средства массовой информации, которые уже в рассматриваемый нами исторический период играли достаточно существенную роль в донесении до масс информации относительно ситуации в кадровой работе, являясь при этом источником инструкторским, методологическим, идеологическим и кроме того источником, консолидировавшем в себе данные относительно динамики количественных и качественных изменений в кадровой сфере. Наиболее содержательным и информативным в данной сфере источником, с нашей точки зрения, были «Известия ЦК РКП(б)-ВКП(б)».

Публикуемые материалы, касающиеся кадровой работы, в основной своей массе состояли из отчетов наиболее значимых отделов: агитационно-пропагандистского, информационно-статистического, учетно-распределительного. Так же были публикации материалов относительно работы с молодежью (РКСМ), среди женщин, в деревне и т.д.

Важно наиболее подробно остановиться на формах и структурах отчетов ЦК и его учетно-распределительного отдела. Необходимо отметить, что их содержательная часть в основной своей массе была одинакова (с учетом того, что с 1923 г. в отчетах стали регулярно публиковаться перспективные стратегические цели и задачи) и рассматривались вопросы следующего характера:

1. Количество работников, прошедших через учетно-распределительный (впоследствии организационно-распределительный) отдел;

2. Распределение сотрудников в различные государственные, хозяйственные, торговые, кооперативные и др. органы, ведомства, учреждения для их усиления. Причем, говоря о распределении, интересно отметить, что распределение сотрудников от 5-7 человек отражалось в отчетах;

3. Мобилизационные процессы (количество распределяемых сотрудников и их назначение);

С 1923 г. в отчетах прослеживается наличие плановых перебросок, что говорит о формировании и внедрении в процесс подбора и распределения элементов плановости, которые до 1923 г. практически отсутствовали;

С 1923 г. в отчетах стали отдельно выделяться разделы об учете ответственных работников со стратегическими целями и задачами, которые уже в 1924 г. сами стали дифференцироваться на разделы:

а. учет ответственных работников с определенным стажем (дореволюционным, с 1917-1921 г.г., период после 1921-1924 г.г.),

б. учет коммунистического студенчества (РКСМ),

в. учет беспартийных.

Впоследствии (с 1924 г.) отдельное и пристальное внимание стало уделяться подбору секретарей губкомов и обкомов, а также руководителей местных учетно-распределительных отделов.[146]

Но с созданием системы номенклатур власть разделялась как бы на два вертикальных слоя – производственная власть ивласть административно-партийная. Первый слой оказывал воздействие на производственные отношения в различных сферах жизни общества (государственной, советской, профсоюзной, хозяйственной, культурной ит.д.), второй осуществлял влияние напервый. Кроме того, власть была разделена и на ряд горизонтальных слоев – высший, губернский, уездный, волостной. Всей полнотой власти обладал только один высший слой, а вернее его "верхушка", впоследствии один харизматический лидер. На пересечении слоев власти появились своеобразные концентраторы административно-партийной власти, имеющие две совершенно различные природы – коллективистскую и корпоративную. С одной стороны, концентраторами административно-партийной власти были различные сьезды, конференции, выборные коллегии, с другой – аппараты, аппаратные комиссии с чрезвычайными полномочиями. Демократический централизм, на основе котором была построена партия, начинал превращаться в централизм бюрократический.

Здесь и таилась метаморфоза власти – партийные массы, по сути дела, от нее отстранялись, в центр системы выходили исполнительные и чрезвычайные органы власти. "Орабоченный", "окрестьяненный", "окоммунистиченный" аппарат управления, сделанный партией таким с самыми благими намерениями, открывал дорогу диктатуре личной власти. Партия распадалась на две части – "внутреннюю" и "внешнюю". Внутренняя – это руководящий состав партии вместе с аппаратом, внешняя –это миллионы рядовых партийцев, беспрекословно подчиняющихся партийным решениям внутренней партии и являющиеся ее прикрытием.

Только создание системы номенклатур, неограниченное влияние (власть) на эту систему со стороны "внутренней" партии и было стабилизирутщим фактором.

Одним из важнейших качеств, которым стала обладать созданная система номенклатур, являлась способность ее к саморегуляции, т.е. приспособляемость ко всем меняющимся внутренним ивнешним условиям (например, целям, задачам, определяемым властными органами), самопроизвольному упорядочению, единообразному воспроизводству утраченных элементов, связей, сохранению целостности

Способность к саморегуляции обеспечивалась, прежде всего, тотальной регламентацией и тотальным контролем заисполнением нормативных документов, разработанных партийным аппаратом в период становления системы

Система номенклатур была усилена, укреплена созданием в 1939 г. специальных организационных структур – Управлением кадров в ЦК ВКП(б) и соответствующих отделов кадров в составе каждой республиканской, краевой и областной парторганизации.

В обкомах икрайкомах в это время существовали промышленные отделы, советско-торговые отделы, культурно-просветительные и другие многочисленные производственно-отраслевые подразделения партийного аппарата, каждый из них работал со своим подбором "ключевых" должностей – номенклатурой. Это позволяло обеспечить широкий охват руководящих кадров, теперь надо было работать "вглубь", т.е. не только удержать под влиянием вертикальных и горизонтальных структур власти качественно обновившийся состав руководящих кадров, но и, воспользовавшись ситуацией, обеспечить более "гибкое маневрирование", ротацию кадров, прекратить деструктивные процессы, охватившие весь кадровый корпус страны.

Регенеративные возможности системы номенклатур проявились в тяжелейшие военные и послевоенные годы, особенно на освобожденных территориях. В Белоруссии после войны надо было осуществить поиск и выдвижение десятков тысяч людей на руководящие посты во всех сферах управления. В течение 1946 г. в основном были заменены все должности номенклатуры ЦК КП(б)Б (около тысячи должностей). На 80%руководящих должностей в промышленности были выдвинуты люди, никогда ранее руководителями не работавшие. Высока была динамика кадровых перемещай – в 1945 г. сменилось и переместилось 38,6%работников номенклатуры ЦК КП(б)Б, за 11 месяцев 1946 г. – 31,6% .

Проблемой саморегуляции стало ее стремление в стабилизационный период к значительному расширению сферы своего влияния (власти), кохвату все большего числа должностей. Причем это происходит тем быстрее, чем большее внимание со стороныпартийных комитетов ей оказывается.

После войны на Украиненоменклатуру ЦК, обкомов, горкомов и райкомов партии разделили на две части – основную и контрольно-учетную. Были определены и согласованы должности, входящие в обаее вида. Начиная с 1946 г., все областные, городские и районные комитеты ввели в практику ежегодное рассмотрение на заседаниях бюро актива номенклатуры, приведение ее в соответствие с изменяющимися условиями деятельности. Процесс этот назывался "упорядочением" номенклатуры должностей партийных комитетов и предполагалось, что он является важным этапом в совершенствовании работы с руководящими кадрами. Однако усиленное внимание ЦК ВКП(б), ЦК Компартии Украины к работе с номенклатурными кадрами в конечном счете привело к отрицательным последствиям. Партийные комитеты на местах стали стремиться включать абсолютно все руководящие должности в номенклатуру.

После ХХ съезда КПСС предпринимались попытки уменьшить число должностей в номенклатуре партийных комитетов, но реальных результатов это не дало, поскольку на местах были найдены способы сохранить и даже увеличить количество нагих должностей. Вследствие непомерного разбухания система номенклатур постепенно утрачивала свои способности к саморегуляции. Смена лидеров партии на короткое время восстанавливала ее способности,происходило обновление кругов власти, но затем наступалозатишье. Длительный стабилизационный период (1964 – 1982 гг.) привел систему номенклатур к застою.

Наиболее характерные признаки застоя, утраты способностей к позитивной саморегуляции, самоочищению, которые отмечаются при любом, самом поверхностном анализе системы номенклатур – это то, что партийные и советские органы перестают заниматься изучением работников на практической работе, при подборе кадров партийный аппарат начинает опираться на узкий круг известных им людей, появляется боязнь выдвигать молодые кадры; работника, не оправдавшего себя на предыдущей работе, потерявшего авторитет, перемещают на равнозначные должности или выдвигают даже на более высокие посты, медленно растет образовательный уровень лиц, занимающих номенклатурные должности; увеличивается средний возраст; вопросы подбора и расстановки кадров решаются путем назначения "сверху", без согласования с "низами", сводятся к минимуму демократические начала в подборе и выдвижении кадров, полностью ликвидируется гласность, самокритика и критика "снизу", преобладающим делается субъективный подход в решении кадровых вопросов.

Система номенклатур не перестает обладать регулирующими возможностями, но эта регуляция происходит как бы со знаком минус, система начинает отвергать, исключать из себя все неординарное, талантливое, выдающееся, она "закрывается". Номенклатура должностей превращается в номенклатуру руководящих лиц. Длительные периоды застоя приводят систему к абсолютной бесконфликтности, управляемости, притиранию и отлаживанию всех ее элементов, консервируются формы и методы ее деятельности, поэтому время как бы обгоняет ее, и она делается неспособной в новых условиях решать проблемы по-новому – наступает кризис, кризис системы, кризис общества. И хотя в этих условиях нарастает поток в общем-то правильных решений, предложений, их никто не выполняет.

Тем разительнее иразрушительнее был переход к полной гласности в условиях «перестройки. Созданный имидж советского руководителя рухнул под шквалом разоблачительных материалов, право КПСС на выработку и реализацию кадровой политикибыло отвергнуто общественным сознанием не только простых граждан, но и коммунистов. Само понятие "номенклатура" приобрело зловещий оттенок ицентральные органы правящей партии пошли на беспрецендентный шаг – сначала отказались от слова "номенклатура", затем от реализации кадровой функции. Однако попытка избавитъся отметастаз лицемерия, преодолеть кризис хирургическим путем, привел к самым неожиданным результатам.

Номенклатурная кадровая политика правящейкоммунистической партии представляла из себя систему требований круководящим кадрамстраны. Эти требования, которым должно было соответствовать их поведение, которые направляли, контролировали, регулировали иоценивали их поведение, стали частью общих социально-политических норм ктрадиций, выработанных с учетом социальной структуры общества, интересов и представлений членов общества о должном,допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом илинежелательном, неприемлемом и т.д.

Конечно, эта система требований носила многоуровневый, лицемерный характер, однако существовал определенный порядок, который обусловливал форму, мотивации, направленность, оценку поведения основной массы руководителей, определял формы кадровой работы и допустимые отклонения.

Конечно, даже инструктор партийного комитета мог повлиять на решение кадрового вопроса, но решить его единолично он не мог. В любом назначении на должность, перемещении, а тем более выборах принимало участие большое число людей, действовавших в рамках сложившихся норм-правил, норм-ожиданий.

Но вот наступил период, когда была сделана попытка преодоления кризиса системы номенклатур самым, казалось бы, радикальным способом – ее полной ликвидации. Однако развитие реальных событий политической жизни общества показало, что так делать было нельзя.

Советская номенклатура – это не сверхъестественное явление, некий, находящийся за пределами понимания, социальный феномен, а вполне объяснимый механизм производства и воспроизводства "руководящих кадров" – бюрократии. Особые, весьма специфические формы данный механизм приобретал не в силу только субъективных факторов, а, прежде всего, в силу исторической предопределенности и особенности влияния нулевой партийной системы, существовавшей в рамках тоталитарном политическом режима.


Наши рекомендации