Цели и задачи изучения педагогики.

ПЕДАГОГИКА

2 курс Медико-профилактический факультет

2 курс Лечебный факультет

Тема 1: История педагогики.

Цели и задачи изучения педагогики.

Цель занятия:сформировать представление об основных этапах развития педагогики как науки

Вопросы к семинару

1. Педагогика в Древнем мире и в период Средневековья.

2. Педагогика периода Возрождения.

3. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.

4. Развитие российской педагогики.

5. Развитие педагогики на современном этапе.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль. Я.А. Коменский.

2. Развитие педагогики в советский период.

3. Значение «народной педагогики».

Темы рефератов

1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).

2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

4. Взгляды на воспитание в эпоху Возрождения.

5. Тенденции развития общего и профессионального образования в России

6. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.

Тема 2: Педагогика как наука

Цель занятия:сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.

Вопросы к семинару

1. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

2. Структура педагогической науки.

3. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

4. Понятие образование, обучение, воспитание и их характеристика.

5. Понятие развитие, формирование и их характеристика.

6. Методы педагогического исследования.

7. Педагогические составляющие деятельности врача.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы педагогического исследования.

2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Темы рефератов

1. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

2. Медицинская педагогика как наука.

Тема 3: Процесс развития личности

Цель занятия:понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.

Вопросы к семинару

1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.

2. Процесс развития личности.

3. Влияние среды на развитие личности.

4. Наследственность и развитие.

5. Влияние воспитания на развитие личности.

6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.

2. Структурная организация личности человека.

Темы рефератов

1. Движущие силы индивидуального развитиячеловека.

2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.

3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.

Тема 4: Процесс обучения.

Цель занятия:понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.

Вопросы к семинару

1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.

2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.

3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.

4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.

5. Характеристика процесса усвоения знаний.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.

2. Понятие о принципах обучения. Система дидактических принципов.

3. Основные закономерностипроцесса обучения.

Темы рефератов

1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.

2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.

Тема 5: Методы, формы обучения

Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения.

Вопросы к семинару

1. Классификации методов обучения в педагогике.

2. Лекция как метод устного изложения знаний.

3. Беседа как метод обучения.

4. Особенности проведения лабораторного занятия.

5. Формы организации учебной деятельности. Соотношение между формой и методами обучения.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.

2. Средства обучения в работе преподавателя.

3. Урок – понятие, структура, характеристика урока.

Темы рефератов

1. Урок – как основная форма организации обучения.

2. Формы организации обучения.

3. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

4. Технических средств обучения: их характеристика и классификация. Психолого-педагогические и дидактические возможности ТСО.

Вопросы к семинару

1. Контроль – понятие, функции, принципы.

2. Виды контроля: предварительный, текущий – их характеристика, преимущества и недостатки.

3. Рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.

4. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.

5. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы письменного контроля, практическая проверка знаний и умений – их характеристика и особенности.

2. Педагогическое тестирование – понятие, преимущества и недостатки, требования к составлению тестов.

Темы рефератов

1. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).

2. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.

3. Методы практического контроля в вузе.

И развития личности

Цель занятия:сформировать представление о сущности процесса воспитания.

Вопросы для самоподготовки

1. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

2. Структура воспитания как педагогического процесса.

3. Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданского.

4. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.

5. Принципы воспитания.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.

2. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.

Темы рефератов

1. Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)

2. Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.

3. Основы воспитательной работы как процесса.

4. Гигиеническое воспитание населения.

Темы рефератов

1. Средства и формы воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения.

3. Классный час как «единица» воспитательного процесса.

Семинар9: ЗАЧЕТ.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы, основанной на ознакомлении и осмыслении научной литературы, посвящённой описанию и анализу данного вопроса. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования и фактически может стать итогом самостоятельной работы студента, направленной на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины. Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно, при условии согласования с преподавателем, ведущим основной курс, в начале семестра, при этом учитываются интересы студента и профиль факультета. Ознакомившись с примерной тематикой рефератов, студент имеет право выбрать любую тему. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи закреплённого за студентом реферата. После определения темы реферата студент должен составить список литературы связанной со своей исследовательской проблемой. Литературу следует искать в вузовской, городской или областной библиотеке, отдавая предпочтение именно наиболее содержательным фондам. Рекомендуется использовать научные монографии и сборники, хрестоматии, статьи в научных и публицистических журналах, тематические выставки и обзоры. Если тематика реферата связана с региональной историей необходимо обязательно включать краеведческий материал. Информацию по указанным источникам следует искать в каталогах – алфавитных, предметных и т.д. Ознакомление с имеющейся литературой завершается составлением примерного сложного плана реферата, который утверждается преподавателем. В настоящее время часть необходимой информации можно получить и в Интернете, через доступ к фондам центральных библиотек. На следующем этапе студент должен приступить к изучению литературы. Одновременно отбирается нужный для исследования материал, который анализируется, выписывается и систематизируется в соответствии с планом реферата. Текст реферата пишется после серьёзного осмысления и обобщения полученной информации, при наличии сформировавшегося личного подхода к вопросам темы, но с учётом и имеющихся авторитетных точек зрения.

Требования к оформлению: объём реферата должен составлять 1,5 печатных листа ( 24 страницы печатного или рукописного текста, формат А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале) на страницах указываются номера. Поля страницы: левое 3 см, верхнее и нижнее по 2 см, правое 1,5 см.

Реферат примерно должен иметь следующую структуру:

1. Введение излагается на 2-3 страницах. Содержит обоснование проблематики и актуальности выбранной темы, определение цели и задач работы, небольшой обзор литературы, оценка степени изученности проблемы.

2. Основная часть имеет 2-3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении хронологии событий, логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации.

3. Заключение занимает 1-2 страницыи содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 5-6 наименований.

На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата (или главы) и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать защищающемуся вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.

Критерии оценки: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.

Правила оформления литературы:

Монография:Глинсий Б.В. Царские дети и их наставники. – М.: Наука, 1991. – С. 15 – 28. (М., СПб., – допустимые сокращения, другие города указываются полностью);

Журнал:Пономарев В.Н. История Русской Америки 1732 – 1867 гг. // Отечественная история. – 2003. – №5. – С.29 – 42.;

Газета: Степанов Г. В боях за освобождение Эстонии погибли 280 тысяч красноармейцев // Известия. – 2007. – 17 янв.

Статья из сборника:Ржешевский О.А. Война // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / Сост. В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991. – С. 217 – 256.

Сборник документов: Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года // Реабилитация: Политические процессы 30 – 50-х годов: Сборник документов / Под общ.ред. А.Н. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. – С. 19 – 68.

Интернет-ресурс: Оспа [Электронный ресурс] – электронные данные. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9E%D1%81%D0%BF%D0%B0

___________________________________Титульный лист_____________________________________

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

РЕФЕРАТ

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

Выполнил:

студент 12 гр.

педиатрического факультета

Иванов В.В,

Проверил:

доц., к.и.н. И.И.Петров

Оренбург, 2011

ПЕДАГОГИКА

2 курс Медико-профилактический факультет

2 курс Лечебный факультет

Тема 1: История педагогики.

Цели и задачи изучения педагогики.

Цель занятия:сформировать представление об основных этапах развития педагогики как науки

Вопросы к семинару

1. Педагогика в Древнем мире и в период Средневековья.

2. Педагогика периода Возрождения.

3. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.

4. Развитие российской педагогики.

5. Развитие педагогики на современном этапе.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль. Я.А. Коменский.

2. Развитие педагогики в советский период.

3. Значение «народной педагогики».

Темы рефератов

1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).

2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

4. Взгляды на воспитание в эпоху Возрождения.

5. Тенденции развития общего и профессионального образования в России

6. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.

Наши рекомендации