Концепция естественного воспитания

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположникомбыл Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.Противоречия между развивающимися произ­водительными силами, интенсивныйростом капиталистической ману­фактуры и феодальными отношениями,тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и вдальнейшем действитель­но привели к революционному взрыву. Господстводуховенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархическойлестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатацияна­родных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, ко­торое,будучи неоднородным, объединяется в тот период против об­щего врага -феодального строя.Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Остриебеспощадной критики направляется со стороны французских просветителей какидеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,королей я монархов, фео­дальной идеологии, против феодального строя вообще ивсех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,ре­месленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так ипросветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своихвзглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенстваи более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,называя его "босяком".Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Какотмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а егодемократизм во многом опережает просветителей.Руссо, не получив систематического образования, был обра­зованнейшимчеловеком своего времени. Круг его интересов, диа­пазон его духовных запросовявлялся весьма широким и разносто­ронним, философия и социология, литератураи педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной изэтих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой изних заметный след, оказав огромное влияние на даль­нейшее развитие духовнойкультуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлогонайдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчаспрямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,идеологом ко­торой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь отсвоего бывшего кумира.От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ­ная, одряхлевшаябуржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще инте­ресов своего класса от деланарода, превозносили Руссо; тепереш­няя буржуазия относится к Руссо холодно,свысока и хотя по тра­диции называет его "великим", но неизменно добавляет"утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительноутопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уваже­ние перед"человеком", перед "трудом".Более того. На великого французского гуманиста нередко кле­ветали и при жизнии после смерти. Клеветали, извращали и про­должают извращать как сущностьего взглядов (в том числе и педа­гогических), так и истинные мотивы егодеятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма(особен­но в трудах немецких историков педагогики).Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовно­го развития Руссо, особеннофилософского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путьтаких французских про­светителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые былипоследова­тельными материалистами в понимании многих вопросов философии.Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементамиматериализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, апо ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью ипротиворечивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менеепротиворечив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчестваИ. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - тожаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялсяреволюции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль вбудущее, иногда при посредстве вообра­жения убегал от настоящего к эрепервобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительныхдикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью". Своипедагогические взгляды Руссо излагает в трактате "Эмиль, или о воспитании",вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он послепоявления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместес этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новойроли - роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своемпедагогическом романе оставался все тем же социальным мы­слителем,подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позицийпедагога-методиста, а с позиций педагога-филосо­фа. Поэтому сила "Эмиля" - нетолько в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солиднойфилософской и социально-политической базе педагогики Руссо.

Педагогическая теория Руссо





Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевскогогражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанногоидеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо,Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методоввоспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всюсослов­ную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великийдемократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и воз­мущением пишет он:"Вся наша мудрость состоит в рабских пред­рассудках, все наши обычаи - не чтоиное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится,живет и умирает в рабстве".Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья,отмечает Руссо, проходит среди плача и наказа­ний, угроз и рабства. Такоеотношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этимподбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, апортят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие,жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертамиотличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те временагосподствующее положение не только в школах Франции, но и других стран.Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словахраскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, вовсем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как поприказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать,когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинутьногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по ва­шимправилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него?Такой человек, принужденный с детства подчи­няться чужой воле, насилию, можетстать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное напринуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состояниючеловека, его природе, его свободному развитию. Следовательно, нам надовыяс­нять вопрос о том, что же понимает Руссо под естественным чело­веком,под природой вообще и, в частности, под природой ребенка, как онрассматривает свободу. Из этих принципиальных положений вытекает вопрос осущности естественного, свободного воспитания, о характере взаимоотношенийвоспитателя и воспитанника в педаго­гической теории Руссо.

Наши рекомендации