Педагогика как наука. Основные этапы формирования педагогики.

Педагогика как наука. Основные этапы формирования педагогики.

Педагогика многозначный термин. Основные его трактования:

1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;

2. область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;

3. специальность, квалификация, практическая деятельность по воспитанию, обучению, образованию;

4. учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования.

Объектом педагогики является развивающийся человек. Педагогика занимается вопросами становления и развития человека в обществе с помощью образования и знаний.

Предметом педагогики является теория педагогического процесса (его возможность, необходимость и пути реализации). Общая педагогика рассматривается шире – включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества.

Функции педагогики: познание законов воспитания, образования и обучения; определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей.

Педагогика имеет определенные задачи:

Временные – их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики. В современных условиях можно выделить следующие задачи:

- создание библиотек электронных учебников;

- выявление типичных стрессов в работе учителя;

- разработка тестов уровня педагогического мастерства;

- создание дидактических основ обучения трудных детей;

-анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель- ученик »

Постоянные:

- раскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами;

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания;

- прогнозирование обучения на ближайшее будущее;

-внедрение результатов исследований в практику.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных условиях.

Цели в обучении.

Педагогический процесс начинается с постановки цели. «Чего мы хотим достичь в ходе обучения?» - таков вопрос.

Цель должна соответствовать степени развития учащихся: слишком сложная - отбивает интерес, порождает неуверенность в себе; упрощенная не способствует развитию личности, прида­ет учебному процессу формальный характер.

Цели бывают близкие и отдаленные, основные и сопутст­вующие.

При прохождении конкретной дисциплины цели могут быть общими либо относиться к ее отдельным разделам, к част­ным темам урока.

По Ю.К. Бабанскому существуют

- общие функции: образовательная, воспитательная, развивающая.

- специальные функции: организация и осуществление познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, контроль и самоконтроль учебно-познавательной деятельности.

- доминирующие функции: научить думать, чувствовать, понимать, самостоятельно длбывать знания, создать благоприятную среду обучения, сотрудничества.

Таким образом, существует три группы методов обучения и их основных цели: образовательная, воспитательная и цель раз­вития индивида.

Образовательные цели имеют дело с формированием зна­ний и умений; воспитательные цели - с формированием миро­воззрения, идейных, трудовых, эстетических и физических ка­честв; развития связаны с мышлением, волей, эмоциями, потребностями, способностями личности.

В школе основное внимание уделяется образованию и вос­питанию, реже ставятся задачи, направленные на развитие лич­ности. Ведь школьные занятия нужны не сами по себе, а как этап подготовки при выработке активной позиции человека в жизни, на производстве, в условиях НТР (имеется в виду авто­матизация, компьютеризация и т.д.) и изменения социальных отношений, общественных формаций.

Ю.К. Бабанскому (1987), цели должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть напряженными, ориентированными на максимум возможности учащегося;

- достижимыми (в противном случае учащиеся «самоот­ключаются» от обучения);

- ясно осознанными;

- пластичными, меняющимися в зависимости от условий и возможностей их достижения;

- конкретными, учитывающими возможности школы, медучилища, вуза, и перспективными.

В педагогике существует дерево целей и задач. Оно позво­ляет каждому педагогу лучше представлять эволюцию науки и предмета, их влияние на социальную жизнь, дает возможность подвести каждый раздел программы к конкретным понятиям, умениям и навыкам, составить календарно-тематический план занятий; лучшим образом связать учебный материал с учебно-методической литературой; продумать план развития каждого ученика (студента), выявить недостатки на этом пути.

В зависимости от задач обучения формулировки целей могут быть разными.

В общем смысле под целью образования понимают образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Под педагогической целью в более узком смысле понимают результат взаимодействия педагога и учащегося, т.е. приобретение учеником определенных ЗУН. Педагогические цели – системообразующий компонент процесса обучения на любом его уровне.

Требования к формулированию целей:

- должны быть сформулированы на языке умений с точной трактовкой

- помимо перечисления умений, в целях обычно формулируются знания.

Целями обучения в профессиональной школе являются либо профессиональные, либо познавательные действия (умения).

- цели должны быть диагностичными (их достижение легко проверить);

- каждая цель должна быть частью системы целей обучения. Существуют цели четырех порядков (1 – цели дисциплины, 2 – цели раздела , 3 – цели темы, 4 – цели задания)

- цели должны быть достижимы.

4. Государственный образовательный стандарт. Типовая и рабочая учебные программы.

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Он устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить:

- равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

- единство образовательного пространства в РФ;

- академические свободы обучающихся и педагогов;

- академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

- защиту обучающихся от перегрузок, сохранение их физического и психического здоровья;

- преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования; возможность получения профессионального образования;

- социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

- право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

ГОС второго поколения для средних специальных учебных заведений РФ введены в 2002/03 учебном году. В основе их формулирования были положены следующие принципы:

- приоритет качества подготовки специалистов

- усиление профессиональной направленности содержания образования путем обновления содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.

- проверка, измерение и оценка качества подготовленности выпускников, создание системы контроля основных показателей качества образования.

- соответствие содержания образования современным тенденциям развития образования. Этот принцип выражается в гуманитаризации образования (повышение коммуникативной культуры), фундаментализации образования, усилении естественно-научной подготовки, а так же профессиональной направленности социально- экономической подготовки.

- практикоориентированность;

- гибкость и вариативность образования;

- принцип непрерывности образования.

ГОСы разрабатываются на конкурсной основе, уточняются на реже 1 раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом и являются обязательными для исполнения. В ГОС общеобразовательных учреждений выделяют 3 компонента:

Федеральный, национально-региональный и школьный.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.

В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов производственной практики.

В каждом учебном заведении имеется 2 вида учебных планов: примерный (типовой) и рабочий.

Примерные учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе ГОС и утверждаются Министерством образования РФ.

Рабочие учебные планы составляются на основе примерных с учетом формы обучения (дн, веч, з/о), уровня базовой подготовки. Рабочий учебный план разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах выделяются федеральный (инвариантный) уровень – ядро профессиональной подготовки, и национально-региональный (вариативный) – дополнительные профили подготовки и специализации.

В учебных планах дисциплины в зависимости от их содержания и целей изучения объединены в блоки дисциплин «общие гуманитарные и социально-экономические», «математические и общие естественно-научные», «общепрофессиональные» и «специальные».

В каждом блоке предусмотрено время для изучения факультативных дисциплин.

Последовательность изучения дисциплин в учебном плане устанавливается матричным методом. Вычерчивается матрица – таблица, в которой число строк и столбцов соответствует числу дисциплин. Названия дисциплин вводятся в каждую клетку верхней строки и в каждую клетку первого столбца по предполагаемой последовательности изучения. Далее производят анализ целей и содержания дисциплин, и результаты вносят в сетку следующим образом. Если для изучения дисциплины с условным названием «дисциплина 2» нужно опираться на сведения из «дисциплины1», то маркируется клетка на пересечении столбца «дисциплина2» и строки «дисциплина1». Так отмечаются связи всех дисциплин. Все помеченные клетки должны оказаться в правом секторе матрицы – следовательно, порядок дисциплин выбран правильно. Если же окажутся отмеченными клетки в левом секторе, порядок дисциплин следует поменять, добившись перемещения всех клеток в правый сектор.

Организационными формами обучения являются лекции, практические и лабораторные занятия, производственная практика.

Лекция – последовательное монологичное изложение информации по дисциплине в концентрированной логической форме.

Практическое занятие – работа в аудитории под непосредственным руководством и контролем преподавателя.

Производственная практика – работа студентов на предприятии под руководством преподавателя или сотрудника с целью приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности.

В учебном плане указываются количество часов в неделю на изучение каждого предмета, проведение практических занятий, основные этапы и виды практики, их объем и ориентировочные сроки проведения. Предусмотрено так же время для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения материала.

Бывает типовая(разрабатывается централизованно), рабочая( в самом учебном заведении) и авторская.

Существует 2 способа построения учебных программ: концентрический и линейный.

УП Содержит

- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание учебного материала;

- ориентировочное количество времени, отведенное на изучение отдельных вопросов курса;

- указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

Письменный контроль

Педагогический контроль- процедура оценки результатов познавательной деятельности учащихся, т. е. определение степени и качества достижения учебных целей.

Функции контроля:

- контролирующая;

-обучающая,

- воспитывающая.

Принципы контроля:

- объективность;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности (гласности), т. е. рейтинг каждого учащегося носит открытый, сравнительный характер;

- воспитательный характер;

- индивидуальный характер (за каждым конкретным учеником);

- разнообразие форм проведения контроля;

- дифференцированный подход (учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

- единство требований со стороны обучающих;

- всестороннесть контроля (проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

Объективная сторона контроля - отметка, оценочные суждения учителя, субъективная – отношение учащихся к своим знаниям, к их оценке.

Виды контроля:

1. Текущий: устный опрос, проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, повседневное наблюдение (на каждом уроке).

2. Периодический (рубежный): проводится после изучения логически законченной части, раздела, программы и в конце учебного периода с учетом текущей проверки, к нему относятся – контрольная работа, изложение, сочинение, диктант.

3. Итоговая проверка: проверка за определенный период обучения. 2 вида – зачет и экзамен. Может быть в устной или письменной форме.

Формы контроля – индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля – методы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих, существуют методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверить знания всех обучаемых одновременно, но требует больших затрат времени на проверку письменных заданий.

Оценочные шкалы.

Оценка – результат контроля учебно-познавательной деятельности учащегося, это установление степени выполнения задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Она должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей.

Функции оценки:

- образовательная;

- воспитательная.

Отметка – количественное выражение оценки в цифрах, или так называемых баллах. В РФ общепринята пятибалльная система. Существует система примерных норм ошибок – в них указывается каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося для аттестации его соответствующим баллом. Может использоваться 6 балльная или 10 балльная система оценки, буквенная. Существует безотметочное обучение (н-р начальные классы)

Наглядность в обучении.

К наглядным методам обучения относится: демонстрация, иллюстрация, видеометод.

Демонстрация – метод, выражающийся в показе различных средств наглядности. Объекты демонстрации: наглядные пособия демонстрационного характера – картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.; опыты, проводимые учителем. Применяется при изучении нового материала, и при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения, обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся, широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

Иллюстрация – как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого объекта. Функция иллюстрации в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. В качестве иллюстрации используются натуральные или искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений, символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Видеометод – интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции, что обуславливается высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Работа с учебником или книгой – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

-конспектирование,

-составление плана текста,

- тезирование (изложение тезисов),

-цитирование,

- аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла)

- рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному)

- составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и пр. характер, полученных в результате поиска),

- составление формально-логической модели (граф);

- составление тематического тезариуса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме),

- составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Проблемное обучение

- это один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Цель – формирование качеств творческой личности (быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость, самодеятельность) в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должно быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Этапы разрешения проблемы:

- введение и осознание учебной проблемы,

- анализ имеющихся знаний по данному вопросу, выяснение их недостаточности;

- включение в поиск недостающей информации,

- приобретение разными способами необходимых для решения проблемы знаний

- проверка полученных результатов.

Преимущества – самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки – слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Ключевым понятием является проблемная ситуация. Она возникает тогда, когда для осмысления каких-либо действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов решения.

Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, что он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения.

Существует несколько форм проблемного обучения:

При проблемном изложении познавательная способность учеников проявляется в меньшей степени. Сообщение нового материала осуществляется преподавателем, но учащиеся при этом все же вовлекаются в активную мыслительную деятельность. Проблемность в том, чтобы вызвать у учащихся «соразмышление», «сопереживание».

При использовании частично-поисковой деятельности работа в основном направляется самим преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа.

Метод исследовательской деятельности представляет собой самостоятельный поиск решения учеником и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности поисковых действий, необходимых для ее решения (лабораторные работы, доклады и т.д.).

Проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как новую систему обучения.

Активные методы обучения.

Метод обучения - способ совместной деятельности обучаемого и преподавателя в ходе учебного процесса. Эта деятельность происходит с разной степенью активности участников. Методы обучения в профессиональной школе имеют свою специфику, обусловленную прежде всего видами профессиональной деятельности, которую она формирует. Исходя из этого, приоритетными можно считать так называемые методы активного обучения.

Методы активного обучения – это методы, организующие непосредственное вовлечение обучаемых в активную самостоятельную деятельность по решению познавательных задач.

При использовании активных методов студент большую часть времени производит самостоятельные действия (умственные, мануальные или сенсорные). При этом основная функция преподавателя – организовывать, направлять, и контролировать эту деятельность. Таким образом, основной принцип выбора метода обучения дисциплине можно сформулировать как принцип соответствия методов обучения системе целей изучения дисциплины.

Классификация по уровню освоения дисциплины:

- ознакомление с учебной информацией (прослушивание лекций, изучение материальных объектов, источников информации и др.) - условно относится к активным.

- выполнение умственных действий - решение познавательных, логических, ситуационных клинических и других задач, вместе с выполнением мануальных действий является основным видом учебной деятельности студента. Используя ООД, можно повысить эффективность обучения решению задач.

- выполнение мануальных действий на моделях и/или пациенте – важное место. Физикальное обследование пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), некоторые диагностические и лечебные манипуляции входят в список практических умений – раздела конечных целей обучения выпускника.2 обязательных условия способствуют формированию мануальных действий: использование ООД (2 типа) и индивидуальное многократное выполнение каждым обучаемым каждого действия. Возможно использование КТ

- учебные игры – метод активизации учебного процесса (деловая игра), это игровая имитация конкретной проблемы управления с целью выработки наилучшего варианта решения. Существует 2 группы игр: ролевые (разыгрывание ролей в имитации решения проблемы) и соревновательные (на выигрыш – типа что? где? когда?). использование игр может преследовать 2 цели: отработки какого-либо элемента действия и интеграции наработанных действий в вид деятельности. Игра резко активизирует процесс усвояемости действия, т. к. человек раскрепощается. Подготовка к проведению довольно сложна, поэтому в медучилищах используется редко, можно ввести игровой элемент в практическое занятие;

- учебно-исследовательская работа (реферирование источников информации, рецензирование, планирование и проведение исследования) - может быть отнесена к методам формирования критичности мышления и творческой деятельности. К этому виды активных методов обучения можно отнести: лабораторный практикум с постановкой экспериментов; рецензирование (заданий, выполненных другими студентами, источников информации); реферирование. Лабораторный практикум используется при изучении общепрофессиональных дисциплин. Рецензирование как метод может быть использован на практическом занятии при изучении практически любой дисциплины. Так же для рецензирования можно использовать видеофильмы (искать ошибки). Реферирование используется очень широко. Но важно: подбирать темы, раскрытие которых требует аналитической деятельности. При построении технологии обучения дисциплине эффективные методы обучения выбираются следующим образом. Опираясь на исторический опыт преподавания дисциплины и педагогические принципы (43), необходимо отобрать (или создать новые) методы, которые предполагают активную учебную деятельность обучаемых и адекватны системе целей изучения дисциплины.

Билет 19

Педагогическая этика

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; .г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

задача педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога.Среди задач – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя.

Билет 20

Структура практического зянятия.

Подготавливают студентов к следующей, высшей ступени обучения, практические занятии предшествуют семинарам, но могут идти и параллельно с ними.

Цель: закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы;проверить, насколько усвоены студентами лекционные курсы.

Процесс обучения предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Структура практических занятий:

вступление преподавателя;

ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

практическая часть как плановая;

заключительное слово преподавателя.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности.

Критерии оценки практического (семинарского) занятия:

Целенаправленность: постановка проблемы,стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности;

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов;

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний;

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

По итогам проверки проведения практического или семинарского занятия преподавателем должен заполнить Карту оценки качества проведения практического занятия

В дальнейшем Карта прикладывается к пакету документов при прохождении данного преподавателя по конкурсу на должность ППС.

Программированное обучение.

Это система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО:

- учебный материал разделяется на отдельные порции,

- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

- каждый шаг завершается контролем,

- при правильном выполнении учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения, при неправильном – получает помощь и дополнительные разъяснения,

- каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе,

- результаты выполнения всех заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь),

- педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.

Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимых для полноценного усвоения знаний и умений.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы можно разделить на:

- методы предъявления информации,

- методы выполнения программированных заданий,

- методы контроля и коррекции.

Наши рекомендации