Понятие о психологической готовности.

Под психологической готовностью понимается совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

Этой проблемой занимались многие известные психологи исследователи. Длительное время считалось критерием является уровень умственного развития ребёнка.

Л.С. Выготский одних из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития психических познавательных процессов.

По его мнению быть готовым к школьному обучению, значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих критериях предметы и явления окружающего мира. Он особое значение придает развитию операций мышления.

Концепции готовности к школьному обучению как к комплексу качеств образующих умений учиться придерживались Запорожец, Леонтьев, Мухина, Люблинская. Они включают в понимание готовности понимание смысла учебных задач, умение отличить их от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать,добиваться решения поставленных задач. Таким образом можно сделать выводы о совершенно разных подходах толкования сущности психологической готовности к школьному обучению. Например …

Но большинство психологов схожи в подходах к структуре психологической готовности. Чаще выделяется три вида готовности 1) интеллектуальная. 2)личностная 3) волевая.

Рассмотрим первый вид интеллектуальная готовность .

Эта готовность предполагает: 1.Достаточная зрелость познавательных процессов(память, ощущение, мышление). Например: Память должна быть сформирована до уровня произвольного запоминания, хранения, отсроченного воспроизведения информации, овладения навыками опосредованного запоминания. 2. Предполагает владение достаточным объёмом знаний (наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе.) В основном чувственный опыт, представление, некоторые элементарные понятия о растениях, животных, сезонных явлениях, времени, количестве, а так же фактологические сведения общего характера(о труде, стране, о праздниках.). 3. Ребёнок должен иметь представление о пространстве(даль, направление, форма). Представление о времени(минута, час, неделя, месяц, год). О количестве, равенстве, неравенстве. 4.Дети должны владеть некоторыми навыками , умениями, у них должны быть сформированы важные привычки и навыки поведения: бытовые, гигиенические, культурные. Умения: *уметь слушать речь; *делать выводы; *указание; *уметь смотреть и видеть; *уметь объяснять; *уметь рассуждать; *быть сосредоточенным. 5. Предполагает умение действовать во внутреннем плане(т.е. совершать действие в уме ); уметь выделять учебные задачу, превращать её в самостоятельную деятельность, обнаруживать новые свойства предметов. 6. Словарный запас нормального ребёнка должен составлять 4-5 тысяч слов.

Следующий вид готовности это личностная готовность.

Личностная и социально-психологическая готовность предполагает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, который имеет важные обязанности по сравнению с дошкольниками, занимает другое место в обществе, это личностная готовность выражается в отношениях к школе, к уч. деятельности, к учителям, к самому себе. Личностно готовый ребёнок хочет учиться потому что у него появилось стремление занять определённую позицию в обществе, так же у такого ребёнка есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Эти 2 потребности по мнению Божович Л.И. называется внутренней позицией школьника. Её наличие позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве активного участника, вести себя произвольно. Если эта позиция не сформирована, то учится в школе будет очень трудно.

Волевая готовность. 1.Значительная произвольность поведения; 2.Произвольность психических процессов, т.е. рассматривается способность ребенка управлять, контролировать поведение и процессы, а также сформированность воли, его настойчивости при выполнении трудных заданий, умение доводить работу до конца.

К 6 годам должны быть сформированы основные элементы волевого действия: способность поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия для преодоления трудностей, оценить результат.

Данные компоненты еще недостаточно развиты: цели не всегда устойчивы и осознаны, удержание цели зависит от трудности и длительности задания.

В работе учителя первостепенное значение должно иметь воспитание мотивов достижения цели, а также формирование умения принятия трудностей, стремление не уступать перед ними.

Билет №5

Педагогика.

Наши рекомендации