Закономерность зависимости результатов обучения от особенностей взаимодействия личности с окружающим миром.

Закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучаемых.

8) Закономерность связей между внутренними компонентами процесса обучения (методы и средства зависят от задач и содержания учебной ситуации. Форма урока определяется содержанием и т.д.)

Принципы обучения.

Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях

достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.

Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению

дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул.

проц. обуч.

1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на

всестороннее развитие личности и индивидуальности у.

2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с

современ. науч. знанием.

3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки,

культуры, опыта, деятельности.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности

учащихся при руководстве учителя.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности рез. обучения.

8. Принцип связи обучения с жизнью.

9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов

деятельности учащихся.

Принцип наглядности.

Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию

и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать

возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности:

1. Естеств. наглядность

2. Экспериментальная (опыты, эксперименты)

3. Объемная (модели, макеты)

4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.)

5. Звуковая

6. Символическая или графическая (графики, схемы)

7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У)

11.Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения.

Методы обучения, их классификация.

Метод обучения - способ представления (подачи) информации учащемуся в ходе его познавательной деятельности. Особенность методов обучения в том, что доминирующая цель их применения — формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности. Основные группы методов обучения:1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.(Словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы обучения.2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (познавательные игры, учебные дискуссии и др.).3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (устный, письменный, лабораторный контроль, самоконтроль + методы самоанализа и самооценки поведения).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, их характеристика.

Словесные методы обучения -Учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

Учебная лекция - устное изложение учебного материала, большее по размеру, чем рассказ, с логическими построениями, доказательствами и обобщениями. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

Беседа - разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению нового понятия, факта или закономерности.

Инструктаж – дача указаний по выполнению какой-либо деятельности.

Наглядные методы обучения:

Метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Индуктивные и дедуктивные методы:

= Логика раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция).

При использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы.

Методы самостоятельной работы:

Ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя.

Работы с приборами и лабораторными установками.

Работа сучебником и другой литературой. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное.

Наши рекомендации