Деятельностная теория учения. Понятие учебной деятельности и критерии её сформированности.
Основные положения деятельностного подхода в психологии
· Психика зарождается в деятельности (А.Н. Леонтьев) или формируется (С.Л. Рубинштейн).
· Психика развивается с развитием деятельности; при этом деятельность идет впереди психики, прокладывает пути для ее развития.
· Основным механизмом появление психических новообразований выступает интериоризация – переход внешних, материальных форм деятельности в деятельность внутреннюю психическую.
· В онтогенезе освоение новых форм деятельности идет через включение ребенка в совместную деятельность со взрослым (совместно-разделенная деятельность).
· В функциональном плане психика выступает инициатором и регулятором деятельности и зависимость деятельности от психики выступает на первый план. То есть в функциональном плане психика первична по отношению к деятельности. А в генетическом плане анализа деятельность первична по отношению к психике.
· На высших ступенях своего развития сама психика приобретает форму особой психической деятельности (перцептивная, мнемическая, мыслительная и др.,).
· Внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковую структуру, что обеспечивает постоянные переходы и взаимосвязи между ними при решении реальных жизненных задач.
· Основными атрибутами деятельности являются её предметность, целенаправленность, сознательный контроль, продуктивность, опосредствованное строение и социальная природа.
Опредмечивание – это переход живого процесса деятельности в покоящееся («мёртвое») свойство предмета.
Распредмечивание – воспроизведение в ходе деятельности заложенных в предмете норм и свойств его использования, раскрытие его значения.
Знания, умения и навыки (и даже образы) являются с одной стороны результатами деятельности, а с другой стороны могут обнаруживать себя только в деятельности.
Характеристики и свойства всех субъективных образований (в т.ч. ЗУН) зависят от характеристик и свойств деятельности, которая их породила. Сами познавательные компоненты психики следует описывать на языке деятельности («психика просвечивает через деятельность» - Рубинштейн).
Основной структурной составляющей деятельности, в которой осуществляется замкнутый цикл функционирования наших познавательных компонентов (знаний), является учебная задача. Предполагается активность самого субъекта учебной деятельности.
Понимание учения как деятельности активного субъекта (учащегося) противостоит трактовке обучения как трансляции знаний и умений от учителя к ученику, с целью их усвоения и воспроизведения.
В учебной деятельности субъект «распредмечивает» мир человеческой культуры, приобретает таким образом знания, умения, навыки, и развивает свои способности (в том числе и способность к обучению) и личность.
Компоненты учебной деятельности:
· учебная мотивация
· учебная цель
· учебная задача
· операции
· действия контроля
Ведущей называется деятельность, в ходе которой происходит формирование новообразований данного возраста.
Диагностика сформированности учебной деятельности
Критерии сформированности учебной деятельности:
· ученик понимает задачу, понимает смысл деятельности по решению этой задачи и активно включается в её решение
· ученик способен ставить перед собой учебные задачи
· ученик умеет искать и находить ориентиры, необходимые для решения задачи
· ученик умеет выполнять действия в разных формах (материальная, речевая, умственная; по Гальперину)
· в ходе обучения ученик осваивает всё новые и новые учебные действия (например, сравнение, измерение, опознание, моделирование и др.)
· ученик умеет отличать результат действия от способа его выполнения
· ученик может выполнять одни и те же действия разными способами
· ученик умеет проверять свою деятельность по конечному результату, т.е. осуществлять итоговый контроль
· ученик умеет проверять себя по ходу выполнения деятельности, т.е. осуществлять пошаговый контроль (что сложнее, чем осуществлять итоговый контроль)
· ученик умеет планировать свою учебную работу до её начала
· у ученика сформирована адекватная самооценка в отношении выполнения учебной деятельности
· лёгкость, скорость и правильность решения учебных задач
Теория планомерного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперина) как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению. См. следующий вопрос.
9. Теория и практика планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий (знаний, образов, навыков). Параметры действий, типы построения их ориентировочной основы (типы учения).
Концепция П.Я. Гальперина
Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действия и понятий
Теоретическая задача – изучить закономерности перехода от внешних форм деятельности к внутренним и выяснить условия, влияющие на качества формируемых таким образом психических новообразований – образов, умственных действий, навыков.
Практическая задача – добиться формирования умственных действий, навыков и образов с заранее заданными свойствами (параметрами).
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей (выполняющие соответствующие функции):
· ориентировочная (управляющая),
· исполнительная (рабочая)
· контрольно-корректировочная.
Существуют первичные и вторичные свойства действия.
Первичные свойства (формы совершения, меры обобщённости, развёрнутости, самостоятельности, освоения действия) – независимые характеристики действия. Именно они формируются в процессе поэтапной отработки и варьирования условий, в которых действия усваивается.
Вторичные свойства (разумность, прочность, освоенность, мера абстракции) являются следствием одного или нескольких первичных. Их нельзя сформировать непосредственно – путь к ним лежит через первичные свойства.
Первичные качества действия
· Формы совершения действия:
ü материальная (действие с конкретным объектом);
ü материализованная (действие с материальной моделью объекта, схемой, чертежом);
ü перцептивная (действие в плане восприятия);
ü внешнеречевая (громкоречевая) (операции по преобразованию объекта проговариваются в слух);
ü внутриречевая (то же, но без звука);
ü умственная (действие максимально свернуто и результат появляется как бы сам собой, автоматически. Сам процесс совершения действия (и его отдельные этапы) протекает очень быстро и не доступен сознательному контролю со стороны субъекта.
· Мера обобщенности действия. Определяется степенью выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных.
· Мера развернутости действия. Полнота представленности в нем всех, первоначально включенных в действие операций.
· Мера самостоятельности (разделенности) действия. Объём помощи, которую оказывает учащемуся преподаватель в ходе совместно-разделенной деятельности по формированию действия.
· Мера освоения действия. Степень автоматизированности, легкости и быстроты выполнения.
Вторичные качества действия:
· Разумность – логичность действия, степень его отличия от набора случайных проб и ошибок. Разумность действия определяется:
ü содержанием ориентировочной основы действия (насколько в ней отражены существенные условия выполнения действия);
ü мерой обобщенности действия;
ü степенью развернутости первоначальных форм действия: чем полнее действие представлено перед обучаемым, тем лучше он усваивает его логику.
· Осознанность (сознательность) – возможность не только правильно выполнить действие, но и обосновать в речевой форме правильность выполнения.
· Прочность – возможность выполнения его спустя определённое время после формирования (сопротивляемость разрушению со временем).
· Мера абстракции – способность выполнять действие в отрыве от чувственно-наглядного материала.
· Безошибочность – величина обратная среднему количеству ошибок при многократном выполнении действия.
Формирование ориентировочной основы действия. Типы различаются по следующим параметрам:
· полнота ориентировки
· степень конкретности или обобщённости
· степень самостоятельности
Три основных варианта ориентировки:
· ориентировка неполная, конкретная, полученная самостоятельно методом проб и ошибок (учащемуся даётся образец действия и результат действия) [174, 20][1]
· ориентировка полная, конкретная, полученная в готовом виде (несамостоятельно) [22, 8]
· ориентировка полная, обобщённая, полученная самостоятельно [14, 1]
Если проводится освоение нового действия, необходимо проходить все этапы формирования. Если же умственное действие формируется на основе уже существующих, то можно начинать не с первого этапа.