Профессиональное мастерство и карьера педагога

Авторитет (от лат. auctoritas)-достоинство, сила, власть, влияние. В педагогическом энциклопедическом словаре под ред. Б.М. Бим-Бада авторитет, трактуется как добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. В работах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritassenates». Положение об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия. Концепция о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.[3]

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — соц.-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты часто свойственны авто​ритарному учителю.[1]

Авторитет учителя— особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспи​тателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. [1]

Иррадиация авторитета учителя— перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверя​лось. [1]

Спецификация авторитета— признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в каче​стве авторитета.[1]

Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует раз​витию активности детей, их индивидуальности, ведет к возник​новению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. [1]

Авторитарный стиль педагогического руководствапредставляет со​бой стрессовую воспитательную систему, основанную на власт​ных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимо​действия с воспитанниками. [1]

Принцип авторитарной педагогики— учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регла​ментирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.[1]

Педагогика — не только наука, но и величайшее Мастерство и Искусство, доминантой которой является личность учителя.[3]

Искусство Учителя, как утверждает В.Г. Рындак, в том и заключается, чтобы с высоты своей образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки [2, с. 5].

Мастерство педагога, являясь составляющей авторитета, находится с ним в неразрывном единстве. Эффективность влияния педагога на обучающихся, всегда находится в центре внимания преподавателей. Один из возможных путей решения данного вопроса - построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более эффективно и убедительно воздействует на других.[3]

Проблемой авторитета педагога (учителя, воспитателя) занимались И. П. Андриади, М. Ю. Кондратьев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Н. А. Морева, Д. Ф. Самуйленков, М. И. Станкин, В. А. Сухомлинский, М. В. Корепанова и др.[3]

К специфическим особенностям авторитета педагога,определяемого как авторитет знаний, общения, личности, внешности, она относит:

- нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления и т. п.);

- нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убежденность);

- ​ интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;

- ​ уважение личности воспитанника, создающее благо​приятную атмосферу взаимодействия обучающихся и педагога, нравственно-эстетическое взаимопритяжение [2, с. 157].

Не малую роль в становление авторитета играет успешность самого учителя. Г.М. Коджаспирова отмечает, что авторитет напрямую соответствует и успешности самого учителя. К критериям успешности она относит: отношение педагога к людям, себе, работе, а также его креативность и гибкость (рис.1).

Отношение к людям -​ доброжелателен, -​ помогает другим, -​ умеет слушать и слышать других и иные мнения, -​ независтлив, -​ не стесняется скрашивать и учиться у других, -​ старается всё объяснять;
Отношение к себе -​ чувствует себя достаточно сильным и уверенным, -​ старается возникающие проблемы решать, а не избегать, -​ берет на себя обязательства и ответственность, -​ самокритичен;
Отношение к работе -​ трудоспособен и организован, на все хватает время, -​ ищет решения и возможности их реализации, -​ испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок;
Креативность. (гибкость) -​ знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить, -​ сам себе задаст темп работы, использует время рационально, -​ не боится ошибиться в поисках лучшего, -​ занимается самообразованием.

Рисунок 1. Критерии успешности педагога (по Г. М. Коджаспировой)[5]

В след за М. Ю. Кондратьевым, в более поздних исследованиях, ученые И. П. Андриади, И. И. Ефремов и Н. А. Морева в структуру авторитета педагога включают следующие составляющие

- профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразии и др.);

- личностный компонент (характерологическая составляю​щая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность и др.);

- ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);

- культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);

- социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии; социальный престиж профессии; социальные (профессиональные) стереотипы и др.);

- ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).[3]

Условия становления авторитета можно выделить, опираясь на анализ принципов его построения, предложенных (И. П. Андриади).

1.​ Необходимое условие в построении авторитетных отношений — успех в совместной деятельности. По мнению И. П. Андриади, это обусловлено тем фактом, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Кроме того, также важно в построении авторитетных отношений создание атмосферы эмоцио​нального благополучия и сопричастности к успеху.[6]

2.​ Соответствие личностных качеств педагога содержанию и условиям совместной деятельности. Это связано с тем, что авторитет образуется синтезом свойств личности. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, и наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к неавторитетности руководителя.[6]

3.​ Есть общие свойства личности педагога как руководителя, способствующие построению авторитетных отношений. К ним относятся профессиональная компетентность; обязательность; умение слушать, слышать; деловитость, организаторская активность и ряд других. Особую роль в построении авторитета педагога играют нравственно-психологические качества: открытость, терпение, обаятельность, отзывчивость и др.[6]

4.​ Учет ценностных ориентации, мотивации и потребностей всех воспитуемых и каждого в отдельности. Это связано с тем обстоятельством, что востребованность конкретных личностных качеств педагога зависит также от ценностных ориентации конкретного коллектива. Одни и те же личностные качества педагога принципиально по-разному проявляются и воспринимаются в группах разного уровня развития. Такие качества, как строгость, взыскательность, в высокоразвитом коллективе могут выступать одним из оснований для построения авторитетных отношений. В то же время в группах с низким уровнем развития коллектива и социально-психологической зрелости эти же качества могут быть расценены как негативные и препятствовать их формированию. Этим можно объяснить тот факт, что один человек может быть неавторитетным для одних и авторитетным для других. Речь фактически идет о субъект-субъектном характере построения авторитета, так как ценностные ориентации, мотивация и потребности присущи конкретному субъекту.[6]

5.​ Условие, связанное с необходимостью учитывать возрастные особенности обучаемых. Чем младше воспитанники, тем более они признают авторитет педагога в первую очередь в силу авторитетности его ролевой позиции, в силу его властных полномочий. По мере взросления обучаемых происходит усиление личностной избирательности. Если в младшем возрасте наблюдается иррадиация авторитета педагога, то в процессе взросления проявляется его спецификация за счет уменьшения ориентации обучаемых на роль педагога.[6]

6.​ Необходимость сбалансированности педагогических задач со спецификой и уровнем авторитета педагога. Необходимо соизмерять учебно-воспитательные задачи и возможности их решения с учетом не только субъективных возможностей педагога, но и объективных реалий, так как в реальной жизни не может быть ситуации, когда педагог всесилен во всех аспектах воспитательных проблем. Но в то же время предвосхищение возможных трудностей характеризует его профессионализм.[6]

7.​ Наличие нравственного авторитета педагога,являющегося определяющим в решении задач нравственного воспитания. Это связано с тем, что в профессиональной деятельности педагога приоритетной является проблема эффективного формирования нравственных качеств, что обусловливает важность в учебно-воспитательном процессе его нравственного авторитета. Этот аспект педагогической деятельности не может быть проигнорирован. Если нравственные качества педагога оцениваются обучаемым как неприем​лемые, то эффективное решение задач воспитания невозможно.[6]

8.​ Условие, связанное с необходимостью предъявлять требования только в сочетании с проявлением взаимного уважения, доверия и значимости.Процесс воздействия педагога на обучаемых всегда сопряжен с выдвижением определенных требований. Коррект​ность и тактичность выдвижения требований педагогом в сочетании с уважением личности своих воспитанников во многом будут определять характер взаимоотношений. Важнейшим слагаемым уважения, отношений доверия между людьми является взаимная значимость, которая и позволяет создать необходимую атмосферу подлинного сотрудничества и сопричастности педагога к проблемам обучаемых.[6]

9.​ Подкрепление авторитетных отношений. Приобретенный авторитет требует постоянного подтверждения, что особенно актуально при работе с подростками и юношеством в силу отмеченных ранее возрастных особенностей.[6]

10.​ Активная личностная позиция педагога в процессе формирования и поддержания авторитетных отношений.[6]

11.​ Социальная перцепция. Статус учительства в государстве, статус образовательного учреждения, в котором педагог работает, статус предмета — все это сказывается на мере аванса доверия, который изначально дается педагогу и является условием становления его авторитета.[6]

12.​ Среди психолого-педагогических характеристик личности и деятельности педагога основное значение для формирования его авторитета среди обучающихся, по мнению большинства исследо​вателей, имеютсоциально значимые нравственные качества личности педагога, его коммуникативные способности и умения, его общая и профессиональная компетентность, эрудиция [6].

Авторитет личности педагога — неповторимая его индивидуальность, оказывающая интенсивное педагогическое, психологическое и эмоциональное воздействие на обучаемых.[6]



Список литературы:

1) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с. [электронный ресурс]-Режим доступа-URL: http://refdb.ru/look/1940555.html

2) Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public

3) Якушева С.Д [электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAq

4) Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2006. 320 с. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAq

5) Каджаспирова Г.М. [электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAq

6)​ Андриади И. П. Авторитет учителя и процесс его становления: Монография. М., МПГУ, 1997. 205 с [электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAq

Наши рекомендации