Концепция естественного воспитания
Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположникомбыл Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивныйростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и вдальнейшем действительно привели к революционному взрыву. Господстводуховенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархическойлестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатациянародных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, которое,будучи неоднородным, объединяется в тот период против общего врага -феодального строя.Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Остриебеспощадной критики направляется со стороны французских просветителей какидеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,королей я монархов, феодальной идеологии, против феодального строя вообще ивсех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,ремесленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так ипросветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своихвзглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенстваи более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,называя его "босяком".Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Какотмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а егодемократизм во многом опережает просветителей.Руссо, не получив систематического образования, был образованнейшимчеловеком своего времени. Круг его интересов, диапазон его духовных запросовявлялся весьма широким и разносторонним, философия и социология, литератураи педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной изэтих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой изних заметный след, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие духовнойкультуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлогонайдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчаспрямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,идеологом которой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь отсвоего бывшего кумира.От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современная, одряхлевшаябуржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от деланарода, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно,свысока и хотя по традиции называет его "великим", но неизменно добавляет"утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительноутопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед"человеком", перед "трудом".Более того. На великого французского гуманиста нередко клеветали и при жизнии после смерти. Клеветали, извращали и продолжают извращать как сущностьего взглядов (в том числе и педагогических), так и истинные мотивы егодеятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма(особенно в трудах немецких историков педагогики).Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовного развития Руссо, особеннофилософского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путьтаких французских просветителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые былипоследовательными материалистами в понимании многих вопросов философии.Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементамиматериализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, апо ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью ипротиворечивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менеепротиворечив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчестваИ. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - тожаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялсяреволюции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль вбудущее, иногда при посредстве воображения убегал от настоящего к эрепервобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительныхдикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью". Своипедагогические взгляды Руссо излагает в трактате "Эмиль, или о воспитании",вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он послепоявления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместес этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новойроли - роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своемпедагогическом романе оставался все тем же социальным мыслителем,подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позицийпедагога-методиста, а с позиций педагога-философа. Поэтому сила "Эмиля" - нетолько в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солиднойфилософской и социально-политической базе педагогики Руссо.
Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевскогогражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанногоидеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо,Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методоввоспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всюсословную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великийдемократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и возмущением пишет он:"Вся наша мудрость состоит в рабских предрассудках, все наши обычаи - не чтоиное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится,живет и умирает в рабстве".Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья,отмечает Руссо, проходит среди плача и наказаний, угроз и рабства. Такоеотношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этимподбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, апортят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие,жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертамиотличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те временагосподствующее положение не только в школах Франции, но и других стран.Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словахраскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, вовсем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как поприказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать,когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинутьногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по вашимправилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него?Такой человек, принужденный с детства подчиняться чужой воле, насилию, можетстать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное напринуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состояниючеловека, его природе, его свободному развитию. Следовательно, нам надовыяснять вопрос о том, что же понимает Руссо под естественным человеком,под природой вообще и, в частности, под природой ребенка, как онрассматривает свободу. Из этих принципиальных положений вытекает вопрос осущности естественного, свободного воспитания, о характере взаимоотношенийвоспитателя и воспитанника в педагогической теории Руссо.
Педагогическая теория Руссо
Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевскогогражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанногоидеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо,Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методоввоспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всюсословную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великийдемократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и возмущением пишет он:"Вся наша мудрость состоит в рабских предрассудках, все наши обычаи - не чтоиное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится,живет и умирает в рабстве".Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья,отмечает Руссо, проходит среди плача и наказаний, угроз и рабства. Такоеотношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этимподбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, апортят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие,жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертамиотличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те временагосподствующее положение не только в школах Франции, но и других стран.Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словахраскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, вовсем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как поприказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать,когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинутьногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по вашимправилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него?Такой человек, принужденный с детства подчиняться чужой воле, насилию, можетстать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное напринуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состояниючеловека, его природе, его свободному развитию. Следовательно, нам надовыяснять вопрос о том, что же понимает Руссо под естественным человеком,под природой вообще и, в частности, под природой ребенка, как онрассматривает свободу. Из этих принципиальных положений вытекает вопрос осущности естественного, свободного воспитания, о характере взаимоотношенийвоспитателя и воспитанника в педагогической теории Руссо.