Благоприятные каузальные атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль как источники эффективного реагирования на трудности в обучении. Возможности их формирования в учебном процессе.
Бернард Вайнер (1935)
Атрибутивная теория мотивации достижения
Атрибуции – это заключения, которые делает человек относительно причин собственного или чужого поведения.
4 основные причины успехов или неудач:
· способности (или отсутствие таковых)
· усилия (или их недостаток)
· трудность (или лёгкость задания)
· удачное (или неудачное) стечение обстоятельств (случай)
Стабильность причины | Локализация | |
Внутренняя | Внешняя | |
Стабильная | Способности | Случай |
Вариативная | Усилия | Сложность |
Свойства различных причинных факторов по каждому из трёх параметров – локус, стабильность, контролируемость.
Внутренняя | Внешняя | |||
Стабильная | Нестабильная | Стабильная | Нестабильная | |
Контроли руемая | Отношение к учебе (усердие, лень) | Старание (в данный момент) | Типичная помощь учителя | Помощь, получаемая от других людей |
Неконтроли руемая | Способности | Телесное и душевное состояние (настроение, усталость) | Сложность задания | Случай |
Пять основных источников информации, помогающие решить, почему был получен некоторый результат (по Вайнеру):
· история прежних успехов
· насколько успешной была деятельность других
· время, затраченное на выполнение задания (величина усилия)
· какая помощь была получена
· склонность к чрезмерно негативистскому и нереалистичному мышлению
Схема процесса атрибуции:
1. Событие
2. Воспринимаемая причина
3. Эмоциональная реакция
4. Ожидания будущего
5. Последующее поведение
Пути формирования адаптивных каузальных атрибуций:
· Обратная связь учителя
(Внимание к усилиям, а не результатам; к стратегиям)
· Невербальные эмоциональные реакции учителя на ученика (сочувствие, гнев, удивление и др.)
· Последующее поведение учителя по отношению ребёнку (оказание помощи, выдача дополнительного задания)
Оптимистический и пессимистический атрибутивный стиль, его связь с успешностью обучения и возможности его формирования в учебном процессе (Селигман, выученная беспомощность).
Эксперимент М. Селигмана и Б. Овермейера (триадный)
Испытуемые: 24 дворняжки, 37-48 см в холке и весом 11,5-13 кг.
Предварительный этап
Три группы, в каждой – по 8 собак.
1-ая экспериментальная группа – собака помещалась и закреплялась в клетке. Животные получили 64 воздействия током с интервалом в 90 сек.
2-ая экспериментальная группа – собака имела возможность избегать удара током, нажав головой на панель спереди.
Собаки из 2 группы были «спарены» с собаками из 1 группы. Как только собака из 2 группы догадывалась, как отключить ток, он отключался и для собаки из 1 группы.
Контрольная группа – шока вообще не получала.
Основной этап
Собаки помещались в клетку, в половине которой ток подавался, а в половине – нет. Собака могла догадаться, что нужно перепрыгнуть через перегородку на другую половину клетки.
Измерялось среднее время на избежание воздействия током в экспериментальном боксе на основном этапе эксперименте.
Оказалось, что время для 1 экспериментальной группы было значимо выше, чем время для 2 экспериментальной и контрольной групп (примерно равные показатели).
Формирование беспомощности в учебной деятельности
Существует около трети людей, у которых практически невозможно создать выученную беспомощность.
Введение конструкта «пессимистический атрибутивный стиль».
Если испытуемым говорили, что можно подобрать сочетание кнопок на пульте для отключения неприятного звука, то пассивность формировалась в меньшей степени.
Типы размышлений в ситуации учебной неудачи
· Это не для меня! Здесь ничего нельзя сделать!
· Он идиот, нет смысла биться головой о каменную стену!
· Да, задача трудная, но я думаю, что справлюсь!
· Мне нужно сесть, подумать и найти выход.
· Но должно же быть что-то такое, что я могу сделать… Не верю, что всё так плохо.
Пессимистический атрибутивный стиль:
· Персонализация: «Это моя вина»
· Стабильность: «Это никогда не кончится»
· Глобальность: «Это событие касается только данной конкретной области»
Три источника пессимистического атрибутивного стиля в учёбе:
· Характеристики жизнедеятельности ребёнка и ранних этапов учебной деятельности – ощущение неподконтрольности происходящих событий, непредсказуемости действий учителя.
· Частая негативная обратная связь (К. Двек), атрибутирование к неконтролируемым факторам.
· Учителя и родители как модели пессимистического атрибутивного стиля.
Параметры объяснительного стиля:
· постоянство
· широта
· контролируемость (? – отказался)
Селигман ввел понятие стиля объяснения, который описывается с помощью трёх параметров – постоянство, широта (универсальность) и персонализация. Первая характеристика временная, она имеет отношение к объяснению причин происходящих с индивидом событий постоянными или временными факторами. Вторая характеристика – пространственная, она имеет отношение к степени универсальности оценки индивидом происходящих с ним событий, склонен ли он к чрезмерному обобщению или, наоборот, специфическому, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций. Персонализация – параметр, выделенный ещё предшественниками Селигмана предлагает ответ на классический вопрос "Кто виноват?": когда происходят неприятности, индивид может обвинять либо себя, либо других людей и обстоятельства.