Сущность естественного (свободного воспитания)

Как отмечал Кант, Руссо мудро вывел свой метод воспитания из самой природы.Но, спрашивается, что же понимал Руссо под природой? К этому вопросу Руссоподходит о разных точек зрения, исходя из конкретного анализа тех или иныхявлений. В одном слу­чае природа выступает у него как внешний материальныймир, как воя окружающая действительность, воздействующая на человека и, вчастности, на ребенка. Здесь Руссо высказывает ряд материали­стическихположений. В "Исповедании веры савойского викария" Руссо пишет; "Все, что ячувствую вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей... Ясуществую и имею чувства, посредством которых получаю впечатления". Этиположения со­звучны взглядам материалистического сенсуализма, которые в ХVIIв. защищал Локк. Это понимание Руссо природы тем более необходимо отметить,что некоторые исследователи ограничиваются лишь данной стороной дела иприписывает Руссо тем самым не свой­ственную ему узость взглядов. С другойстороны, без выяснения роли внешней природы как фактора воспитания,благотворно воздей­ствующего на человека, на детей, нам также будет непонятен Рус­со как педагог-мыслитель, педагог-реформатор.Руссо всю свою жизнь любил природу, его влечение к ней было безгранично. Егобеспокойная и мятежная душа находила в природе успокоение, гармонию..Следовательно, внешнюю при­роду Руссо рассматривает и как источник внешнихвпечатлений (а потом, как увидим, и источник наблюдений и знаний), и какисточ­ник эстетического наслаждения и нравственного успокоения ксовер­шенствованию, и как (самое главное) средство гармонического(естественного, свободного) развития личности.Понятие природы выступает у Руссо далее и в другом плане. Он использует частоэто понятие как орудие полемики. Как указы­вает В.Ф. Асмус, за восхвалением"дикаря", ведущего счастливую жизнь среди природы, среди лесов и гор,читатели угадывал» про­паганду достоинства и доблести бедных людей: крестьян,охотников, рыбаков, ремесленников. Вместе с тем защита человека приро­ды ивсего того, что связано с природой, сливалась у Руссо с отрицанием всегопротивоестественного, оторванного от природы с ее простотой инепосредственностью. "Культ природы" у Руссо, - пишет И.Верцман,- есть нечто иное, как отвращение к искусствен­ности, фальши, жажда всегоестественного, простоты, непосредст­венности, скромности, отсутствиежеланий, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физическойсилы".Таким образом, понятие природы в данном случае не исполь­зуется Руссо лишьтолько как полемический прием. Он идет дальше. Он противопоставляет "природу""культуре", естественное состоя­ние человека его искусственной жизни вобществе. Для выяснения же собственно педагогической концепции Руссо намнеобходимо рас­смотреть его взгляды на природу уже в принципиально иномплане: природа человека вообще, природа ребенка - в частности.Исследователи, как правило, обращает пристальное внима­ние именно на этусторону вопроса, что вполне справедливо и закономерно, поскольку речь идет опедагогическом исследовании. Н,К.Гончаров, например, прослеживая развитиефилософских и со­циально политических воззрений Руссо и переходя затем к егопедагогической теории, пишет: "Следовательно, под природой как основнымопределяющим фактором развития он понимая природу самого ребенка".И далееавтор показывает противоречивость этой точки зрения Руссо: с однойстороны, прогрессивность по сравнению с существовавшей феодальной системойвоспитания, подавляв­шей личность ребенка, его природные задатки; с другойстороны, утопичность и неправильность такого взгляда, приводившего Рус­со вконечном итоге к педоцентризму.Нам бы хотелось в связи с этим выяснить по возможности те истоки, которыепитали взгляды Руссо на природу человека, на природу ребенка.Философская, психологическая и педагогическая мысль уже давно билась надразрешением загадки человеческого бытия, человеческого поведения. Педагогикабыла кровно заинтересована в этом, так как только изучив человека (в томчисле и ребенка), можно научиться управлять и руководить им, т.е.воспитывать.Прогрессивные поиски в этом направлении были нацелены как против реакционныхи религиозно-мистических концепций, так и на обоснование и защиту позитивныхвзглядов на человека, его развитие и поведение.Сокрушительные удары передовые мыслители ХVII-ХVШ в. (гуманисты ипросветители) наносили по религиозной догматике, проповедовавшей бренностьвсего земного, греховность мирских желаний и помыслов, умерщвление плоти исмирение духа. Именно на этих догмах было построено все религиозноевоспитание.Этим религиозно-мистическим взглядам на человека гумани­стами ипросветителями была противопоставлена вера в человека, в его природныезадатки и способности, вера в могущество воспи­тания. Однако как только речьзаходила о конкретных исследованиях природы этого человека, о конкретныхвзглядах на душевную дея­тельность его, сразу же выявлялись различные точкизрения да­же прогрессивных деятелей того времени. Нам нетнеобхо­димости рассматривать весь ход и атмосферу идейной борьбы тогопериода. Мы кратко, в самых общих чертах, рассмотрим взгляды по отдельнымвопросам лишь тех мыслителей, которые оказали или могли оказать то или другоевлияние на формирование мировоззре­ния Руссо.

Педа­гогические воззрения





Воспитание Руссо рассматривает как содействие саморазви­тию я развитиюприроды ребенка. Как указывалось выше, природа ребенка не терпит грубоговмешательства, а тем более насилия, это может помешать ее естественному ходу,свободному проявление ее сил и возможностей. Природа (тело и душа, инстинкты,потреб­ности, врожденные чувства и пр.) развивается по своим собственнымвнутренним законам, первым и главным из которых является закон "... Первыйзакон природы,- пишет Руссо, - это закон самосохранения".В ряде случаев Руссо не отделяет четко и последовательно процесс развития отпроцессов воспитания, отождествляя их на отдельных этапах роста ребенка(особенно первых), тем самым как бы биологизируя социальную сущностьвоспитания. Уже в предисловии к своему "Эмилю" Руссо провозглашает, чтопредла­гаемая им система воспитания - ход самой природы, что, не изучив,прежде всего, хорошо природу ребенка, нельзя браться за его воспитание.В дальнейшем, на многих страницах трактата, развивается мысль о том, чтоглавный воспитатель - природа самого ребенка, что педагог лишь следует ееестественному ходу и не мешает ей развиваться. На первый взгляд создаетсявпечатление, что Руссо отводит воспитанию пассивную роль, а воспитатель в егопредстав­лении - в одном случае сторонний наблюдатель, в другом случае - неболее как помощник природы и, прежде всего, озабочен тем, как бы своимвмешательством и руководством не испортить то дело саморазвития, которое такуспешно и мудро совершает сама приро­да. Так, например, Руссо пишет: "Вы,начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания". Вдальнейшем свой метод воспитания он характеризует как "бездеятельную методу",утверждая, что он решительно настаивает на таком воспита­нии и не думаетотказываться от него, несмотря на все возможные возражения. Однакодействительно ли Руссо отводил воспита­нию и воспитателю такую пассивнуюроль, а если нет, то зачем потребовались ему та категоричность и дажепарадоксальность, которые звучат в только что приведенных словах? Дело втом, что, провозгласив "бездеятельную методу" как основу воспитания, Руссо вдальнейшем фактически отказывается от этого своего положения, когдарассматривает конкретные вопросы воспитания Эмиля. Более того, Руссобуквально ни на шаг не отпускает от себя своего подопечного, постоянно следитза его поступками и действиями.Следовательно, педагог у Руссо не только не пассивен, но, напро­тив, весьмаактивен, но активность его коренным образом отличает­ся от активностипедагогов - представителей авторитарного воспи­тания, сводивших своюдеятельность к строжайшему надзору, к жесточайшей регламентации всей жизниребенка, к насилию над его волей, к грубому вмешательству в его внутренниймир.К тому же следует иметь в виду, что "пассивность" педагога Руссо допускаетлишь в том случае, когда происходит воспитание природой, т.е. внутреннееразвитие способностей и органов. Здесь, как полагает Руссо, воспитатель невластен над природой, он лишь ждет, когда организм созреет, и следует заразвитием ребенка. Разумеется, в ту пору Руссо не мог правильно, на научнойоснове, решить вопроса о соотношении воспитания и развития, о том, чтовоспитание и обучение не плетется в хвосте у развития, а активно воздействуетна процесс развития, ускоряя появление природных задатков и формированиеспособностей и положительных качеств.Воспитание природой, о котором мы говорили, Руссо выдвигает на первый план,считая его решающим фактором. Второй автор воспи­тания, го Руссо,- этообучение тому, как пользоваться этим разви­тием, т.е. это воспитание состороны людей. И, наконец, третий фактор - "... приобретение намисобственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, естьвоспитание со стороны ве­щей".Далее Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе независит от людей, воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторойстепени и только воспитание со стороны людей определяется самими людьми. Изэтих рассуждений Руссо де­лает вывод о том, что, поскольку над природой людине властны, следует два последних фактора (т.е. воспитание со стороны вещейи со стороны людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитанияи зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.В соответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Руссо по-разному. Если речь идет о воспитании приро­дой, то здесь Руссо, какуказывалось выше, отождествляет воспи­тание с развитием (воспитание естьвнутреннее развитие наших способностей и наших органов). Когда он говорит овоспи­тании через вещи, то теперь он понимает под воспитанием со­действиеребенку в приобретении собственного опыта. И, наконец, когда рассматриваетсявоспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимаетсяруковод­ство детьми. Мы видим, что Руссо проводит определенную и,достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от развития, котороенезависимо от воспитателях, поскольку это внутренний, самопроизвольный,спонтанный процесс) к более активному процессу содейст­вия (в приобретенииопыта) и к еще более активному руководству. Таким образом, сущностьвоспитания, как это явление понимает Руссо, можно представить в следующейсхеме: саморазвитие - содействие - руководство. Руссо тем самый поставилисключительно важную проблему о соотношений биологического и социального вразвитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическо­му (чтоприводило его к педоцентизму), решить эту проблему на­учно он не смог.Воспитание есть всегда и во всех случаях функция общественная, и развитиеребенка, формирование его личности опре­деляется не "природой" ребенка, аобществом, социальными условия­ми жизни и деятельности. Однако Руссо,несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственновоспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системеаристо­кратического и религиозного воспитания, где совершенно не счита­лись с"природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физическо­го и психическогоразвития, с его истинными потребностями и стрем­лениями. Смелое ипоследовательное выступление великого француз­ского мыслителя в защитуприроды и прав ребенка, его гневный про­тест против подавления и порабощенияЛичности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека -выдающийся вклад Руссо в развитие педагогической, психологической ифилософ­ской мысли.

Наши рекомендации