Основные этапы развития педагогики
Зачатки процесса воспитания появились еще в первобытно- общинном строе. Воспитание зародилось с момента разделения труда. К одной из форм воспитания относится игра – в основе подражающий элемент. Воспитание в тот период не было профессиональной деятельностью. В рабовладельческую эпоху долгое время сохранялось такое же положение. С момента появления государств педагогическая мысль развивается более интенсивно, особенно в Др.Индии, на Востоке, в Вавилоне, Китае и др. Восточных странах образование и воспитание становятся потребностями общества, в результате они выделяются в отдельную отрасль, появляются образовательные учреждения (военные, дворцовые и жреческие школы).
В Др. Греции 2 основные системы воспитания: спартанская (военно-физическая подготовка) и афинская (презрение к физическому труду – удел рабов, изучали с грамоту, музыку, декламация, затем пятиборье, гимнастика, в гимнасиях- философия, политика, литература, в эфибии- высший уровень, могли считаться полноправными гражданами Афин). Основные педагогические идеи – Лукреций Кар, Квинтиллиан.
В эпоху Средних веков (5-16вв) – господство церкви. Школы – приходские, монастырские, соборные, кафедральные. Развитие ремесел и торговли в 8-9в привело к образованию цеховых школ. Платные гильдейские школы- дети состоятельных родителей. Существовала рыцарская система воспитания (сила и ловкость).
В эпоху Возрождения педагогика придавала большое значение стимулированию интереса учащихся к знаниям. Основные педагогические деятели – Мишель Монтень(франц), Эразм Роттердамский(Нидерланды), Хуан Вивес(исп), Витториано да Фельтре(Италия) – придерживались гуманных идей, выступали за освобождение личности от религиозных оков и аскетизма.
Как особая наука педагогика формируется в начале 17 в. Этому способствовал трактат Френсиса Бекона «О достоинстве и увеличении наук». Важнейшие педагогические деятели буржуазной педагогики: Ян Амос Каменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт.
Я.А.Каменский (1592-1670) чешский педагог. «Великая дидактика»- его главный педагогический труд призывает обучать детей на родном, а не на латинском языке. Образование имеет ценность только тогда, когда оно воспитывает нравственность в учащихся. Он сформулировал систему дидактических принципов, во главе которой стоит принцип соответствия образования и воспитания природе вообще и ребенка в частности. Создал классно-урочную систему обучения, которая полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике. Он впервые указал признаки классно-урочной системы:
-Определенное ежегодное начало учебного курса;
-Деление на классы
-Распределение времени.
Принципы дидактики:
1. основой обучения должен быть порядок, взятый из природы:
2. обучение, как и природа, должно находиться в постоянном движении вперед, прдолжать, совершенствовать прежде начатое.
3. содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой:
- образование должно начинаться своевременно;
- один ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя
- учить необходимо без разнобоя в методах.
4. обучение должно быть всесторонним;
5. все должно преподаваться путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы.
6. ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума.
Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.
Основные направления:
1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата.
2) Школа должна стать важным средством пропаганды коммунистической идеологии и распространения партийной литературы;
3) Важная задача – воспитание физически здорового человека
4) Существенно пересматривались содержание и методы общего образования.
5) Попытка установить более тесную связь обучения с современностью, развить инициативность учеников и учителей.
6) При создании образовательных программ учитывалось все необходимое для решения идеологических и политических задач;
7) Интересы человека как личности не брались во внимание, что отражалось в комплексном подходе построения учебных программ.
Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода: А.С. Макаренко(1888-1939), В.А.Сухомлинский(1918-1970) П.П. Блонский(1884-1941).
Главным вкладом Макаренко стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Построением такого коллектива он занимался в коммунах, и в итоге добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на негласные законы своего сообщества. В этом коллективе существовали определенные законы:
1. культ труда
2. культ здоровья
3. самоуправление и демократия
4. взаимооценивание (товарищеский суд)
5. культурная жизнь (издание газет, театры, музеи, выставки)
дисциплина рассматривалась не как средство воспитания, а как результат воспитательного процесса.