Как деятельность, совместная с учащимися
Обучение включает в себя совместную деятельность учи теля и учащихся, взаимосвязанную и взаимообусловленную.
Ведущая роль учителя в обучении объективно обусловлена социальным назначением его профессии, которая состоит в передаче подрастающему поколению богатого опыта, накопленного человечеством: в сфере познания, труда, общения, общественных связей и оценок, эстетических взглядов, вкусов и т.д.
В учебном процессе все это находит свое выражение В образовательной, развивающей и воспитывающей функциях, осуществляемых учителем. Учитель прежде всего учит, передает опыт посредством знаний, вооружает учащихся умениями, навыками учебного труда. Но одновременно он приобщает школьников к основам мировоззрения и морали, способствует формированию интересов и способностей, развитию их познавательных сил. Деятельность учи теля оказывает большое влияние на целостное формирование личности ученика.
Выполнению сложных функций обучения способствует планирование, в котором отражается весь процесс совместной с учениками деятельности. Оно необходимо для оказания помощи ученикам при затруднениях в процессе деятельности, для контроля за результатами их учения. При этом, организуя познавательную деятельность учащихся, учитель непрерывно усложняет требования к ней, способствующие постепенному и постоянному их продвижению в учении.
Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться, приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами науки, техники, идеологии, искусства, культуры, вырабатывать прочные морально-мировоззренческие позиции, готовить себя к полезной деятельности в обществе.
Ученик — активный участник процесса обучения. Он решает различные познавательные задачи, выполняет практические задания, участвует в обсуждении ответов своих товарищей, собирает гербарии растений, коллекции листьев и полезных ископаемых, делает зарисовки птиц, цветов, рельефа местности, изучает родной край, работает в различных кружках и студиях. Поэтому учитель должен так строить обучение, чтобы учащиеся могли активно участвовать в этом процессе. Если они успешно и сознательно учатся, работают творчески, выполняют задания, то возникают настоящие учебные коллективы, объединяющие учащихся с высокими духовными и нравственными устоями. Это одно из главных условий успешной деятельности учителя в процессе обучения.
Формирование активности и самостоятельности учащихся — одна из необходимых задач деятельности учителя, потому что это не только показатель, но и важнейший фактор плодотворного учения.
Учитель должен мысленно представлять весь ход учебного процесса и развития своих учащихся, используя для этого различные организационные формы, методы и приемы обучения. Успех его деятельности в большей мере зависит от того, насколько ему удалось организовать учебную деятельность, характеризующуюся такими признаками, как активность, самостоятельность и сознательность
ученика.
Формирование активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе происходит при выполнении самостоятельных работ. Отбирая их, учитель обязательно планирует способы деятельности учащихся. Ученики же, выполняя самостоятельную работу, активно пользуются знаниями и приобретенными умениями, совершают творческую поисковую деятельность, на которую их ориентирует
учитель.
Деятельность учителя всегда должна быть направлена на' воспитание у учащихся положительного отношения к учению. Активность, самостоятельность учения существенно способствует формированию У учащихся мотивов учиться заинтересованно, настойчиво, творчески. Постоянное обогащение мотивации учения, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество и результаты учебной деятельности. Наблюдения за детьми, поступающими в школу, специальные исследования, посвященные проблемам мотивации учения, свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве дети хотят учиться. Их привлекает новизна, желание ходить в школу связано у них со стремлением не быть на положении маленького, а «заниматься серьезным делом», «учиться, как все, как старшие ребята». Однако это желание далеко не у всех школьников сохраняется на протяжении всех лет обучения. Иногда по ряду причин (накопление отрицательного опыта деятельности, отсутствие успеха, не сложившиеся отношения между членами коллектива, болезни и др.) учащиеся утрачивают интерес к учению.
Поддерживать у ученика стремление учиться, находить для этого необходимые стимулы в учебном процессе — одна из забот учителя.
Особая роль в процессе обучения отводится проблемным ситуациям, ибо они значительно активизируют познавательные процессы учащихся, формируют их творческое мышление. Процесс познания становится напряженнее, активнее работает воображение (учащиеся ищут, догадываются, спорят). Роль учителя в подобных ситуациях заключается в том, чтобы стимулировать и направлять поиск учеников, ориентировать их на решение поставленной задачи. И хотя истина добывается здесь активными действиями учеников, учитель, по меткому выражению Сократа, является «повивальной бабкой истины», потому что он выдвигает проблемы, создает проблемные ситуации и направляет деятельность учащихся на их решение.
Есть множество аксиоматических знаний, которые учащимся следует сознательно выучить и прочно запомнить, чтобы на их базе совершалось познание различных отраслей науки. И здесь большую роль играет учитель, использующий устный рассказ, объяснение или другие источники для передачи научно точной и педагогически продуман ной информации.
При решении задач эвристического характера функция учителя состоит в том, чтобы отобрать вопросы и задания соответствующего содержания, позволяющие ученикам активно оперировать уже имеющимися знаниями. Он дает учащимся возможность самостоятельно думать, а затем вместе с ними анализирует пути и способы решения, при меняемые учащимися.
При решении задач по образцу учитель либо сам, либо с помощью учеников показывает возможный путь решения, раскрывая весь путь следования от анализа условия задачи до ее результатов. Ученики отыскивают отношения и зависимости в содержании задачи и устанавливают связи между имеющимися у них знаниями и условиями задачи. Этот вариант наименее полезен для развития учащихся, потому что он действует на репродуктивном уровне, а путь аналогий необязательно подводит к необходимым обобщениям. Решение задач по образцу оправдано лишь как ступень к более сложным видам деятельности, которые способствуют формированию навыков.
Иной становится деятельность учителя и учащихся в условиях алгоритмизации обучения. Здесь смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы вооружить учащихся точным алгоритмом и логической последовательностью действий при решении задачи определенного класса. Алгоритм — надежная опора деятельности ученика, он помогает находить и осуществлять рациональные логические операции, позволяет избегать лишней затраты сил, освобождая его умственные усилия для решения более сложных задач, допускающих совершение действий не одним, а множеством способов.
Таким образом, взаимосвязи деятельности учителя и учащегося многообразны. Они зависят от цели обучения, содержания учебного материала и уровня подготовленности учащихся.
Специфика педагогического общения определяется его назначением и направлена на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляются обучение приемам и способам умственной деятельности, приемам работы, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и учителем, снятие эмоциональной напряженности.
Таким образом, педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблем взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между обучающимися, достижение которого требует определенных усилий и приемов.
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это изучение проблемы педагогической этики и такта. Педагогическая система «учитель — ученик» в этом случае рассматривается как определенная культурная сущность, в которой большая роль отводится выполнению социально ободряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.
Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания не предлагались, воздействие учителя на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с ним.
В.А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Иначе коммуникативные действия будут осуществляться путем проб и ошибок.
Основные трудности, которые испытывает учитель в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт с ними на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика, трудностями передачи собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумением управлять собственным психическим состоянием. Владение учителем технологией педагогического общения важно еще и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, им преподаваемый.
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, с другой — общение с ними в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности — средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, способ организации взаимоотношений педагога и людей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.