Как деятельность, совместная с учащимися

Обучение включает в себя совместную деятельность учи теля и учащихся, взаимосвязанную и взаимообусловленную.

Ведущая роль учителя в обучении объективно обусловлена социальным назначением его профессии, которая состоит в передаче подрастающему поколению богатого опыта, накопленного человечеством: в сфере познания, труда, общения, общественных связей и оценок, эстетических взглядов, вкусов и т.д.

В учебном процессе все это находит свое выражение В образовательной, развивающей и воспитывающей функциях, осуществляемых учителем. Учитель прежде всего учит, передает опыт посредством знаний, вооружает учащихся умениями, навыками учебного труда. Но одновременно он приобщает школьников к основам мировоззрения и морали, способствует формированию интересов и способностей, развитию их познавательных сил. Деятельность учи теля оказывает большое влияние на целостное формирование личности ученика.

Выполнению сложных функций обучения способствует планирование, в котором отражается весь процесс совместной с учениками деятельности. Оно необходимо для оказания помощи ученикам при затруднениях в процессе деятельности, для контроля за результатами их учения. При этом, организуя познавательную деятельность учащихся, учитель непрерывно усложняет требования к ней, способ­ствующие постепенному и постоянному их продвижению в учении.

Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться, приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами науки, техники, идеологии, искусства, культуры, вырабатывать прочные морально-мировоззренческие позиции, готовить себя к полезной деятельности в обществе.

Ученик — активный участник процесса обучения. Он решает различные познавательные задачи, выполняет практические задания, участвует в обсуждении ответов своих товарищей, собирает гербарии растений, коллекции листьев и полезных ископаемых, делает зарисовки птиц, цветов, рельефа местности, изучает родной край, работает в раз­личных кружках и студиях. Поэтому учитель должен так строить обучение, чтобы учащиеся могли активно участво­вать в этом процессе. Если они успешно и сознательно учатся, работают творчески, выполняют задания, то возни­кают настоящие учебные коллективы, объединяющие уча­щихся с высокими духовными и нравственными устоями. Это одно из главных условий успешной деятельности учи­теля в процессе обучения.

Формирование активности и самостоятельности уча­щихся — одна из необходимых задач деятельности учите­ля, потому что это не только показатель, но и важнейший фактор плодотворного учения.

Учитель должен мысленно представлять весь ход учеб­ного процесса и развития своих учащихся, используя для этого различные организационные формы, методы и при­емы обучения. Успех его деятельности в большей мере за­висит от того, насколько ему удалось организовать учеб­ную деятельность, характеризующуюся такими признака­ми, как активность, самостоятельность и сознательность

ученика.

Формирование активности и самостоятельности уча­щихся в учебном процессе происходит при выполнении самостоятельных работ. Отбирая их, учитель обязательно планирует способы деятельности учащихся. Ученики же, выполняя самостоятельную работу, активно пользуются зна­ниями и приобретенными умениями, совершают творчес­кую поисковую деятельность, на которую их ориентирует

учитель.

Деятельность учителя всегда должна быть направлена на' воспитание у учащихся положительного отношения к учению. Активность, самостоятельность учения существен­но способствует формированию У учащихся мотивов учиться заинтересованно, настойчиво, творчески. Постоянное обо­гащение мотивации учения, в свою очередь, оказывает по­ложительное влияние на качество и результаты учебной деятельности. Наблюдения за детьми, поступающими в шко­лу, специальные исследования, посвященные проблемам мо­тивации учения, свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве дети хотят учиться. Их привлекает новизна, желание ходить в школу связано у них со стремлением не быть на положении маленького, а «заниматься серьезным делом», «учиться, как все, как старшие ребята». Однако это желание далеко не у всех школьников сохраняется на протяжении всех лет обучения. Иногда по ряду причин (накопление отрицательного опыта деятельности, отсутствие успеха, не сложившиеся отношения между членами коллектива, болезни и др.) учащиеся утрачивают интерес к учению.

Поддерживать у ученика стремление учиться, находить для этого необходимые стимулы в учебном процессе — одна из забот учителя.

Особая роль в процессе обучения отводится проблемным ситуациям, ибо они значительно активизируют познавательные процессы учащихся, формируют их творческое мышление. Процесс познания становится напряженнее, активнее работает воображение (учащиеся ищут, догадываются, спорят). Роль учителя в подобных ситуациях заключается в том, чтобы стимулировать и направлять поиск учеников, ориентировать их на решение поставленной задачи. И хотя истина добывается здесь активными действиями учеников, учитель, по меткому выражению Сократа, является «повивальной бабкой истины», потому что он выдвигает проблемы, создает проблемные ситуации и направляет деятельность учащихся на их решение.

Есть множество аксиоматических знаний, которые учащимся следует сознательно выучить и прочно запомнить, чтобы на их базе совершалось познание различных отраслей науки. И здесь большую роль играет учитель, использующий устный рассказ, объяснение или другие источники для передачи научно точной и педагогически продуман ной информации.

При решении задач эвристического характера функция учителя состоит в том, чтобы отобрать вопросы и задания соответствующего содержания, позволяющие ученикам активно оперировать уже имеющимися знаниями. Он дает учащимся возможность самостоятельно думать, а затем вместе с ними анализирует пути и способы решения, при меняемые учащимися.

При решении задач по образцу учитель либо сам, либо с помощью учеников показывает возможный путь решения, раскрывая весь путь следования от анализа условия задачи до ее результатов. Ученики отыскивают отношения и зависимости в содержании задачи и устанавливают свя­зи между имеющимися у них знаниями и условиями зада­чи. Этот вариант наименее полезен для развития учащихся, потому что он действует на репродуктивном уровне, а путь аналогий необязательно подводит к необходимым обоб­щениям. Решение задач по образцу оправдано лишь как ступень к более сложным видам деятельности, которые способствуют формированию навыков.

Иной становится деятельность учителя и учащихся в условиях алгоритмизации обучения. Здесь смысл деятель­ности учителя состоит в том, чтобы вооружить учащихся точным алгоритмом и логической последовательностью действий при решении задачи определенного класса. Ал­горитм — надежная опора деятельности ученика, он помо­гает находить и осуществлять рациональные логические операции, позволяет избегать лишней затраты сил, осво­бождая его умственные усилия для решения более слож­ных задач, допускающих совершение действий не одним, а множеством способов.

Таким образом, взаимосвязи деятельности учителя и уча­щегося многообразны. Они зависят от цели обучения, со­держания учебного материала и уровня подготовленности учащихся.

Специфика педагогического общения определяется его назначением и направлена на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществ­ляются обучение приемам и способам умственной деятель­ности, приемам работы, формирование мыслительных про­цессов, управление процессами учения, постоянное под­держание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, норматив­ных взаимоотношений с коллективом и учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение — многоплано­вый процесс организации, установления и развития ком­муникации, взаимопонимания между педагогами и учащи­мися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Проблеме педагогического общения посвящено значи­тельное количество исследований, анализ которых обна­руживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дис­куссии и др. С их помощью педагоги овладевают способа­ми взаимодействия, развивают общительность.

Другим направлением является исследование проблем взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в усло­виях достаточно полного взаимопонимания между обуча­ющимися, достижение которого требует определенных уси­лий и приемов.

Особую группу исследований составляют те, которые изу­чают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Преж­де всего это изучение проблемы педагогической этики и такта. Педагогическая система «учитель — ученик» в этом случае рассматривается как определенная культурная сущность, в которой большая роль отводится выполнению социально ободряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.

Эти и другие аспекты изучения педагогического обще­ния, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Пе­дагогическое общение в большей части достаточно регла­ментировано по содержанию, формам, а потому оно не яв­ляется лишь способом удовлетворения абстрактной потреб­ности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Итак, педагогическое общение представляет собой со­циально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологи­ческий уровень его осуществления и ценностные отноше­ния, которые должны актуализироваться, для педагога вы­ступают как социально заданные. Однако поскольку об­щение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодей­ствия личностное измерение.

Продуктивность педагогической деятельности во мно­гом предопределяется уровнем овладения учителем техно­логией педагогического общения. Многие серьезные за­труднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обу­чения и воспитания не предлагались, воздействие учителя на личность школьника осуществляется только через жи­вое и непосредственное общение с ним.

В.А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызывать поло­жительное отношение к тому, что мы хотим у него воспи­тать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией пе­дагогического общения. Иначе коммуникативные действия будут осуществляться путем проб и ошибок.

Основные трудности, которые испытывает учитель в об­щении с учащимися, связаны с неумением наладить кон­такт с ними на уроке, выстраивать взаимоотношения и пе­рестраивать их в зависимости от специфики педагогичес­ких задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика, трудностями передачи собственного эмо­ционального отношения к учебному материалу, а также не­умением управлять собственным психическим состояни­ем. Владение учителем технологией педагогического об­щения важно еще и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, им преподаваемый.

Специфическую характеристику профессиональной пе­дагогической деятельности выражают два ее взаимосвя­занных аспекта. С одной стороны, это педагогическое твор­чество в процессе общения с детьми, с другой — общение с ними в процессе педагогического творчества. Професси­онально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаи­модействия педагога и воспитуемых, содержанием которо­го является обмен информацией, оказание воспитательно­го воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педа­гогической деятельности — средство решения учебных за­дач; социально-психологическое обеспечение образова­тельного процесса, способ организации взаимоотношений педагога и людей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Наши рекомендации