Лекция как метод обучения, ее характеристики.
Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей.
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.
В зависимости от способа проведения выделяют:
- информационные лекции (используется объяснительно-иллюстративный метод),
- проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.
- визуальные лекции предполагают подачу материала средствами аудио-, видеотехники, с краткими комментариями.
- бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей.
- лекции-провокации – занятия с заранее запланированными ошибками. Рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю и поиску неточностей.
- лекции-конференции – заслушивание докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы.
- лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссия».
Лекции подразделяются и по другим основаниям:
- по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
- по содержанию: академические и научно-популярные;
- по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.
В структурном отношении лекция обычно включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предыдущим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.
Билет 19
Педагогическая этика
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:
а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; .г) формирование эстетического отношения к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
задача педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога.Среди задач – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно.
В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя.
Билет 20
Структура практического зянятия.
Подготавливают студентов к следующей, высшей ступени обучения, практические занятии предшествуют семинарам, но могут идти и параллельно с ними.
Цель: закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы;проверить, насколько усвоены студентами лекционные курсы.
Процесс обучения предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.
Структура практических занятий:
вступление преподавателя;
ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
практическая часть как плановая;
заключительное слово преподавателя.
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков.
Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.
Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности.
Критерии оценки практического (семинарского) занятия:
Целенаправленность: постановка проблемы,стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности;
Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;
Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;
Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;
Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;
Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов;
Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний;
Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
По итогам проверки проведения практического или семинарского занятия преподавателем должен заполнить Карту оценки качества проведения практического занятия
В дальнейшем Карта прикладывается к пакету документов при прохождении данного преподавателя по конкурсу на должность ППС.
Программированное обучение.
Это система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО:
- учебный материал разделяется на отдельные порции,
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем,
- при правильном выполнении учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения, при неправильном – получает помощь и дополнительные разъяснения,
- каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе,
- результаты выполнения всех заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь),
- педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.
Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимых для полноценного усвоения знаний и умений.
Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы можно разделить на:
- методы предъявления информации,
- методы выполнения программированных заданий,
- методы контроля и коррекции.
Предъявление информации может быть организованно безмашинный и машинным способами. При первом способе учебный материал излагается в программированных учебных книгах, а при втором – выводится на экраны дисплеев. Существуют 3 основные системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная).
Своеобразно организуется в ПО выполнение заданий и упражнений. Такие задания обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного материала, и преследует тройную цель: обучение, обратная связь и контроль. Так же используется машинный и безмашинный способы организации заданий и упражнений.
По итогам выполнения учебных заданий осуществляется контроль, который так же может быть машинным и безмашинным.
Билет № 22
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.