Внутренняя мотивация учебной деятельности и ее значение для обучения. Поддержка базовых психологических потребностей как важный источник внутренней мотивации.
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана
Внутренняя мотивация стоит на трёх базовых потребностях (в автономии, компетентности, связности с другими людьми). Если их не фрустрировать, то внутренняя мотивация будет развиваться сама.
Было показано, что внутренняя мотивация может быть фрустрирована в следующих случаях:
· кто-то смотрит, как человек выполняет деятельность
· за результат деятельности назначена награда
· деятельность оценивается
· навязываются цели деятельности
· вводится ситуация соревнования
· установлены временные рамки
Потребность в автономии отчасти блокируется тем, что ребёнок обязан ходить в школу.
Ощущение субъектом возможности выбора воспринимается как реализации потребности в автономии.
Потребность в компетентности означает стремление чувствовать себя компетентным в своей деятельности.
Источники: позитивная обратная связь; решение задач средне-высокого уровня сложности (задач, бросающих вызов).
Удовлетворение потребности в принятии и связности с другими людьми
Впервые это было рассмотрено в исследования привязанности (Боулби, Эйнсворт).
Исследование на 1270 студентах двух американских и двух немецких вузов. Проверка универсальности теории (в отношении студентов немецких вузов). Исследование удовлетворения потребности в автономии и потребности в компетентности и связь этого удовлетворения с внутренней мотивацией.
В немецких вузах разрешается пропускать занятия, тесты и промежуточные экзамены могут не проводиться, а на итоговом экзамене требуется показать своё понимание возможности применения знаний.
В американских вузах часто проводятся тесты проверки знаний.
Данные подтвердили, что студенты немецких вузов в большей степени, чувствуют, что у них удовлетворена потребность в автономии. А студенты американских вузов в большей степени чувствуют, что у них удовлетворена потребность в компетентности.
Для студентов на успешность обучения влияют следующие компоненты мотивации:
· мотивация достижения (r = 0,31)
· самоэффективность (r ≈ 0,4)
Содержание, методы, формы обучения и типы обратной связи, поддерживающие внутреннюю учебную мотивацию.
Внутренней мотивации способствуют:
· удовлетворение базовых потребностей
· проблемное обучение
· интересный и осмысленный учебный материал
· безотметочное обучение
· учителя как модели внутренней мотивации
Далее есть смысл сказать о том, что активные методы обучения в большей степени поддерживают внутреннюю мотивацию. И привести примеры форм обучения из предыдущих вопросов.
Исследования восприятия стиля преподавания (контролирующий – поддерживающий автономию) (Петровский В.А., 2011). Если в классе присутствует творческий (поддерживающий автономию) учитель, то семиклассники лучше выполняют тест на ассоциации.
Путь интернализации внешне мотивированной учебной деятельности
Интернализация понимается как «активный, естественный процесс, в ходе которого индивиды пытаются трансформировать социально одобряемые правила или требования в укоренные в личности ценности и формы саморегуляции» (Деси, Райан, 2000, p. 235-236).
Типы внешней учебной мотивации и их значение для эффективного учебного процесса. Механизмы построения учебной мотивации в теории поэтапного формирования умственных действий, в развивающем обучении, при традиционном обучении.
Развитие внешней мотивации:
· ты должен
· я должен
· мне надо
· мне важно
Уровни экстринсивной (внешней) мотивации:
· уровень экстринсивной регуляции – поведение регулируется обещанными наградами и угрозой наказания
· уровень интроецированной регуляции – поведение субъекта регулируется частично присвоенными правилами или требованиями, которые побуждают его действовать так, а не иначе
· уровень идентифицированной регуляции – субъект испытывает ощущение собственного выбора данной деятельности и принятие ранее внешних целей и ценностей регулирующих ее осуществление
· интегративный уровень
Экстернальная регуляция (экстринсивная ?) негативно связана с внутренней мотивацией, академическими достижениями и успеваемостью.
Интроецированная регуляция негативно связана с психологическим благополучием (высокая тревожность, низкая самооценка, неадаптивные копинг-стратегии).
Идентифицированная регуляция позитивно связана с успеваемостью и не обнаруживает связей с психологическим благополучием.
Интернализация понимается как «активный, естественный процесс, в ходе которого индивиды пытаются трансформировать социально одобряемые правила или требования в укоренные в личности ценности и формы саморегуляции» (Деси, Райан, 2000, p. 235-236).
В соответствии с теорией формирования умственных действий (Гальперин) третий тип учения характеризуется в первую очередь внутренней познавательной мотивацией при исключении всех остальных форм мотиваций.
При развивающем обучении важно развитие теоретического мышления и творчества как основы личности, поэтому здесь важна внутренняя мотивация.