Профессиональное мастерство педагога
Если посмотреть на программу развития профессионального потенциала учителя, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — педагогическое мастерство. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Например, есть мнение, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, а также мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. Поражает то, что в каждом определении подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством.
Мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Учитель — мастер своего дела — специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность преподавателя в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.
В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию мастерства учителя. Первый связан с пониманием методов практического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от его личности, то никакого противопоставления тут нет, разница лишь в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность, его реализующую, или через личность учителя, реализующего метод.
Чтобы овладеть мастерством, надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
«Все в нашем педагогическом деле, — пишет профессор Ю.П. Азаров, — в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь
к мастерству».
Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами преподавателя. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому
мастерству.
«Разве мы можем полагаться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? — спрашивал А.С. Макаренко. — И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? И можем ли мы строить воспитание в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т.е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
Исследуя различные аспекты психологии труда учителя, Н.В. Кузьмина утверждает, что по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса — это мастера, сумевшие хорошо овладеть приемами обучения и воспитания и добивающиеся благодаря этому эффективности
в работе.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовывать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподает, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.
Итак, учитель-мастер должен в совершенстве владеть современными методами преподавания.
Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что большинство может овладеть основными современными приемами обучения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы, постоянного самообразования, изучения специальной литературы, внедрения в собственную практику новых методов преподавания, самоанализа. Конечно, нельзя механически перенимать опыт коллег.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках, добиваться от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание — способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей состоит в умении управлять деятельностью учащихся, умело дирижировать всем процессом образования, управлять работой учеников, развивая их умение активно овладевать материалом.
Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.
Следующая составная часть педагогического мастерства — умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким, найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе обучения, используя смену методов работы, эмоциональность, активность, интересные примеры, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы, что будет способствовать росту симпатии к учителю, поможет выработать устойчивый, постоянный интерес к предмету.
Суть педагогического мастерства — своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.
Одним из важнейших признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями.
Педагогическая техника — комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.
Прежде всего учитель должен владеть искусством общения с детьми — выбирать нужный тон и стиль, т.е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с детьми необходимы простота и естественность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусственный тон назидательности, панибратства.
Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог постоянно имеет дело с большой группой детей, со значительным количеством выполняемых ими операций, и все это не должно уходить из-под его контроля. Очень важно для учителя и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Его необходимо учитывать при выборе педагогических приемов, так как он составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
Нельзя не сказать и о чувстве темпа в педагогических действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что учителя плохо соразмеряют темп действий, решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность воздействия.
Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям ими моральных качеств. Учитель не должен оставаться равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство учителя в какой-то мере сродни мастерству актера. Его обращение может быть просьбой, осуждением, ободрением, приказом, и всегда «играет» одну и ту же роль — самого себя и преследует этим только одну цель — правильно влиять на воспитанников. А.С. Макаренко утверждал, что «ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела». Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы, и, к сожалению, они так и остаются в разряде посредственных.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволяет ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление — определять к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что они часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских, обыденных представлений о педагогической деятельности.
Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание полезных рекомендаций и правил воспитания и обучения. Одни из них касаются элементарных приемов работы и не нуждаются в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей педагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера — традиционные и инструктивные, условные и безусловные, эмпирические и рациональные — прикладная часть педагогики. Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить даже несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. Однако столь же велик может быть и вред педагогических нормативов. Рецептурность, косность, шаблон, неприязнь к педагогической теории, догматизм мышления, ориентация на методические установки свыше, непонимание чужого положительного опыта — вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы педагогического процесса.
Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения, позволяют действовать без лишних затрат энергии, изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. По мнению В.А. Сухомлинского, открытие, сделанное учеными, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решать которую можно многими способами, и в выборе способа, воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и состоит творческий труд учителя.
Сохраняет свою актуальность мысль К.Д. Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. Они должны произвести впечатление на воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не сам факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал учитель, он всегда организатор, наставник и мастер педагогического воздействия. Исходя из этого, его мастерство можно разделить на элементы: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. В реальной деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
Владение основами педагогической техники — необходимое условие вооружения технологией. А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился показывать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда он не боялся, что кто-то к нему не пойдет и не почувствует того, что нужно. Из этого признания выдающегося педагога очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.
Необходимая в деятельности учителя культура речи — четкая дикция, «поставленный голос», правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, — писал А.С. Макаренко, — который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя Гак вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена речевыми умениями, мимической и пантомимической выразительностью, управлением своими психическими состояниями и поддержанием эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения
к миру.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми, всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции учителя.
Мастерство, по мнению опытных учителей, начинается, как это ни странно, с педагогических мелочей.
Сложно, не имея должного педагогического опыта, избежать многих ошибок. Может, именно поэтому, что к ним-то как раз и не готовятся. Разве придет в голову при подготовке к уроку, а тем более к первому, думать о чем-то, кроме того материала, который нужно донести до учащихся.
Все начинается с «мелочей» — и самые большие достижения, и самые большие педагогические промахи. «Чем мы моложе, тем больше уверены в себе», — подмечено верно и очень давно. Это в равной мере относится и к молодым учителям. Нередко они стремятся списать свои промахи на счет самих детей, родителей, школы. И кажется, речь идет действительно о каких-то пустяках. «Подумаешь, отпустила класс с урока пораньше», — говорит молодая учительница на замечания завуча. «Подумаешь, не убрали дежурные класс после уроков», — оправдывается начинающий классный руководитель перед администратором. «Какая мелочь!» — возмущается учительница на замечание директора по поводу того, что удалила с урока трех учеников, которые мешали заниматься.
Педагогические «мелочи» имеют одну очень важную тенденцию — перерастать в крупные неприятности, если их не анализировать, не извлекать из них урока.
К разряду таких мелочей неопытные педагоги относят, например, использование замечания учащимся. Тем не менее сущность данного педагогического явления значительно глубже, серьезнее. Попробуем разобраться в этом. Итак, чтобы избежать явных ошибок на пути к мастерству, учителю необходимо знать условия эффективного использования замечаний в учебно-воспитательном процессе. Здесь уместно вспомнить народную мудрость: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
Одним из средств педагогического воздействия является хорошо продуманное, выраженное в тактичной форме замечание учителя. Начинающие не всегда хорошо представляют себе, в каких случаях нужно его применять. Порой замечания приводят к ненужному обострению отношений, конфликтной ситуации. Воспитательный результат любого воздействия во многом зависит от воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителя — он должен не только знать, что требовать, но и уметь требовать.
В педагогической практике применяется два вида замечаний: как требование, предъявляемое педагогом детям, и как мера наказания. Первое вызвано необходимостью включить школьников в работу, поддержать и закрепить их положительные действия, затормозить ненужные и неправильные. Не всегда в этих случаях нужна категоричная форма требования. Оно может быть предъявлено и в мягкой форме — благожелательной просьбе, рекомендации.
Замечание как мера наказания применяется к ученикам, нарушающим дисциплину. Оно оказывает воспитательное воздействие лишь в том случае, если ребенок осознает его справедливость. Делая замечания, учитель должен быть уверен в том, что ученик правильно воспримет его и оно даст желаемый результат.
Замечание ребенку нужно делать в том случае, если его нельзя избежать. Учитель-мастер не злоупотребляет замечаниями, а используют другие приемы, мобилизующие класс: выразительный взгляд, паузу, жест и т.п. Если замечание высказано нечетко, без мотивации, у детей создается неправильное представление об отношении к ним учителя. В результате класс не только не поддержит его требования, а, наоборот, выступит в защиту нарушителя. В замечании могут быть отражены предстоящие позитивные изменения в поведении ученика, нужно порицать поведение, а не самого ученика. Недопустимы замечания, высказанные в обидной форме. Опытные учителя часто используют анонимную форму обращения ко всему классу, применяют замечания в форме задания, поручения, предупреждения, когда оно предъявлено в мягкой, не оскорбительной форме и даже с добродушной иронией. В каждом конкретном случае учитель должен найти подходящую форму замечания, которая позволит решить ситуацию.
Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и учитель, особенно начинающий. Но каждая ошибка, особенно педагогическая, довольно дорого обходится как самому учителю, так и школьнику. Вот почему необходимо делать должные выводы из ошибок как своих, так и чужих, поэтому следует чаще бывать на уроках и внеклассных мероприятиях других учителей, анализируя их успехи и неудачи. Следует внимательно прислушиваться к их замечаниям, принимать с благодарностью, уметь признавать свои ошибки и воспринимать замечания без обиды, ведь они сделаны для вашего же блага. Без этого не может быть и речи о росте педагогического мастерства учителя.